Фрагмент для ознакомления
2
В наиболее общем смысле понятие «зависимость» («аддикция») определяется как болезненная закрепленность сознания индивида на некотором феномене, явлении, предмете окружающей жизни, уйти от которой спонтанно, для личности не представляется возможным.
Исследователи представляют определение «зависимости» с различных сторон и с учетом специфики предмета зависимости. Так, В.Д.Менделевич, изучая подростковый возраст, определяет зависимость как сверхценное увлечение, в рамках которого объект и деятельность на которую оно направлено, представляется ведущим фактором поведения человека, в ущерб всем остальным видам деятельности [20].
Поведение, сопровождающее зависимость, анализируется в контексте рассмотрения его как отклоняющегося и отражающего широкий спектр патологических проявлений. Выраженность патологического «перегиба» может варьироваться от поверхностной склонности до глубокой асоциальности и дезорганизации личности и нарушения разных сфер функционирования организма человека. Зависимость может проявляться как легкая акцентуация и как тяжелое психобиологическое расстройство. Аддиктивное поведение дисгармонично, оно проявляется как бегство от реальности, несет в себе черты измененного сознания, в которое индивид приходит с помощью дополнительных средств (химических веществ, фиксации внимания на определенном виде деятельности). Лишь только некоторая, известная деятельность (совершение покупок, мастурбация, самоагрессия, включенность в киберпространство, просмотр телепередач, курение, поглощение пищи, выполнение трюков, опасных для жизни и мн.др.), дает аддикту возможность испытать развитие эмоциональный подъем и эмоции достаточной для него силы и глубины [12].
В настоящее время определен достаточно широкий круг зависимостей, лишь некоторые из которых обозначены выше, который пополняется все новыми и новыми видами аддикций, которые появляются в изменяющемся социуме. К «классическим» вариантам зависимости от наркотических веществ и алкоголя, добавляются такие варианты, как интернет-адикции и/или гаджет-аддикции, трудоголизм, любовные аддикции и др. (Ц.П. Короленко, С.М. Ширко)[29].
Взаимодействие в интернете, нередко захватывает человека полностью, не позволяя отвлекаться на что-либо постороннее, не оставляя также и энергии на другие дела. Поведенческими характеристиками феномена интернет-аддикции по мнению А.Е. Войскунского, можно назвать следующие [8]:
досада и раздражение, если приходится «отвлечься» от погруженной работы / взаимодействия в интернете, навязчивые мысли во время данных вынужденных перерывов, стремление скорее вернуться;
неспособность прервать деятельность в интернете, фактически, чтобы «оторвать» человека от интернета, приходится физически брать его за руку и прилагая усилия, уводить от компьютера;
стремление к интернету в любой освободившийся от «вынужденной» уже работы / учебы, социального взаимодействия момент, выдвижение интернет-взаимодействия на первое место в жизни;
потребность тратить на обеспечение работы в интернете все большие материальные ресурсы, стремление взять в долг, потратить деньги, отложенные на другие нужды; фактически интернет-зависимый человек готов физически не есть, но обеспечить интернет;
неспособность планировать периоды работы в интернете;
готовность лгать близким, друзьям, коллегам, преуменьшая информацию о длительности и продолжительности работы в интернете;
способность и склонность заменять работой в интернете время, положенное на учебу, работу по дому, работу, невыполнение служебных обязанностей, домашнего задания, склонность забывать о важных личных и деловых встречах в ущерб карьере, личному здоровью, социальным отношениям и т.д.;
пренебрежение здоровьем, снижение времени сна, личной гигиеной, «забывание» поесть, стремление употреблять кофеин и стимуляторы активности;
ощущение эйфории, эмоционального подъема от работы а интернете;
нежелание принимать критику и обратную связь от окружающих относительно формирующейся зависимости от интернета;
готовность пожертвовать семьей, работой, друзьями, статусом ради взаимодействия в интернете;
снижение физической активности, оправдываемой необходимостью выполнения срочной работы в интернете;
сужение круга интересов до специальной литературы о новинках интернета, обсуждение их с окружающими [8].
Феномен интернет-аддикции и сам термин впервые был обозначен в исследованиях И. Голдберга в 1995 г., эмпирическое исследование этого феномена было начато К. Янг на год раньше. К концу 90-х годов XX века интернет-зависимость рассматривается в качестве области, в которой необходима психологическая и психотерапевтическая помощь [30]. В то же время, исследования зависимости от интернета не носят на данном этапе эмпирического характера, на уровне методики проведения – это опросы в сети интернет, охватывающие достаточно обширные объемы опрошенных, это интервью и обсуждения в группах, которые также реализуются в сети интернет. Участниками опросов выступают непосредственно пользователи интернета, которые здесь и сейчас находятся в сети и на данный момент замечают определенный дискомфорт, нарушения привычного мировосприятия, становятся инициаторами участия в опросе или отвечают на пожелания близких о том, что «ты стал каким-то другим», контрольные группы, на данном этапе, как правило, не формируются. Исследования имели, зачастую, обработку на качественном уровне – анализ указанных бесед, интервью, опросов, отчеты о наблюдениях за деятельностью пользователей интернета, в частности, групповой игры.
К. Янг характеризует зависимость от Интернета как многоаспектное явление, включающее формирование эскапизма, как особенностей поведения (склонность уходит от реальности в иллюзорный мир, в фантастические пространства, создание образов героев различного характера – рассматривается и как копинг стратегия и как вариант условной нормы). Проявление эскапизма имеет под собой определенные причины, в первую очередь – трудности в социальном пространстве, к его проявлениям относится также чтение, фантазирование, визуализации, очевидно, уход в виртуальную реальность и т.д. Помимо указанного, автор заметила у людей, обозначенных К. Янг, как склонных к интернет-зависимости, стремление к стимулированию эмоциональной сферы с помощью интернета (игр, бесед, просмотров информации), поиску нового, «ненасытность» в поиске новой информации. В качестве условной «выгоды» от виртуального взаимодействия, опрошенные называли: возможность быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение, укрепить самооценку, занять себя, ощутить смысл, получить удовольствие, ощутить себя «ловким», умелым, мастером в отношении ориентирования в технических программах, причастности к определенному «таинству», причастности к сообществу и т.д. [30].
В то же время, отмечает А.Е. Войскунский, будет лукавством утверждать, что зависимые от интернета пользователи являются малосоциализированными отшельниками, чурающимися социальных контактов, точнее будет сказать, что они предпочитают контакты, которые устанавливают посредством взаимодействия в интернете [8]. Автор указывает также, что дифференцировать такие виды зависимости, как интернет-зависимость и зависимость от технологических инструментов и явлений, от компьютеров, вряд ли возможно.
К. Янг подчеркивает, что в формировании зависимости от интернета можно выделить несколько стадий. Изначально происходит знакомство и «прикрепление» к интернету, увлечение новыми возможностями, которые он предоставляет. Затем, интернет подменяет значимые стороны жизни. Третья стадия может рассматриваться уже как определенная зависимость в силу того, что интернет становится пространством, куда индивид «убегает» из реального мира, которое не позволяет что-либо изменить в своей жизни. Индивид живет вне реального земного / жизненного времени и пространства. Также, К. Янг описывает ведущие негативные особености, которые сопровождают жизнь с применением информационных технологий[30]:
компьютерная зависимость, привязанность к компьютеру, программированию, играм и др;
перенасыщение информацией, фактически неограниченное пространство поиска, что порождает компульсивную навигацию по сети;
привязанность к опосредованным интернетом приложениям, азартным играм, он-лайн аукционам, шопингу в интернете;
зависимость от порносайтов, обсуждения сексуальной тематики в чатах, на «страницах» для взрослых, стремление уединиться;
аддиктивная привязанность к киберотношениям: общение в чатах, социальных сетях, на сайтах знакомств, участие в интернет-конференциях, групповых интернет-играх, зависимость от флирта и отношений, обусловленных интернетом, что чревато заменой реальных социальных отношений, семьи – виртуальными.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айсина, Р. М. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски / Р.М.Айсина, А.А.Нестерова // Социальная психология и общество. – 2019. – Т. 10. – № 4. – С. 42-57.
2. Азявчикова, Н. И. Киберкоммуникативная зависимость у учащихся подросткового возраста: особенности развития / Н. И. Азявчикова // Материалы международного научного форума обучающихся (26 апреля 2017 г.). Сборник научных статей. — Гжель: ГГУ, 2018. — 821 с. С.310-312.
3. Антоненко, А. А. Интернет-зависимое поведение подростков с разной деятельностью в сети интернет / А. А. Антоненко // Вопросы психического здоровья детей и подростков 2015 №2. Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. — 144 с. С.38-46.
4. Белинская, Е. П. Идентичность в транзитивном обществе: виртуальность и реальность / Е. П. Белинская, Т. Д. Марцинковская. – Текст : непосредственный // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей / Под общ. ред. Р.В. Ершовой. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. – С. 43-48.
5. Богдановская, И. М. Трансформация жизненного пространства человека в информационную эпоху: тенденции и противоречия / И. М. Богдановская, Н. Н. Королева // Мир, личность, информация: перспективы междисциплинарных исследований: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. С.58-64.
6. Бурова, В. А. Интернет-зависимость в медицинской парадигме / В. А. Бурова // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития (Войскунский А.Е. (ред.-сост.). — М.: Акрополь, 2009. — С. 152—164.
7. Ван, Ш.Л. Связь опыта потока с психологической зависимостью от компьютерных игр / Ш.Л. Ван, А. Е. Войскунский, О.В. Митина, А.И. Карпухина // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2011. – T. 18. – № 4. – C. 73–101.
8. Войскунский, А. Е. Феномен зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете (Войскунский А. (ред.). – М., 2000. — 431 с. – С.100-134.
9. Войскунский, А. Е. Надежность методов измерения зависимости от интернета: пилотажное исследование / А. Е. Войскунский // Вопросы психического здоровья детей и подростков 2015 №2. М.: Ассоциация детских психиатров и психологов. Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. — 144 с. С.90-100.
10. Войскунский, А. Е. Киберпсихология в прошлом, настоящем и будущем / А. Е. Войскунский. – Текст : непосредственный // Журнал практического психолога. – 2010. – № 4. – С. 7-16.
11. Войскунский, А. Е. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / сост. и ред. А. Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009. - 279 с.: граф., ил., табл.; 21 см. ISBN 978-5-98807-037-5.
12. Даулинг, С. Психология и лечение зависимого поведения. Пер. с англ. P.P. Муртазина. / С. Даулинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 240 с. ISBN 0-8236-5562-8 (USA).
13. Джекобсон, Дж. Преимущества полимодального подхода к пониманию аддиктивного поведения / Дж. Джекобсон // Психология и лечение зависимого поведения / Под. ред. С. Даулинга. – М.: Независимая фирма «Класс», 2004. – С. 112-132.
14. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости : [монографии] / А. Ю. Егоров. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 190 с.;
15. Евстигнеева, Ю.М.. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Юлия Михайловна Евстигнеева. – Текст : непосредственный. – М., 2003. – 16 с.
16. Кочетков, Н.В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов / Н.В. Кочетков // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 27–54.
17. Марарица, Л. В. Общение в интернете: потенциальная угроза или ресурс для личности / Л. В. Марарица, Н.А. Антонова, К.Ю. Ерицян // Петербургский психологический журнал. – 2013. – № 5. – С. 1-15.
18. Малыгин, В. Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика» / В.Л. Малыгин и др.. - М.: Арсенал образования, 2010. - 136 с
19. Мюррей, К.Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии / К. Мюррей // Гуманитарные исследования в Интернете (под ред.Войскунского А. Е.). – М., 2000. – 431 с. С.132 – 140.
20. Менделевич, В.Д. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов / В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова. - Йошкар-Ола : Марево, 2002. - 239 с.
21. Плешаков, В.А. Слово Главного редактора: о киберсоциализации человека и ее организации на интернет-портале «Homo Cyberus» / В. А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2016. – № 1. – С. 4-26.
22. Солдатова, Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в и изменяющемся мире / Г. У. Солдатова // Социальная психология и общество. – 2018. – Том 9. – № 3. – С. 71-80.
23. Смирнова, Е. А. Интернет-зависимое поведение: биологические, психологические и социальные факторы риска формирования у подростков / Е. А. Смирнова // Профилактика зависимостей. – 2015, №4. – С.61-65.
24. Сорокина, А. Б. Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс / А.Б.Сорокина // Современная зарубежная психология. – 2015. – Том 4. – № 1. – С. 45-64.
25. Собкин, В. С. Подросток: виртуальность и социальная реальность. По материалам социологического исследования / В. С. Собкин, Ю.М. Евстигнеева // Труды по социологии образования. – Т. VI. – Вып. X. – М: Центр социологии образования РАО, 2001. – 156 с.
26. Узлов, Н. Д. Трансгрессия суицидальности, виртуальная реальность и искушение смертью / Н. Д. Узлов // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2017. – № 7. – С. 80-91.
27. Худякова, Д. Ю. Психологический анализ кросс-культурных аспектов интернет-аддикции в поведении современных подростков //Психология совладающего поведения : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23–25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 1 / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова / Д.Ю.Худяков. –Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – 297 с. – с.180-183.
28. Шипин, А. С. Профилактика интернет-зависимости в подростковом возрасте// Материалы международного научного форума обучающихся (26 апреля 2017 г.). Сборник научных статей / А.С. Шипин. – Гжель: ГГУ, 2018. — 821 с. С.447-449.
29. Ширко, С. М. Склонность к любовной аддикции в романтических отношениях у девушек и юношей / С. М. Ширко // София. 2018. № 1. С. 35–39.
30. Янг, К. Диагноз - Интернет-зависимость / К. Янг // Мир Интернета, 2000, №2. – С. 24–29