Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОЙ САТИРИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 60-80-Х ГГ 5
1.1. Сатирическая журналистика шестидесятых годов 5
1.2. Конец 1960-х-нач. 1970-х гг. Робкие попытки возрождения сатиры 8
ГЛАВА 2. САТИРИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ 11
2.1. Сатирические журналы 60-80гг. 11
2.2. Сатирики СССР 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 19
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В советское время, то есть в послевоенные годы и далее, юмор уже не был литературным пьедесталом. Это было обусловлено многими социальными и политическими причинами и общим критическим положением социалистического государства. Нельзя совсем сказать, что в Советском Союзе не было юмора.
Напротив, существовало даже такое понятие, как «советский юмор», освещавшее многие аспекты советской идеологии. Он фигурировал в различных советских художественных фильмах, в юмористических журналах и, наконец, в произведениях Михаила Жванецкого, который с 1970-х годов читал свои монологи для советского общества.
По мере приближения XXI века роль юмора значительно возросла. Это было связано с переходом страны на новый демократический уровень. Перестройка и политика «гласности» дали о себе знать, и уже в середине 1990-х годов отголоски «гласности» нашли отклик в сатирических произведениях Задорнова, Жванецкого и Михаила Евдокимова.
Сегодня мы не можем представить себе жизнь без телевидения, особенно тех юмористических программ, которые буквально «плодятся» на российских телеканалах. Юмор во всем своем многообразии представлен во всех средствах массовой информации (радио, газетах, телевидении).
Если говорить о сущности или специфике русского смеха, следует отметить две важные особенности: акцент на карнавальность (принцип инверсии) и его связь с национальной традицией, русским менталитетом.
В древней Руси смех считался признаком дурного тона. Многие считали это проявлением дьявола. Однако в древнерусской культуре мы встречаем проказников и шутов. В этот период литература полна различных анекдотов и шуток.
Очень важной характеристикой русского смеха является воздействие слова и возникающая реакция. Эффект внезапности и непредсказуемости вызывает «энергию действия». Следует отметить, что характерной чертой русского смеха является также стремление к модификации. Русский смех имеет свойство меняться, приобретая глубокие смыслы и новые формы, что особенно характерно для современного русского юмора.
Также считается, что юмор в России парадоксален. Его парадоксальность заключается в размышлении, а также в свойстве слияния разных смыслов особого юмора, что часто приводит к эффекту удивления.
Объект исследования- сатира в Советском Союзе
Предмет исследования- специфика советской сатирической журналистики 60-80-х гг
Цель исследования- раскрыть специфику советской сатирической журналистики 60-80-х гг
Задачи исследования:
- изучить сатирическую журналистику шестидесятых годов
- изучить период конца 1960-х-нач. 1970-х гг. Робкие попытки возрождения сатиры
- рассмотреть сатирические журналы 60-80гг.
- раскрыть сатириков СССР
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОЙ САТИРИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 60-80-Х ГГ
1.1. Сатирическая журналистика шестидесятых годов
Эпоха шестидесятых годов была временем расцвета русской сатирической публицистики. Лучшим сатирическим журналом того времени была революционно-демократическая «Искра» В. Курочкина и Н. Степанова. Прогрессивные тенденции проявились также в «Гудке» (под руководством Д. Минаева) и «Будильнике» (под руководством Н. Степанова). В руках революционных демократов сатирическая публицистика была мощным средством борьбы с крепостничеством и либерализмом за освобождение страны от рабства и гнета.
Либерально-буржуазные юмористические журналы и трактаты, получившие распространение в 1960-е гг., не отличались литературными достоинствами; судьба их была пошлой насмешкой, рассчитанной на вкус простых смертных. Весной 1980 года Петербург был наводнен «уличными листовками» — грошовыми изданиями, купленными обывателями и городскими чиновниками, и это увлечение журналами оказалось настолько заметным, что в сентябрьской книге «Современника» за 80 год Добролюбов ответил на это статьей «Уличные листовки».[2]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Булгаков М.А. Избранное. - М.: АСТ, 2019. - 636 с.
2. Зощенко М. Повести. Рассказы. Фельетоны. - М.: АСТ, Астрель, 2021. - 624 с. (Серия: Золотой фонд мировой классики).
3. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 2017. - 386 с.
4. Byлис А.З. В лаборатории смеха. М.: Художественная литература, 2021. - 144 с.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: монография. - М.: Художественная литература, 2022. - 504 с.
6. Бахтин М.М. К вопросам об исторической традиции и о народных источниках гоголевского смеха. - Собр. соч.: в 6 тт. Т. 5. М., 2021.
7. Бернгард Рубен. Алиби Михаила Зощенко. - М., Агриф, 2018.
8. Боборыкин В.Г. Михаил Зощенко. М., Просвещение, 2021.
9. Борев Ю. Комическое... М., 2020.
10. Брякин В.В. Стилистические средства комического сказа (на материале рассказов М.Зощенко)/Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К.Крупской. -М., 2020.-10 с.
11. Булгаков М.А. - драматург и художественная культура его времени / Сборник статей под ред. М.И. Скакунова. - М., 2019.