Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что, анализируя текущую ситуацию с государственным финансовым контролем, можно заметить, что вопросы, связанные с преобразованием рынка на начальном этапе, не получили необходимой политической поддержки, необходимого законодательства и соответствующих научных и методологических обоснований. Данный аспект значительно ослабил структуру частного бизнеса.
Финансовый контроль в стране обеспечивает необходимую обратную связь с экономикой, а систематическая координация планов и фактических результатов является необходимой основой для принятия правильных управленческих решений. Государственный контроль в значительной степени помогает избежать дорогостоящих ошибок в финансовой и экономической сферах.
Кроме того, создание надежной системы контроля за государственными финансами помогает реализовать принципы социальной справедливости. Без соблюдения этих принципов невозможно добиться доверия к центральным и региональным властям. Поэтому деятельность существующих органов государственного финансового контроля Российской Федерации нельзя считать наиболее эффективной и совершенной, поэтому ее необходимо постоянно улучшать.
В особенности данный процесс в современных российских условиях особенно важен в контроле за военно-промышленными расходами.
Объект исследования: государственный финансовый контроль.
Предмет исследования: государственный финансовый контроль за осуществлением военно-промышленных расходов.
Цель исследования: проанализировать особенности государственного финансового контроля за осуществлением военно-промышленных расходов в современных российских условиях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и состав военно-промышленных расходов федерального бюджета РФ;
2. Изучить систему органов контроля за исполнением федерального бюджета по военно-промышленным расходам и специфика их деятельности;
3. Рассмотреть структуру и динамику военно-промышленных расходов за 2019-2023 гг.;
4. Проанализировать действующую практику контроля за военно-промышленными расходами;
5. Разработать пути совершенствования системы контроля военно-промышленных расходов.
Источниковая база исследования включает ряд правовых актов, учебников, учебных пособий, научных статей.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Структура. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список источников.
1. РОЛЬ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫХ РАСХОДОВ
1.1. Сущность и состав военно-промышленных расходов федерального бюджета РФ
Расходы федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» в 2022 году вновь будут выше, чем по разделу «Национальная экономика», после двух лет перевеса гражданского направления, следует из пояснительной записки к проекту бюджета на 2022–2024 годы. Правительство внесло в Госдуму проект бюджета на предстоящую трехлетку 30 сентября [11].
В 2022 году федеральный центр потратит на оборону более 3,5 трлн руб. — почти 15% общих расходов, или 2,6% прогнозируемого ВВП страны. На экономику будет направлено чуть менее — 3,46 трлн руб. Крупнейшим разделом федерального бюджета традиционно остается социальная политика — более 5,8 трлн руб. на 2022 год.
В 2020 году расходы на национальную экономику опередили военный бюджет, что произошло впервые с 2014 года. В текущем году «экономический» раздел вновь обойдется государству дороже: по состоянию на 27 сентября Минфин планирует, что по этому разделу будут потрачены более 3,6 трлн руб. — против 3,4 трлн руб. на оборону, следует из данных госпортала «Электронный бюджет».
Военный бюджет России — часть государственного бюджета Российской Федерации, которая предназначена для финансирования Вооружённых сил Российской Федерации.
Этот военный бюджет финансирует заработную плату сотрудников и расходы на обучение, техническое обслуживание оборудования и объектов, поддержку новых или текущих операций, а также разработку и закупку нового оружия, оборудования и транспортных средств.
В 2014 году военный бюджет России в размере 2,49 триллиона рублей (примерно 69,3 миллиарда долларов США по обменному курсу 2014 года) был выше, чем у любой другой европейской страны, и составлял примерно 1/7 (14 %) военного бюджета США [1]. Однако обвал курса рубля значительно снизил долларовую стоимость запланированного российского военного бюджета на 2015 год до 52 миллиардов долларов США, несмотря на увеличение его рублевой стоимости на 33 % до 3,3 триллиона рублей [2].
Из-за продолжающегося кризиса запланированный рост с 33 % пришлось сократить до 25,6 %, то есть военный бюджет России на 2015 год составил 3,1 трлн рублей. Первоначально запланированный бюджет в размере 3,36 трлн рублей на 2016 год также был сокращен до запланированного бюджета в размере 3,145 трлн рублей, увеличившись всего на 0,8 % по сравнению с 2015 годом [3].
На фоне общего уменьшения оборонного бюджета с 2017 по 2019 год на 19% наблюдается снижение доли военных расходов в бюджете страны на 2,3% и валовом внутреннем продукте на 0,5%. Доля бюджета Минобороны России в валовом внутреннем продукте в 2019 году – 2,9%, в 2018 году – 2,9%, в 2017 году – 3,4%. При этом российский военный бюджет в 15,1 раза меньше военного бюджета США.[4]
Согласно принятому на 2023-2025 бюджету России в рамках расходов по разделу «Национальная оборона» бюджетом предусмотрено в 2023 году — 4 981 606,2 млн. рублей, в 2024 году — 4 648 845,0 млн. рублей и в 2025 году — 4 208 364,9 млн. рублей соответственно. Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными бюджетом 2022–2024 годов, увеличены в 2023 году на 1 508 841,3 млн. рублей, в 2024 году на 1 037 759,1 млн. рублей. [5]
Фрагмент для ознакомления
3
1 Александрова Е. И. Совершенствование организации финансового контроля // Финансы и кредит. – 2022. – № 22. – С. 14–22.
2 Андрюшин С. Общегосударственный финансовый контроль // Экономика. – 2020. – № 6. – С 64-71.
3 Бровкина Н. Д. Основы финансового контроля: учеб. пособие. – М.: Магистр, 2020. – 31 8с.
4 Волков А. Ю. Финансовый контроль как категория // Статистика и экономика. – 2022. – №. 6. – С. 28-34.
5 Глазунов А. Н. Актуальные проблемы права России и стран СНГ. – Челябинск.: изд-во ЮУрГУ, 2020. – 42 с.
6 Грачева Е. Ю. Финансовый контроль. – М.: «Финансы», 2020. –203 с.
7 Греков И. А. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики – М.: Наука, 2022. – С. 578.
8 Карепина О. И. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля // Финансовые исследования. – 2020. – №. 2 (43). – С. 62-66.
9 Кириченко С. В. Проблемы развития государственного финансового контроля в современных условиях // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых. – 2020. – №. 1. – С. 147-151.
10 Кондрат Е. Н. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность России. – М.: Вита, 2020. – 156 с.
11 Кудряшов В. С. Анализ процесса стандартизации государственного финансового контроля // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – №. 3. – С. 14-18.
12 Лопатников Л. И. Словарь современной экономической науки. – М.: Дело, 2020. – 520 с.
13 Пенчук А. В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования // Концепт. – 2020. – №. 7. – С. 72-79.
14 Пермякова Л. И. Теоретические и практические проблемы экономики. – М.: Дело, 2022. – 373 с.
15 Родионова В. М. Финансовый контроль в военной сфере России. – М.: «Инфра-м», 2022. – 173 с.
16 Румянцев А. В. Финансовый контроль: курс лекций. – М.: Дело. – 2020. –144 с.
17 Столяров Н. С. Финансовый контроль в системе стратегического управления социально-экономическим развитием России. - М.: Союз, 2020. – 146 с.
18 Терехова Т. Б. Основный направления совершенствования государственного финансового контроля в РФ // Финансы и кредит. – 2022. – № 35. – С. 47-54.
19 Фадейкина Н. В. Финансовый контроль в сфере государственного сектора экономики. – М.: Вита, 2020. – 138 с.
20 Чернявский В. С. Государственный финансовый контроль – проблемы эффективности // Право и политика. – 2020. – №6. – С. 59-71.