Фрагмент для ознакомления
2
Существуют положительные и отрицательные прибыли (убытки) в зависимости от величины конечного результата хозяйственной деятельности [1].
Для того чтобы компании могли эффективно управлять прибылью, необходимо подробно объяснить механизмы ее формирования и определить, как отдельные факторы влияют на увеличение или уменьшение прибыли.
Формирование прибыли имеет огромное влияние и зависит от операционных (внутренних) факторов организации. К этим факторам относятся:
- Увеличение количества продукции, произведенной на условиях договора, а также снижение себестоимости, улучшение качества продукции и ассортимента;
- повышение эффективности использования производственных фондов;
- повышение производительности труда;
- повышение компетентности руководства.
Группу внутренних факторов можно условно разделить на четыре подгруппы: производственные, непроизводственные, коммерческие и финансовые. Подгруппа производственных факторов касается количества, ритмичности, научно-технической, организационной и технологической оснащенности производства, а также качества и разнообразия выпускаемой продукции. Эти факторы можно разделить на два типа: экстенсивные факторы и интенсивные факторы.
Первый тип - комплексные факторы. Эти факторы отражают количество производственных ресурсов, время использования этих ресурсов и непроизводительное использование ресурсов.
Второй тип - интенсивные факторы. Эти факторы отражают эффективность использования ресурсов предприятия.
В группу непроизводственных факторов входят снабжение и сбыт, природоохранная деятельность, трудовые и социальные условия повседневной жизни.
Группа коммерческих факторов включает маркетинговую концепцию предприятия в целом и отражает следующее
- заключение хозяйственных договоров на основе детального изучения текущей и перспективной рыночной конъюнктуры;
- установление цен реализации, их ориентацию и организационно-экономическое обеспечение. В группу финансовых факторов входят доходы от продажи товаров и услуг, предпринимательские доходы от всех видов деятельности и доходы от всех видов предпринимательской деятельности.
- Штрафы
- Формы расчетов
- Регулирование цен
- Кредиты различных банков или финансирование из центральных резервов;
- анализ и сокращение дебиторской задолженности; обеспечение ликвидности других активов;
- Содействие финансированию на финансовых рынках.
Внешние факторы, не зависящие от организации, включают:
- изменение правительством регулируемых цен на продукцию, реализуемую организацией; или
- изменение государством уровня налогов и сборов; или
- изменения в нормах износа и амортизации; или
- любые природные, климатические, географические, транспортные, технологические и другие условия, влияющие на производство и реализацию продукции.
Все перечисленные группы факторов влияют на прибыль не прямо, а косвенно, через объем реализованной продукции и себестоимость, поэтому для определения конечного финансового результата необходимо более детально изучить такие показатели, как величина объема реализованной продукции и стоимость затрат и ресурсов, использованных в производстве [2].
При анализе прибыли, то есть нахождении и выявлении причин, влияющих на незначительные изменения в структуре и величине доходов, получаемых предприятием, внимание в первую очередь должно быть уделено формам и факторам, влияющим на формирование прибыли.
1.3 Основные методы повышения доходов бизнеса
В нынешней непростой ситуации, вызванной экономическим кризисом, важнейшей задачей для предприятий является поиск путей повышения рентабельности и предотвращения банкротства.
Основные пути повышения рентабельности [13]:
- Увеличение объемов производства
- Улучшение качества продукции
- Продажа или сдача в аренду излишков оборудования и других активов
- Снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей, производственных площадей, рабочей силы и рабочего времени;
- Диверсификация производства
- Расширение рынков сбыта и т. д.
- Снижение затрат на производство и сбыт продукции
- Повышение цен на продукцию за счет улучшения качества;
- Улучшение использования производственных фондов;
- Совершенствование структуры и источников формирования капитала;
- Повышение уровня организации производства, управления и т.д.
Одной из важнейших задач повышения рентабельности предприятий является оптимизация затрат, то есть достижение такого уровня издержек, который обеспечит необходимые финансовые результаты при выполнении производственного плана компании. Среди существующих инструментов оптимизации затрат наиболее важными являются обычные инструменты контроля затрат, включающие планирование, учет, контроль и программы мероприятий по снижению затрат.
Подход к организации планирования, учета и контроля затрат [10, с. 97]: необходимо выделить подразделение, центр ответственности за затраты и применять стандартный набор контрольных процедур.
Существует два метода планирования затрат: планирование «от достижения», когда базой для сравнения служат затраты предыдущего периода, и планирование «от производства», когда источником являются производственные и ресурсные потребности. Более прогрессивным является метод планирования затрат «от входа к выходу», при котором за каждым показателем затрат следуют объемы производства, физические количества ресурсов и перечень планируемых мероприятий. Основой для планирования «от производства» являются план производства, ассортимент продукции, критерии потребления ресурсов, критерии календарного планирования, а также фактический масштаб и завершенность незавершенного производства на начало планового периода. Компаниям необходимо не только рассчитывать и анализировать затраты на планируемый месяц, но и прогнозировать их на следующий период: «В этом контексте необходимо соблюдать принцип «проскальзывания» при планировании затрат. Это означает, что плановое количество деталей может быть определено не только на планируемый месяц, но и на последующие месяцы». [10, с. 98] Единый сквозной график планирования, предлагаемый в качестве инструмента планирования, предоставляет такую возможность, поскольку охватывает весь период производственного цикла изготовления изделия.
В результате такого подхода решается основная проблема систем планирования затрат - повышение прозрачности плана затрат за счет обеспечения взаимосвязи между потребностями в производственных ресурсах и планом затрат. Реализация системы планирования малого производства становится возможной благодаря внедрению автоматизированной системы управления.
Автоматизированные системы управления предприятием позволяют не только компьютеризировать процесс планирования, но и составлять отчеты о его выполнении, анализировать структуры и носители затрат, проводить сравнительный анализ. Это помогает выявить затраты, которые растут каждый месяц или составляют значительную долю от общих затрат компании, сравнить ключевые показатели компании с показателями конкурентов и, наконец, определить факторы, влияющие на стоимость. Следующий шаг - разработка комплексного плана действий по минимизации затрат.
Современный этап развития экономики характеризуется тем, что инновации становятся важнейшим фактором поддержания конкурентоспособности предприятий и увеличения их стоимости. Российские предприятия испытывают снижение инвестиций, главным образом, в инновационное развитие предприятий. Сокращение инвестиций приводит к снижению финансовых показателей предприятий, а также к снижению уровня технологий и квалификации. Парадокс современной экономической динамики заключается в том, что избыток капитала в национальной экономике приводит к сокращению ресурсов, необходимых для внедрения инноваций. Избыток капитала находится в секторе труда, у государства и населения». Этот парадокс объясняется формированием неэффективного финансового поведения инвесторов» [12].
Современный подход к формированию финансового механизма инновационного развития промышленных предприятий основан на демонстрации двух моделей внутреннего механизма воспроизводства активов предприятия - продуктовой модели и воспроизводственной модели. Продуктовая модель воспроизводства основана на привлечении прямых инвестиций и эффективна преимущественно в условиях слабой конкуренции. Воспроизводственная модель проявляется в устойчивом росте собственного капитала компании и базируется на финансовых механизмах, гарантирующих рост финансовых показателей. Основным критерием воспроизводственной модели является стоимость бизнеса. В таблице 1 представлены сбалансированные финансовые показатели основных видов экономической деятельности.
Конечный продукт, выраженный в натуральном выражении, включает в себя не только материальные, но и интеллектуальные элементы, и чем выше характеристики объекта и чем выше его потребительская стоимость, тем выше его стоимость». Тенденция к ускоренному размыванию материальных преимуществ за счет нематериальных продолжает усиливаться» [12].
Поэтому современное предприятие не может существовать без инновационной деятельности. Только производственная деятельность в условиях частой сменяемости продукции лишает их экономических перспектив и приводит к банкротству через три-десять лет.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов, А.П. Сбалансированный рост в моделях децентрализованной экономики / А.П. Абрамов. - Москва: ИЛ, 2022. - 650 c.
2. Агекян, Л. С. Содержание анализа финансового состояния организации и решения, принимаемые на его основе / Л.С. Агекян // Молодой ученый. — 2020. — №4. — С. 329-331.
3. Адаменко, А. А. Оценка финансового состояния организации при переходе на международные стандарты финансовой отчетности / А. А. Адаменко, М. С. Воробьева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2018. - № 19(1). - С. 33-37.
4. Балашов П. В. Проблемные аспекты управления финансами малого предприятия / П. В. Балашов // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 5. - С. 738-741.
5. Бочарова, О. Ф. Апробация методики оценки финансовых результатов деятельности организаций АПК / О. Ф. Бочарова, О. А. Черная, Д. В. Асеев // Деловой вестник предпринимателя. - 2021. - № 3(1). - С. 15-24.
6. Буркунова М. М. Оценка вероятности банкротства корпорации / М. М. Буркунова, И. В. Булава // Вестник российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева: Гуманитарные и социально-экономические исследования. - 2018. - № 9-2. - С. 21-28.
7. Герасименко, О.В., Петривская, А.В. Практические аспекты стабилизации финансового состояния организации в условиях кризиса / О.В. Герасименко, А.В. Петривская // Инновационная наука. 2022. № 1-1. С. 28-32.
8. Говдя, В. В. Финансовая безопасность субъекта хозяйствования: экономико-правовая сущность и методика оценки / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева, З. И. Кругляк // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 43(5). - С. 70-76.
9. Исхакова, З. Р., Маймур, Т. Д. Современные подходы к анализу финансового состояния организации / З.Р. Исхакова, Т.Д. Маймур // Молодой ученый. — 2022. — №1. — С. 371-375.
10. Кокошников Е.А. Обеспечение финансово-экономической устойчивости компании в период антироссийских санкций и кризиса российской экономики // Стратегии бизнеса. 2022. Том 10. № 1. С. 19-21.
11. Костин А. Н. Сущность и содержание управления финансовыми рисками как основа финансовой устойчивости предприятия / А. Н. Костин // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 2. - С. 906-912.
12. Крайнова, К. А., Кулина, Е. А., Сатушкина, В. С. Методика анализа финансовой устойчивости предприятия в условиях кризиса / К.А. Крайнова, Е.А. Кулина, В.С. Сатушкина // Молодой ученый. — 2023. — №11.3. — С. 46-50.
13. Куликова Н. Н. Прогнозирование вероятности банкротства предприятия в соответствии с отечественными и зарубежными методиками / Н. Н. Куликова // Stadium. - 2018. - № 2(47). - С. 6.
14. Левкина Н.Н. Антикризисные стратегии управления ресурсами предприятий в современных условиях РФ / Н.Н. Левкина // Научные исследования и разработки. Экономика. 2022. Том 10. № 3 С. 65-69.
15. Мазниченко, В. Л. Антикризисное управление: курс лекций для студентов высших учебных заведений / В. Л. Мазниченко, И. Ю. Смирнова. — Симферополь: Университет экономики и управления, 2020. — 238 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/108054.html
16. Оксанич, Е. А. Ключевые аспекты проведения финансового анализа на основе данных отчетности организации / Е. А. Оксанич, Н. В. Тимошенко, С. К. Батмен // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 51(4). - С. 208-211.
17. Пионткевич Н. С. Развитие финансового консультирования в управлении финансами организации : моногр. / Н. С. Пионткевич, Л. И. Юзвович. - Екатеринбург : Издательство УрГЭУ, 2021. - 191 с.
18. Хамбулатова З. Р. Финансовая устойчивость предприятия: анализ и пути улучшения / З. Р. Хамбулатова, И. М. Р. Исмаилов // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 3. - С. 1407-1411.
19. Храмченко А. А. Проблема оценки финансового состояния сельскохозяйственных организаций с целью диагностики банкротства: Монография / А. А. Храмченко, Е. А. Болотнова. - Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2021. - 158 с.
20. Чернявская, С. А. Финансово-экономический анализ ключевых показателей бухгалтерской отчетности ЗАО ОПХ «Центральное» / С. А. Чернявская, Д. И. Бовталенко, А. С. Кохненко // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 49(2). - С. 329339.
21. Шаврина Ю. О. Разработка механизма процессного управления финансовой устойчивостью коммерческих предприятий / Ю. О. Шаврина // Финансовый менеджмент. - 2022. - № 6. - С. 28-39.
22. Шпилина Т. М. Стабилизация финансового состояния предприятия: разработка методики и оценка ее эффективности / Т. М. Шпилина, И. И. Ладин // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 4. - С. 1404-1410.