Фрагмент для ознакомления
2
Е.Е. Шевцова и Л.В. Забродина в своем исследовании указывают на то, что вопросы развития различных сторон речевого анализа, необходимо начать с анализа этапов становления речи [18]:
1) новорожденность (от 0 до 10 дней) и младенчества от 10 дней до 1 года жизни;
2) преддошкольный возраст – от 1 года до 3 лет;
3) период дошкольного детства – от 3 до 6-7 лет;
4) младший школьный возраст – с 6-7 до 10-11;
5) пубертат – с 11-12 до 14-16.
Эта классификация была предложена Е.Н. Винарской и Г.Н. Богомоловой [7]. Авторы приводят соотношение эмоционально выразительных средств в качестве предпосылок развития фонетических средств русского языка (Приложение 1). Они ссылаются здесь на Н.И.Жинкина, который описал механизмы речи еще в 1958 году, и говорят о том, что интонационные просодические средства языка появляются раньше, чем вербальные [11]. Эта мысль подтверждается наблюдениями логопедов, психофизиологов, неврологов, психологов и др. за развитием звуковых средств коммуникации. Таким образом, ребенок, ещё не переходя на вербализацию, с помощью интонации уже вступает в коммуникацию.
Первый рефлекторный крик новорождённого это уже этап речевого развития. Как отмечают М.И. Лохов и Ю.А. Фесенко, в нем присутствуют и голосовая составляющая, и шумы. Авторы подчеркивают, что частота основного тона первого крика новорожденного составляет 425-440 Гц, что соотносимо с нотой «ля» первой октавы. Несмотря на то, что первый крик – это ещё не дифференцированный звук или речевой элемент, тем не менее, крик младенца уже индивидуален и уникален [Приводится по 14].
Кроме того, было научно подтверждено, что постепенно младенец начинает формировать разные типы криков: связанные с физическим дискомфортом, крик боли, крик лишения, крик одиночества, голода и т.д. Эти интонационные компании появляются уже в первые три недели жизни. Крик одиночества как говорит Урюпина Т.А. со ссылкой на О.С. Орлову, появляется на третьей неделе жизни. Мать различает все эти крики посредством различения их по интонации. Громкость, модуляции звука, мелодика – вот те компоненты, которые позволяют оценить интонацию крика ребенка. Эти компоненты сохраняются и в дальнейшем, в плаче ребенка более старшего возраста и у взрослых [14].
К трем месяцам появляется гуканье (звуки «гы», «кхы»), затем гуление (сочетание звуков «ам», «мам», «агу» и др.) и т.д. Эти крики и сочетания звуков, становятся сигналами благополучия и неблагополучия ребенка. Коммуникация уже осуществляется на данном этапе благодаря интонации и мимике. В 6 месяцев появляется лепет, открытые слоги мама мама, баба, дадада и др. С появлением лепета уже можно говорить об усвоении ритмической структуры речи.
Р.В. Тонкова-Ямпольская говорит о том, что фонетическая деятельность ребенка активизируют слух, речевые и речедвигательные зоны коры. Ребенок слушает речь окружающих, то, что произносит сам, слушает свои звуки пытается транслировать то, что сказал взрослый, в мозге устраиваются нейронные связи – так происходит усвоение речи [14]. При этом автор говорит о том, что интонационное поле речеслухового анализатора, отвечающее за восприятие информации, формируются уже на стадии гуления, а к концу периода лепета оно уже сформировано.
К 6 месяцу жизни сформирована интонация удовольствия, интонация радости; на 7 месяце появляется интонация просьбы. На 7-8 месяце ребёнок накапливает звуки, артикуляция становится более чёткой, звуки более дифференцированными. Так продолжаются до года, когда формируется понимание речи. В период от 7-8 месяца до года основная семантическая нагрузка развития приходится не на фонемы, а на интонационные структуры, развитие ритма и общих контуров слов. Примерно к 11 месяцам, складываются активные лепетные цепи слогов, и чаще какой-то звук и/или слог имеет уже свою нагрузку, длительность, громкость высоту, ударения. Данный этап – начальная стадия формирования ударения, подчеркивает Е.Ф. Архипова [1]. Младенец воспринимает речь ориентируясь на интонацию, ритм и тембр. На данном этапе он уже отличает голос матери от голоса «чужих» или от голоса других близких. Голоса близких людей от «чужих» голосов. На фразу мамы: «Где мама?» ребенок, зачастую, имеет реакцию – поворачивает голову в сторону голоса. Как отмечают Г.М. Богомолова и Е.Н. Винарская [7], если в этот период мама произнесёт набор слогов, но стой же и интонацией, например: «Там ляля?», «Те лапа?», ребёнок также как при произнесении фразы «Где мама?» также повернётся.
Е.Е. Шевцова и Л.В. Забродина говорят о том, что это демонстрирует тот факт, что из всех речевых средств ребёнка в онтогенезе, в первую очередь усваиваются интонационные, а в дальнейшем уже фонетические, грамматические, лексические компоненты. Для ребенка 1 года жизни очень важно сформировать интонационные структуры [17].
На втором году жизни у ребенка появляются первые слова. А.Н.Гвоздев говорит о том, что вопрос в детской речи изначально оценивается только с помощью интонации, которая имитирует интонацию окружающих, в тот момент, когда появляются высказывания из двух слов [9].
На третьем году жизни в речи детей появляются указательные местоимения, интонации приобретают особую яркость и утрированность.
Интонационная окраска выстраивается за счет возможностей дыхания, артикуляции и голосообразования. Необходимо помнить, что в 2-3 года речевой аппарат еще растет и формируется, как и все указанные его компоненты воспроизводства интонационных структур (дыхания, артикуляции и голосообразования). Поэтому в 2-3 года еще рано говорить об овладении интонационными структурами речи [17; 18].
К 4-5 годам компоненты речевого аппарата, отвечающие за интонацию, выросли и сформировались. Ребенок использует разные виды интонации, как взрослый. Дошкольники на данном этапе хорошо ориентируются в интонации взрослых (О.И. Яровенко). При этом, хотя ребенок может воспроизвести или произнести фразу с интонацией уже с трехлетнего возраста, нередко его интонация несколько специфична. В речи детей отмечается некоторая «механичность» интонации, наигранность. Для дошкольника и младшего школьника, истинная непосредственная интонационная окрашенность еще не сформировалась окончательно [19]. Речь старшего дошкольника обладает своими интонационными и другими особенностями.
А.И. Максаков подчеркивает, что ребенок «на слух» способен четко дифференцировать повышение / понижение темпа, увеличение / снижение скорости, громкости голоса, различает тембр голосов. Ребенок способен передавать звучание речи, различные звуки живой и неживой природы – окружающего мира. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже владеет средствами контроля громкости своей речи, снижая и повышая ее может снизить громкость речи. Учитывая, что дети очень эмоциональны и им трудно говорить тихо – это значимое приобретение. Также, дошкольник способен оценить громкость речи окружающих [13]. Автор отмечает также, что выразительное чтение литературного произведения, взрослым или сверстниками, может быть для ребенка образцом, по которому он способен воспроизвести интонацию и воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности. Дети адекватно применяют различные типы интонации (вопросительная, восклицательная и др.) передавая свои эмоции в коммуникации [18].
Авторы подчеркивают, что старшие дошкольники, в силу своей эмоциональности, склонны ускорять темп речи. Как отмечает А.Н. Максаков, это не относится к пересказам текста, в которых включается познавательный компонент, речь при этом может замедляться [13]. Ребенок стремится сказать скорее, больше, что может обусловливать единичные пропуски звуков, замены звуков и нарушения интонации при условной норме речевого развития. При этом работа с выразительностью предполагает работу с эмоциональной сферой ребенка.
Яровенко О.И. определяет особенность интонационного оформления речи детей 2 до 4 лет. В своем исследовании он доказывает тот факт, что разные типы интонации, встречают в спонтанной речи дошкольников начиная с двух с половиной лет. У детей разного возраста интонационное оформление по-разному воплощается в спонтанной речи [20]. У детей третьего года жизни много указательных местоимений, а интонации, которыми пользуются дети в два с половиной года отличаются особой яркостью и утрированностью проявлений. Автор подчёркивают, что реализация интонационных типов ещё не достигла автоматизма, ребёнок ещё контролирует осознанно то, что позднее осуществляется спонтанно. Это можно пронаблюдать при выполнении заданий на повторение. Интонация восклицательных предложений, взятых из спонтанной речи, в процессе аудиторского анализа опознается лучше, чем интонация повторенных за экспериментатором восклицательных предложений. При условной норме развития речи, воспроизведение интонации обеспечивается при взаимодействии механизмов дыхания, голосообразования и артикуляции. В возрасте двух – трех лет эти механизмы все ещё находятся на стадии становления. Ребенок овладевает речью, у него формируется свой голос, голосовые связки ещё тонкие, короткие, маленькие ребенок не владеет полной мере своим голосом и, соответственно, интонацией. В четыре-пять лет, интонации, которыми дети пользуются, в основном соответствуют тем, которыми пользуются взрослые.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста (1-3 года). – М.: Мозаика-Синтез, 2023. – 120 с.
2. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. Москва: Просвещение, 1977. – 175 с.
3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (В норме и патологии) / НИИ дефектологии АПН СССР. Москва: Педагогика, 1977. – 176 с.
4. Визель Т.Г. Проблемы речевого развития детей: в поисках решений. Сборник статей. – Москва: Московский институт психоанализа; Когито-Центр, 2019. – 187 с.
5. Волкова Л.С. Логопедия / Под ред. С.Н. Шаховской. Москва: Владос, 2012. – 112 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Москва: АСТ, 2013. – 790 с.
7. Винарская Е.Н., Богомолова Г.М. Возрастная фонетика: учебное пособие для студентов дефектол. и психол. фак. вузов. Москва: АСТ: Астрель, 2005. – 206 с.
8. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Москва: Мозаика-Синтез, 2006. 208 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – Москва: Детство-Пресс, 2007. – 480 с.
10. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений у детей в процессе логопедической работы над связной речью // Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями / Под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. Москва: ВЛАДОС, 2010. 374 с.
11. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. – Москва. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 370 с.
12. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Санкт-Петербург: Союз, 2000. – 192 с.
13. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / А.И.Максакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
14. Тонкова-Ямпольская Р.В. Методическое письмо «Стимуляция речевого развития у детей первого года жизни» / Канд. мед. наук Р.В.Тонкова-Ямпольская ; Львовский науч.-исслед. ин-т педиатрии, акушерства и гинекологии. - Львов : [б. и.], 1968. - 13 с.
15. Урюпина Т.А. Логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в разновозрастной группе // Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 24 ноября 2022 г. — Отв. ред. С.В. Истомина. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет (ШГПУ), 2023. – 238 с.
16. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. Москва: Просвещение, 1989. – 239 с.
17. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи : учебное пособие для вузов / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 189 с. — (Высшее образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/516702 (дата обращения: 05.05.2024).
18. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер. Москва, 2008. 212 с.
19. Эльконин Д.Б. Детская психология. Москва: Академия, 2011. – 384 с.
20. Яровенко О. И. Становление интонационной системы детей младшего дошкольного возраста. / Становление речи и усвоение языка ребенком. – Москва: Изд-во МГУ. – 1985. – С. 33-46.