Фрагмент для ознакомления
2
Любое демократическое государство с точки зрения его сущности, в настоящее время должно характеризоваться некоторыми основными чертами, важнейшие из которых связаны с такими терминами, как «правовое государство» и «гражданское общество». А. А. Кондрашев в одной из статей даёт ёмкое определение понятия «правовое государство» — «это организация публичной власти, формируемая обществом на основе принципов свободных выборов, разделения властей, независимости судебной власти в целях реализации и защиты прав и свобод каждого гражданина, подконтрольная институтам гражданского общества» . Права и свободы человека и гражданина могут быть обеспечены лишь в условиях подчинения государства обществу и закону. Гражданское общество должно управлять государством, которое, в свою очередь, является институтом, необходимым для блага всего общества, осуществляет свою деятельность согласно его мандату и в рамках закона. Правовое государство выступает в роли некого социального регулятора в отношении гражданского общества, оно определяет границы его автономии. Обеспечивая потребности саморегулирующегося общества и тем самым господство в обществе права, правовое государство создает гарантии от административного вмешательства в жизнедеятельность общества. Относительно самого термина «гражданское общество» Н. И. Матузовым предложено следующее определение: «это не государственно-политическая, а, главным образом, социально-экономическая и личная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними; это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, массовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма, справедливости» . Следовательно, существует неразрывная связь между демократией и правами человека.
Для наглядного представления о том, в чем заключается разница между этими видами режимов, мы будем раскрывать содержание режима, опираясь на вышеуказанные основные факторы.
Авторитарный же режим напротив «представляет собой ту систему правления, при которой власть содержится в руках одного лица и участие народа при этом минимально. Иначе говоря, государством руководит правящая элита, возглавляемая лидером» . Как правило, роль диктатора отведена индивидуальному политическому деятелю из элитарной среды. Если таким лицом является королевская семья, авторитарный режим называется абсолютной монархией.
К числу основных признаков авторитарного режима относятся:
- «авторитарная власть не ограничивается правом и не формируется народом, по большей части это насильственный захват власти;
- законодательная, исполнительная и судебная ветвь власти не разделены, когда наблюдается разделение - оно формально;
- полицейский и военно-карательный аппарат являются опорой для власти, при этом активно проявляется насилие и пропагандируется возможность его применения;
- власть монополизируется в руках правящей элиты или же вождя;
- в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес;
- во внешней политике для авторитарного режима свойственны агрессивные имперские установки;
- гарантия безопасности гражданина отсутствует, интересы государства превалируют над интересами общества» .
Несмотря на деспотичность авторитарного режима, он является достаточно мягким по сравнению с тоталитарным государственным режимом.
Для характеристики данного режима наиболее важными выступают следующие признаки:
- «господство единственной официальной идеологии, формируемой единой правящей партией, которая возглавляется вождем;
- отсутствие плюрализма в политической и социальной жизни;
- правящая партия представляет весь государственный аппарат;
- бюрократизация и жесткая централизация исполнительной власти;
- местное самоуправление устраняется;
- население терроризируется;
- экономика милитаризирована посредством увеличения военного сектора в общей структуре национального хозяйства отдельных государств в ущерб другим отраслям» .
Также существует такой термин, как «соревновательный авторитаризм», который характеризуется наличием в нём формальных институтов оппозиции, однако данные институты плохо работают, оппозиция ограничена в доступе к ресурсам, которыми владеет власть. Основными теоретиками данного концепта следует указать Стивена Левитски и Люкана Вэя . Данный тип режима не является демократией. В нем присутствуют выборы, которые проводятся регулярно, но также существует злоупотребление административными ресурсами, ограничения оппозиции через запугивание, угрозы или аресты. Хотя, не смотря на всё это, у оппозиционных сил всё же существует возможность влияния на власть. Левитски и Вэй выделяют четыре таких сферы: электоральная, законодательная, судебная и медийная. Важнейшей считается электоральная сфера, так она определяет дальнейшую судьбу страны и является основной площадкой, на которой оппозиция, пуская и с трудом, но может бороться за власть. Законодательная власть в режиме соревновательного авторитаризма не починена полностью исполнительной власти и потому может стать объектом, на который будет направлена деятельность оппозиции. Так, например, оппозиция может бойкотировать голосования, выступать против властных инициатив, противиться принятию тех или иных законов. В судебной сфере влияние оппозиции не так велико из-за того давления, какое режим может оказывать на формально независимых судей, которые выносят решения против властей. Однако, это давление является ненужной издержкой для режима и негативны для режимной легитимации. Значительно расширяет возможности оппозиции наличие в государстве свободных СМИ. Этим характеризуется режим соревновательного авторитаризма
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Российская газета. ‒ 2003. ‒ 8 окт.
II. Специальная литература
3. Авралев Н. В. Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации в системе региональных политических режимов : дисс... канд. политич. наук. – Нижний Новгород, 2006. – 178 с.
4. Акопян О.С. Проблемы и перспективы построения демократического государства в России // В сборнике: Будущее науки - 2019. сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. ‒ 2019. ‒ С. 12-14.
5. Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – М., 2002. – 452 с.
6. Апольский Е.А., Мордовцев А.Ю., Хоменко С.М. Политико–правовой режим в сущностном и национальном измерении // Сер. Теория и история государства и права. – Москва, 2021. – 432 с.
7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник/. – 12– е изд., изм. и доп. – Москва : Норма: ИНФРА– М, 2017.– 561 с.
8. Березкина О. С. «Тоталитарные режимы»: некоторые аспекты сопоставления // Россия и Германия: история и современность сборник научных статей международного круглого стола. ГОУ ВО МО «Государственный социально–гуманитарный университет». – 2018. – С. 22–32.
9. Боголюбова И. Ю.. Формирование региональных политических режимов в России : Дис. ... канд. полит. наук. – Ставрополь, 2004. – 186 c.
10. Иванов А.О. Развитие доктринальных подходов к понятиям «тоталитаризм» и «авторитаризм» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. – 2020. № 2 (38). – С. 119–126.
11. Иванова К.В., Павлов Е.В. Современные государственные (политические) режимы // В сборнике: Молодая инновационная Чувашия: творчество и активность. Сборник трудов XIX Международной Открытой научной конференции молодежи и студентов. – Чебоксары, 2022. – С. 472–475.
12. Калужина М.А., Краева Е.В. Политический режим как элемент формы государства // Очерки новейшей камералистики. – 2023. – № 3. – С. 18–20.
13. Кожухов К.В., Мамышева Н.Г. Государственный режим: понятие и виды // В сборнике: Инновационный дискурс развития современной науки. Сборник статей Х Международной научно–практической конференции. – Петрозаводск, 2022. – С. 80–85.
14. Кондрашев А. А. Идея правового государства в России: конституционная мифология и правовая реальность //Исследование Российской государственности. – Москва : Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА). – 2017. – №3 (124). – С. 74– 88.
15. Краснов М. А. Конституционно–правовой смысл понятия «демократическое государство» // Судьбы конституционализма в России и современном мире : сборник статей / [Под ред. М. А. Краснова]. – Вып. 7. – Москва : Юрист, 2012. – С. 4– 38.
16. Линц Х.Тоталитарные и авторитарные режимы // Неприкосновенный запас. – 2018. – № 4. – С. 16–62.
17. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 2004. – 529 с.
18. Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. – 1995. – № 3. – С. 83– 93.
19. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. – М.: Норма, 2004. – 832 с.
20. Озерский М.С. Политические режимы: теоретические и историко–правовые аспекты // В сборнике: Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. Материалы ХХIII национальной научной конференции (с международным участием). – Таганрог, 2022. – С. 583–585.
21. Политика. Толковый словарь ; под ред. А. Маклина. – М., 2001. – 562 с.
22. Попов Е.В. Авторитарный политический режим // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXVIII Международной научно–практической конференции. – 2020. – С. 13–15.
23. Саидова К.В. Россия - демократическое правовое федеративное государство // В сборнике: Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей студентов юридического факультета. – Махачкала, 2019. – С. 254-255.
24. Слинько А.А. Политические особенности кризисного этапа мирового развития: проблемы и противоречия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – 2013. – №2 – С. 184–186.
25. Степанов В.Е. Некоторые аспекты правового регулирования деятельности авторитарных политических режимов // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте. Материалы научной конференции, посвященной Дню Российской науки. – 2020. – С. 293–299.
26. Хазов A.M. Переходные состояния политического режима в современной России и перспективы его развития: Дис. . канд. полит, наук. – М., 2011. – С.45.
27. Хамаганов А.Н. Политический режим государства // В сборнике: Развитие науки, образования и технологий: механизм отбора и реализация приоритетов. Сборник статей по результатам Международная научно–практическая конференция. – Стерлитамак, 2023. – С. 52–53.
28. Хелд. Д. Модели демократии. Третье издание/ Дэвид Хелд; перевод с англ. М. Рудакова. – М. Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. – 544 с.
29. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега–Л, 2008. –365 с.
30. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М.: Интерпракс, 1995. – 296 с.
31. Эндрейн Ч. Сравнительный анализ политических систем. – М., 2000. – 278 с.
32. Ekman Joakim. Political participation and regime stability: A framework for analyzing hybrid regimes. International Political Science Review 30 (1). – 2009. – Р. 7–31
33. Levitsky S., Way L. The Rise of Competitive Authoritarianism // Journal of Democracy. – 2002. – Vol. 13. – № 2. P.
34. Riggs F.W. Fragility of the Third World's regimes. International Social Science Journal. Vol. XLV, № 2, 1993.
35. Schedler A. The logic of Electoral Electoral Authoritarianism// Authoritarianism: The Dynamics of Unfree Competition / еd. by Andreas Schedler. Boulder, CO, und London, UK: Lynne Rienner Publishers, 2006. – P. 3.