Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Девиантогенные проявления не уникальны и не новы, но их изучение становится особенно важным сейчас, в переломный момент развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и общества происходит в условиях качественной трансформации общественных отношений, которые вызывают не только положительные, но и отрицательные изменения в различных сферах общественной жизни. Рост в массовых масштабах различных форм социальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, быстрое ослабление нормативного и нравственного регулирования общественных отношений - эти и другие негативные тенденции в развитии современного общества. В обществе чрезвычайно важной задачей для социологических наук является изучение природы, закономерностей девиантного поведения.
Степень научной разработки проблемы. Проблема девиантного поведения широко освещена в отечественной и зарубежной социологической литературе, однако важно отметить, что ее специфический аспект - подростковая девиантность - изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте – явление сложное, поэтому изучение этого вопроса носит междисциплинарный и многообразный характер.
Объект исследования – молодежь.
Предмет - девиантогенные процессы в молодёжной среде.
Цель работы: изучить девиантогенные процессы в молодёжной среде.
Задачи: изучить термические основы изучения проблем молодёжи; рассмотреть особенности девиантогенных процессов в молодёжной среде.
Представители молодежной среды испытывают наибольшие трудности в адаптации к требованиям современной сложной экономической, политической и духовной жизни. Девиантное поведение молодежи является, с одной стороны, результатом общесоциальных процессов, разнонаправленных по содержанию и форме реализации, а с другой стороны, изменений, происходящих в ближайшем окружении: в семье, школе. Родители подростков получили образование при социализме и вносят в свои образовательные требования ценности, которые они усвоили в прошлом. В то же время повседневная жизнь, в которой и без того доминируют различные морально-правовые нормы, требует от подростков приобретения новых ценностных ориентаций и установок, позволяющих им лучше адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям.
Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношении, посвящены работы В.Г. Бочаровой, Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, Е.Н. Заборовой, В.А. Лелекова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, Л.Л. Рыбцовой, Л.Я. Рубиной, В.В. Солодовникова, В.Т. Шапко.
Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составили социологические идеи и концепции классиков мировой социологической мысли, труды отечественных и зарубежных социологов, философов, психологов и педагогов, посвященные проблеме девиаций, монографии и статьи российских и зарубежных ученые в области девиантного поведения молодежи, а также недавно опубликованные научные и публицистические статьи.
Девиантное поведение в подростковом возрасте требует междисциплинарного изучения этой проблемы; поэтому в работе используются комплексные и системные подходы, позволяющие провести полный анализ объекта исследования; Также используется структурно-функциональный подход, который описывает семью и школу как динамические, многофакторные и изменяющиеся явления.
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы изучения проблем молодёжи
1.1. Молодёжь как социально демографическая группа
Молодежь характеризуется как социально-демографическая группа, выделяющаяся по возрастным характеристикам и отличающаяся от других социальных групп: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями.
Большинство социологов определяют возраст молодежи от 16 до 29 лет включительно. С.И. Иконникова и В.Т. Лисовский, трактуя молодежь как поколение, считает, что важной особенностью поколения является не только возраст, но и единство убеждений, целей, общего опыта и жизненных установок. По мере старения поколение не теряет социальных характеристик, сформированных эпохой. Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений и симпатий является важным показателем положения молодежи в обществе. В. Чупров отмечает, что «...характерное социальное качество молодежи... определяется способностью молодого поколения наследовать и воссоздавать существующую... структуру общественных отношений».
Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые не способен выполнить никто другой. Иногда они неоднозначны и противоречивы [5].
Во-первых, молодые люди наследуют достигнутый уровень развития общества и государства и сегодня создают образ будущего, выполняют функцию социального воспроизводства и непрерывности развития общества.
Во-вторых, как любая социальная группа, молодежь имеет свои цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами общества в целом.
В-третьих, по объективным причинам для молодежи характерны несформированные ценности, духовно-нравственные установки и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность неправильного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, молодые люди, вступающие в профессиональную и общественную жизнь, являются основным субъектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.
В-четвертых, с одной стороны, молодые люди являются основными субъектами социальной мобильности и экономической инициативы, но с другой стороны, для них характерна неполная интеграция в существующие социально-экономические и политические отношения.
В-пятых, молодежь – это социальный слой общества, который, с одной стороны, является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой – источником преступности, наркомании и социальной напряженности.
В современной научной литературе существует множество подходов к изучению проблем развития молодежи и, как следствие, большое количество различных определений сущности понятия «молодежь».
Традиционным является стратификационный подход, при котором подростки определяются как особая социально-демографическая группа, ограниченная по возрасту и имеющая свои определенные социальные роли, статусы и социальные позиции [2].
Включение молодежи в общественную жизнь носит двусторонний характер: молодежь принимает социальные нормы и тем самым сама обновляет общество, трансформирует его и социальные нормы, реализуя свой инновационный потенциал. Молодые люди не только адаптируются к обществу, но и становятся субъектами социальной активности. Социализация молодежи не может сводиться только к механическому «навязыванию молодежи» готовых социальных норм, поскольку молодежь является не столько объектом воздействия со стороны общества, сколько активным субъектом общественной жизни. Таким образом осуществляется как развитие молодежи, так и воспроизводство общества, что способствует социальному развитию молодежи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Васягина, О. Э. Изучение социальных девиаций в современной подростково-молодежной среде / О. Э. Васягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 459–462.
2. Воробьева, К. А. Особенности взаимоотношений в семье как фактор формирования девиантного поведения подростков / К. А. Воробьева // Семья и личность: проблемы взаимодействия. – 2019. – № 13. – С. 19–26.
3. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – СПб.: Питер; Прогресс книга, 2019. – 349 с.
4. Книжникова, С. В. Девиантология для педагогов и психологов / С. В. Книжникова. — М.: Директ-Медиа, 2019. — 363 с.
5. Колесникова, Г. И. Девиантология : учебник и практикум для вузов / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 161 с.
6. Кравцов, О. Г. Проблема личностного развития несовершеннолетних правонарушителей: культурно-исторический подход // Культурно-историческая психология. — 2020. — Том 16. — № 1. — С. 49–56.
7. Минин, А. Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи: криминолого-психологические аспекты метакриминологии : учебное пособие / А. Я. Минин, О. Ю. Краев. - Москва : Прометей, 2016. - 140 с.
8. Мишина, М. М. Психологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению: на примере российских и узбекских подростков / М. М. Мишина, К. А. Воробьева // Вестник РГГУ. Серия : Психология. Педагогика. Образование. – 2020. – № 4. – С. 117 – 139.
9. Моисеева, М. М., Камалиева И. Р. Факторы формирования ценностей современной молодежи и рисков ее социальных девиаций // Челябинский государственный университет. — 2017. — С. 195–199.
10. Нортман, А. Р. Девиация – вирус современного общества / А. Р. Нортман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 61-63.
11. Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения: метод. рекомендации для руководителей образовательных организаций / Н. В. Дворянчиков, В. В. Делибалт, А. О. Казина и др. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. – 112 с.
12. Паатова, М. Э. Формирование социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением / М. Э. Паатова // Педагогика. – 2020. – № 10. – С. 69 – 74.
13. Самыгин, П. С. Профилактика девиантного поведения молодежи : учеб. пособие для академического бакалавриата / П. С. Самыгин, Д. В. Кротов, С. И. Самыгин ; под общ. ред. П. С. Самыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с.
14. Тигунцева, Г. Н. Психология отклоняющегося поведения. Учебник и практикум для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 349 с.
15. Умняшова, И. Б. Нормативные основания и условия организации первичной профилактики девиантного поведения детей и подростков в системе общего образования // Психология и право. – 2020. – Т. 10. – № 2. – С. 78–96.
16. Хагуров, Т. А., Чепелева, Л. М., Рябченко, Н. А., Ракачев, В. Н. Девиантное поведение подростков и молодежи: формы, причины, профилактика/Учебно-методическое пособие. – Краснодар, 2020. – 100 с.
17. Шакалова, В. Г. Девиантное поведение как предпосылка и фактор правонарушений в подростковой и молодежной среде / В. Г. Шакалова, Е. А. Золотенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 442-445.
18. Шалагин, А. Е., Идиятуллов, А. Д., Шалагин, И. А. Детерминирующие факторы противоправного поведения подростков и молодежи // Евразийское Научное Объединение. — 2021. — № 7–2 (77). — С. 154–158.
19. Шиляева, И. Ф. Диагностика и прогнозирование девиантного поведения в молодежной среде: учебное пособие [Текст] / И.Ф. Шиляева. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. – 105 с.
20. Шнейдер, Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения. Практикум. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 141 с.