Фрагмент для ознакомления
2
Появление быстрого эффекта от упражнений на развитие гибкости напрямую зависит от соблюдения методических правил, а именно:
- предварительная функциональная разминка;
- последовательность в выборе средств и рациональное их расположение в структуре занятия (обычно в первой половине основной части);
- многократное повторение и постепенное усиление растягивающих импульсов (до легкой боли);
- применение упражнений, вызывающих достаточную теплопродукцию.
При целенаправленном воздействии на гибкость в физическом воспитании, а также на ее развитие и сохранение выделяют следующие способы воздействия на гибкость:
Поддерживающий режим, при котором происходит ограниченное количество подходов выполнения упражнений на растяжку с целью профилактики и предотвращения реабилитационного ухудшения гибкости;
2. Развивающий режим – массовое использование упражнений на растяжку в системе различных методов и форм организации.
В процессе специального развития гибкости используются следующие методы:
- метод повторных упражнений;
- метод сочетания с силовыми упражнениями;
- метод статического растяжения;
- веселые и соревновательные методы.
Центральным методом развития гибкости считается повторный метод, когда упражнения на растяжку применяются в несколько подходов. Метод повторной растяжки основан на способности мышц растягиваться при многократном повторении упражнений.
Во время занятий движения начинают с небольшой амплитуды, постепенно увеличивая их до максимальной. Граниной оптимального количества повторений является появление боли или уменьшение объема движений.[10]
Количество повторений в подходе варьируется в зависимости от физической подготовки занимающегося, а также его пола и возраста.
Все упражнения, направленные на развитие гибкости, следует выполнять через определенный интервал после еды, не менее получаса. При обучении элементам хатха-йоги учитель физкультуры, педагог, педагог должен владеть асанами, точно знать и уметь исправлять возможные ошибки, не злоупотреблять длинными словесными объяснениями. При проведении занятий с элементами хатха-йоги педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей, их физическое развитие, развитие двигательных качеств, особенностей характера и т. д. Во время занятий необходима спокойная и дружелюбная обстановка, желательно, чтобы играла спокойная музыка.
Каким бы «жестким» или «деформированным» вы ни были, не стоит расстраиваться из-за того, что ваше тело не такое гибкое, как у спортсмена.
Во время упражнений на растяжку в статическом режиме студент занимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 секунд. Позы йоги при правильном выборе и применении воздействуют на все органы и системы организма. В упражнении «Сгибание», которое выполняется в 4-х позах:
1. Сядьте на пятки, поддерживая себя руками;
2. Медленно верните руки на удобное расстояние;
3. Медленно согните и запрокиньте голову назад, сохраняя позу 1;
4. Медленно расслабьте туловище, задержите позу 2. Затем повторите упражнение.
- развиваются и укрепляются мышцы живота, груди, пальцев ног, стоп, голени и шеи. Устраняется чрезмерное напряжение этих мышц и увеличивается подвижность суставов [1].
Регулярные занятия йогой помогут:
1. повысить гибкость и эластичность;
2. обеспечить физическое равновесие;
3. развивать внимание, концентрацию, самодисциплину;
4. Эффективно используйте свое тело и тем самым улучшите свои спортивные результаты.
Асаны йоги подчеркивают развитие гибкости и здоровья суставов, при этом особое внимание уделяется поддержанию здоровья, гибкости и силы позвоночника [2].
Физиологическая суть йоги заключается в том, что при растяжении мышц и удержании определенной позы активизируются процессы кровообращения и обмена веществ, что увеличивает подвижность суставов.
Помимо йоги, в последние годы в нашей стране и за рубежом получила достаточно широкое распространение еще одна система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц. Эта система называется растяжением.
Серия упражнений на растяжку под названием «стретчинг» зародилась в 1950-х годах. Эта система занятий не потеряла своей актуальности и сегодня.
Стретчинг – это система упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц. Термин «стретчинг» происходит от английского слова «stretching» — сжимать, растягивать. При упражнениях на растяжку в статическом режиме студент принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с — времени для напряжения растянутых мышц [6].
Стретчинг можно использовать как неотъемлемую часть комплекса упражнений, а также как самостоятельный способ поддержания хорошей физической формы.
Физиологическая суть стретчинга заключается в том, что при растяжении мышц и удержании в определенном положении в них активируются процессы кровообращения и обмена веществ.
В практике физического воспитания и спорта упражнения на растяжку могут использоваться: во время разминки после разминочных упражнений как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к объемной или интенсивной программе тренировок; в основной части занятия (урока) как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также для облегчения боли и предотвращения судорог.
Есть разные варианты растяжки. Наиболее распространенная последовательность упражнений следующая: фаза сокращения мышц (силовое или силово-скоростное упражнение) длительностью от 1 до 5 с, затем расслабление мышц в течение 3–5 с, затем растяжка в статическом положении от 15 до 60 с.
Широко используется и другой метод растяжки: динамические (упругие) упражнения, выполняемые во время разминки или основной части занятия, заканчиваются удерживанием статической позы в течение определенного времени во время последнего повторения.
Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, как и сам перерыв для пользователей.
Кроме того, растяжка оказывает очевидное и благотворное регулирующее воздействие на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Но не будем забывать и о развитии гибкости детей. Анализ использования стретчинга в методах тренировок дает нам право утверждать, что именно он позволяет быстро и эффективно развивать гибкость у детей младшего школьного возраста.
А это одно из определяющих условий их здоровья и хорошего физического развития. Поэтому для педагогических кадров тренировка гибкости с использованием стретчинга должна стать неотъемлемой частью работы по укреплению физического здоровья младших школьников [8].
Растяжка также популярна из-за своего психологического воздействия. Он улучшает настроение, повышает самооценку и помогает создать ощущение спокойствия и комфорта.[11]
Перерывы в тренировке гибкости отрицательно влияют на уровень ее развития. Например, двухмесячный перерыв ухудшает подвижность суставов на 10–12%. При тренировке гибкости следует использовать широкий комплекс упражнений, влияющих на подвижность всех основных суставов, поскольку не происходит положительного переноса от тренировки подвижности одних суставов на другие [2].
В процессе развития гибкости следует также учитывать, что подвижность суставов может существенно меняться в зависимости от различных внешних условий и состояния организма. Подвижность суставов снижается после утомительной тренировки, когда мышцы остывают, и, наоборот, увеличивается после разминки, когда повышается температура воздуха.
Словом, подвижность суставов увеличивается во всех случаях, когда кровоснабжение растянутых мышц увеличивается, и, наоборот, уменьшается при ухудшении кровообращения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте /И.В. Аулик// Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 192.
2. Ашмарин Б. А. - Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина. - М.: Просвещение, 1990.-287с.
3. Ашмарин Г. А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие /А.Г. Ашмарин.- М.: Просвещение, 2019.-287с.
4. Башуков С. М. Детский праздник /С.М. Башуков//Физическая ультура в школе. - 2018. - № 5. - 39 с.
5. Бердинков Г.И, - Массовая физическая культура в ВУЗе: Учебное пособие/ Г. И. Бердинков, Максимова В.Н - М.: Высшая школа, 2021.- 240с.
6. Береснева И.А. Особенности развития гибкости у художественных гимнасток 5-7 лет разных самотипов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - №6. - С. 36.
7. Богданова Г. П. - Уроки физической культурой 4-8 классов средней школы: Пособие для учителя /Г.П. Богданова, В.Н Максимова - М.: Просвещение, 2018.-220с.
8. Бондаренко Е.В., Ревякин Ю.Т. Развитие гибкости и силовых способностей на занятиях аэробикой // Теория и практика физической культуры. - 2021. - №9. - С.37.
9. Быков В. С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие /В.С. Быков. - Челябинск: УралГАФК, 2021.-74с.
10. Воробьев В.И. - Определение физической работоспособности спортсменов: Учебное пособие / В.И. Воробьев. - Челябинск, 2018. - 54 с.
11. Волгецкий Э. И. Опыт организации спортивно-массовой работы в школе / Э.И. Волгецкий// Физическая культура в школе. - 2021.- №10. - С. 40.
12. Галеева М.Р. - Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие /М.Р. Галеева. - Киев, 2020. - 56 с.
13. Гейнц К. А. Ни дня без физкультуры /К. А. Гейнц// Физическая культура в школе. - 2020.- № 4.- С. 4-1.
14. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте /А.Г. Дембо// Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 3. - С. 18-19.