Фрагмент для ознакомления
2
Художественно-эстетическое воссоздание жизни всегда касается главного: национального мироощущения и национальной судьбы. Искусство для башкира - не просто украшение жизни, развлечение или забава, уносящая в мир грез и мечтаний, а, прежде всего, образно и пластически символизированная правда жизни и духа, истина и смысл бытия, представшие в художественно-метафорических интерпретациях. В народной хореографии, музыкальном творчестве, фольклоре, декоративно-прикладном искусстве и даже в жилище, создававшемся трудом и фантазией талантливых ремесленников и мастеров, запечатлелись не только образ жизни, но и стиль мышления, мироощущение и мировоззрение народа, его идеалы и творческая душа.
Дух народа, бесконечная гамма душевно-психологических состояний и эмоций нашли воплощение в музыке. Душа башкирской музыки, ее мелодико-интонационная самобытность, богатство выразительных средств и возможностей музыкального языка выразились в народной песне. Она создавалась под непосредственным воздействием природы. «Куда ни взглянет башкир, - писал Ф.Д. Нефедов, - все приводило его в восторг и удивление. Там, один за другим, без конца тянутся горные кряжи с мягко обрисовывающимися в голубой дали выступами; там - темные, без просвета дремучие леса, из края в край переполненные зверями и птицами; там - широкие степи и восхитительные долины, то перерезанные синими полосами величаво несущих свои воды рек, то сверкающими на солнце серебряными струями ручьев, весело и беззаботно, как дети, мчащихся по яркой зелени лугов. Глядит на все башкир и дивуется, а на сердце у него так легко и радостно, уста сами собою, невольно слагают не то гимн природе, не то песню...» .
Неповторимость, красочность, своеобразие башкирский народный танец приобрел благодаря гармоничному и в то же время контрастному совмещению танцевальных движений, особенной выразительности и высокой технике исполнения. В башкирских танцах особенно выделяются движения ног, это могут быть простые шаги, маршевый широкий шаг, шаги на полуплие, то есть приседание, а также шаги в сторону с ударом ступней друг о друга, удары пятки одной ноги о пятку другой.
Неоднократная повторяемость «дробей» связана, вероятно, с ритмическими ассоциациями древних башкир. Ритмы верховой езды при неизменных кочеваниях, во время шествия верхом, охота на лошадях, скорее всего, как отмечают специалисты, повлияло на возникновение таких танцевальных ритмов . Важным элементом башкирского народного танца, его характера и национальной оригинальности, помимо движения ног, являются и движения рук, которые выполняются в более медленном темпе, чем движения ног. При этом ритм танца нередко поддерживается щелчками пальцев, хлопками в ладоши или звуками ударных инструментов и возгласами танцующих.
Тематика и формы башкирских народных танцев крайне обширны и многообразны. Более развитыми формами хореографии располагают и сольные танцы. Так, были широко распространены танцы малых форм: дуэтные танцы-соревнования, в которых партнеры расположены лицом к лицу, при этом исполнители, как бы соперничают друг с другом, а также танцы трио, квартеты. Коллективные или массовые танцы исполнялись обычно на всевозможных праздниках и имели игровой и ярко выраженный эмоционально-эстетический характер.
Многие башкирские танцы исполнялись с сохранением движения по кругу. Согласно башкирским легендам и преданиям, круг символизировал собой оберег от злых сил, болезней, бедствий. В башкирской хореографии имелась четкая регламентация по полу и возрасту. Возможно, это было связано с тем, что у башкир были исключительно женские праздники, обряды, в которых мужчины не принимали участия и, наоборот. Отсюда происходит тематическое деление танцев на следующие виды: охотничьи, пастушеские, военные, эпические, свадебные, игровые, которые органично связаны с природой, повседневной жизнью, бытом.
Увлекательные тематические танцы часто воспроизводят образы птиц, которые в танцах представлены такими, какими человек наблюдает их в природе: танцоры изображали их характерные черты и повадки, манеры и издаваемые звуки. Культ птиц у башкир связан с суждениями о плодородии земли, её обновлении и цветении. Во время весенних праздников женщины украшали ветки деревьев лентами, бусами, монетами, цветными лоскутками тканей и водили вокруг них хороводы.
Птица и дерево, по мнению башкир, были хранителями богатств башкирской земли, поэтому в танцах, подражаниях птицам, передавались колыхание ветвей деревьев, голосом или музыкальными инструментами воспроизводились издаваемые птицами звуки. Из птичьих танцев наиболее знамениты такие, как: «Кукушка», «Черная курица», «Лебедь», «Глухариная игра».
Военные, охотничьи, пастушеские танцы исполняются только мужчинами, в них передаются военные и охотничьи умения и навыки, джигитовка, а также и бытовые стороны жизни скотоводов-кочевников.
Мужской танец отличается динамичностью, силой и четкостью исполнения движений, присущих настоящему джигиту. Основными в таких танцах были движения, которые имитировали бег, скачки, галоп, иноходь, пришпоривание коня, им аккомпанируют различные звуковые дроби. Такие пляски в прошлом показывали изображение охоты или боя и осуществились большим количеством участников. Вплоть до нашего времени охотничьи и военные танцы не утратили своей оригинальности и своеобразия движений, прежде всего, потому, что в них исполнитель многозначительными танцевальными движениями показывает искусное обладание древним оружием башкирского воина: луком и стрелами, мечом и саблей. Военные танцы также демонстрировали победный поход башкирских воинов на противника, смерть или победу великих батыров . Танцев, в которых некогда произошло сращение с эпосом или исполнявшихся в составе того или иного эпического повествования, сохранилось немного. Наиболее известные из них мужские танцы: «Хромой конь», «Байык», «Охотник», «Тимербай», «Вороной иноходец», «Медный каблук», «Перовский».
Влияние ислама, его запреты в определенной степени замедлили развитие народного танца, постепенно стали исчезать обрядовые ритуальные массовые представления. Танцы, которые исполняли только женщины, проходили там, где их никто не видел. С приобщением башкир к русской культуре на территории Саратовской области башкирское хореографическое искусство переживает серьезные стилистические изменения. Танцы обогатились русскими кадрильными элементами, линейными плясками. У башкир появились танцы «Барыня», «Казачок», «Чижик», исполняемые в быстром темпе с использованием различных элементов татарских и русских танцев. Возникают отдельные элементы танцев с заимствованными танцевальными композициями у других народов Поволжья.
Народные песни башкир также тесно связаны с повседневной жизнью и бытом, трудовыми процессами и праздниками. Имеются целые циклы песен о коне, охоте, пастушеской жизни. Бытовые обряды башкир также богаты песнями. Из праздничных танцев наиболее красочным издревле был и остается свадебный обряд, который выделяется оригинальностью, а многие его черты и структурные компоненты сложились в глубокой древности. Составной частью башкирской свадьбы, помимо танцев, являются песни. К свадебным песенным жанрам относятся сенляу, представляющее причитание, плач, теляк, в котором заключено пожелание молодым благополучия, хамак - свадебный речитатив, а также праздничные, застольные песни, которые пелись присутствующими на свадебном пиру (туй йыры, мэжлес йыры).
С весенними обрядами связаны песни «Воронья каша», «Вороний праздник». Есть большие циклы песен и напевов о реках, ручьях, озерах.
Большинство из них, вероятно, восходят ко времени, когда у башкир было поклонение силам природы и животным, например, песни: «Заятуляк», «Агидель», «Ирендек» .
Широк круг песен, посвященных горам, долинам, образам природы, птицам. Большинство из них имеют лирический характер, и образы природы в них воспевают психологические моменты, настроение человека в разные периоды его жизни. Крайне развита в башкирской музыке была и остается до настоящего времени любовная лирическая тема. Любовные песни отличаются глубоким целомудрием, поэтизацией чувства любви и его носителей по отношению друг к другу. Среди бытовых песен широко представлены застольные, гостевые, плясовые песни, а также песни на шуточные и сатирические сюжеты. Отдельная группа представлена колыбельными и детскими песнями.
Инструментальная народная музыка башкир, переданная наигрышами на народных инструментах курае, реже на кубызе, а в послереволюционный период на гармони и скрипке, в основном является программной. Эти программы в большинстве своем совмещаются с содержанием песен. Исполнение песен и наигрышей обычно начинается с легенды (йыр тарихы) об истории появления данной песни или напева. О сходстве вокальных и инструментальных форм башкирской народной музыки свидетельствует и наличие такого необычного вида музицирования, как: горловое пение - узляу. Такое пение представляет собою особый способ исполнения одним певцом двухголосия, своеобразного подражания звучанию народного инструмента курая.
Башкирская музыкальная инструментальная культура - наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно, но первые же материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством этнических групп Поволжья и Урала, сумела сохранить этноним «башкорт» и своеобразное музыкальное искусство.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимова А.Н. Звуковой мир каракалпаков. Диалог культур Центральной Азии. Ташкент, 2008. 64 с.
2. Аксенов А.Н. Тувинская народная музыка. М.: Музыка, 1964. 238 с.
3. Алкин М.С. Башкирская народно-певческая культура: традиции и современная практика: автореф. дис. … канд. иск.: 17.00.02. Магнитогорск, 2011. 22 с.
4. Алламуратова, Л. Х. Инструментальная музыка юго-восточных башкир / Л. Х. Алламуратова // Уральский регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество : Материалы региональной научно-практической конференции, Сибай, 08 октября 2009 года / Редакционный совет: Я.Т. Суюндуков, А.А. Барлыбаев, Р.Ф. Хасанова, Ф.М. Сулейманов. – Сибай: Башкирский государственный аграрный университет, 2009. – С. 92-93.
5. Альмухаметов Г.С. В борьбе за создание башкирской советской музыки // Газиз Альмухаметов. Статьи. Воспоминания. Документы / авт.-сост. М.А. Идрисова. Уфа: Китап, 2008. 208 с.
6. Анализ вокальных произведений: учебное пособие / отв. ред. О.П. Коловский. Л.: Музыка, 1988. 352 с.
7. Атанова Л.П. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора. Уфа: Издание башкирской молодежной газеты «Йэшлек», 1992
8. Ахатова Ф.Г. Народная музыкальная культура башкир. Уфа, 2007
9. Башкирия в русской литературе. В 6 томах. Т. 2. Уфа: 1990
10. Башкирское народное творчество: в 55 т. Уфа: Китап, 2000. Т.8. Песни. Текст. / Сост., введен. и коммент. Н. Т. Зарипова. 588 с.
11. Болотова, Я. Е. Формирование интереса младших подростков к изучению музыкального фольклора / Я. Е. Болотова, Н. В. Скороходова // Художественное образование: история и современность : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 27 апреля 2023 года. – Екатеринбург: [б.и.], 2024. – С. 207-211.
12. Галина, Г. С. Башкирский музыкальный фольклор как источник формирования национального оперного стиля / Г. С. Галина // Проблемы музыкальной науки. – 2023. – № 4(53). – С. 135-147.
13. Козлова Е. В. Влияние русского фольклора на музыкально-педагогическое воспитание и творческое развитие детей младшего школьного возраста. // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 12–18.
14. Круковский М.А. Южный Урал. Путевые очерки. М: 1909
15. Лескова Т. С. Развитие интереса школьников к детскому музыкальному фольклору в условиях детского центра народного искусства [Электронный ресурс] // Выпускная квалификационная работа. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4012/1/18Leskova.pdf
16. Мелодия формы и пространства: музыка как источник вдохновения / Э. Э. Пурик, М. Г. Шакирова, М. Л. Ахмадуллин, В. Р. Шакиров // ИКОНИ. – 2020. – № 2. – С. 97-107.
17. Морнева, В. В. Особенности организации восприятия фольклорного материала на уроке музыки в начальной школе / В. В. Морнева // Студенческое сообщество и современная наука : Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Елец, 07 апреля 2023 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2023. – С. 308-313.
18. Муртазина, Г. Р. К вопросу изучения развития творческой активности детей средствами музыкального игрового фольклора в сельском дошкольном образовательном учреждении / Г. Р. Муртазина // Многогранный мир традиционной культуры и народного художественного творчества : Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках Всероссийского конкурса AR/VR "Хакатон в сфере культуры", Казань, 12 октября 2020 года. – Казань: Казанский государственный институт культуры, 2021. – С. 167-170.
19. Нагаева Л. Башкирская народная хореография. Уфа: Китап, 1995. 144 с.
20. Ползикова Л. В. Особенности преподавания музыки в 2022–2023 учебном году в условиях обновленного ФГОС НОО, ФГОС ООО [Электронный ресурс] // Методические рекомендации. URL: https://iom48.ru/wpcontent/uploads/2022/06/muzyka.pdf
21. Пустобаева, Л. Н. Художественно-образовательная среда как средство приобщения младших школьников к песенному фольклору Пермского края / Л. Н. Пустобаева // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 6(49). – С. 176-178.
22. Рудиченко, Т. Жанровые системы музыкального фольклора: подходы к построению / Т. Рудиченко // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2021. – № 2(43). – С. 52-59.
23. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб, 1897
24. Салтыков И.В. Башкирские народные песни // Материалы и исследования по фольклору Башки¬рии и Урала. Вып. 1. Уфа, 1974. С. 257-284
25. Сулейманов Р.С. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа, 1995
26. Устинова, Н. Л. Белорусский фольклор как компонент формирования музыкальной культуры младших школьников / Н. Л. Устинова // Современные тенденции развития начального образования и лингводидактики : Сборник научных статей Международной научно-практической интернет-конференции. В 2-х частях, Могилев, 19–26 февраля 2021 года / Под редакцией С.П. Чумаковой. Том Часть 1. – Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2021. – С. 76-79.
27. Утегалиева, С. И. Горловой звук как общетюркский музыкальный феномен / С. И. Утегалиева // Хоомей (горловое пение) - феномен культуры народов Центральной Азии : Научные доклады VIII Международного этномузыкологического симпозиума, Кызыл, 07–09 июня 2023 года. – Кызыл: Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва "Международная Академия "Хоомей", 2023. – С. 170-179.
28. Хабиров, М. С Башкортостаном в сердце / М. Хабиров // Ватандаш. – 2014. – № 6(213). – С. 195-199.
29. Шагиева, Н. С. Танец и музыка в художественной культуре саратовских башкир / Н. С. Шагиева // Культурология в современной России: школы, концепции, персоналии : Сборник статей молодых ученых / Под редакцией Е.В. Листвиной, Н.П. Лысиковой. – Саратов : Издательство "Саратовский источник", 2018. – С. 83-87.
30. Явгильдина З. М. Использование фольклора в музыкальном образовании. Казань: КГПУ, 2004. 120 с.
31. Ямалетдинова Н.Г. Программа по музыке для 1–8 классов/ Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова. — Уфа, 2003. — 183 с.