Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Темой данной курсовой работы является анализ экономико-статистических показателей банковского сектора Российской Федерации. На мой взгляд, в рамках мирового экономического кризиса проблемы функционирования банковского сектора становятся все более серьезными. Наблюдается значительное сокращение числа крупных игроков на банковском рынке. Финансовый кризис затронул не только столичные, но и региональные банки. Для разных регионов характерны совершенно разные кредитные институты, которые, в свою очередь, определяют размер кредитов, предоставляемых населению и учреждениям того или иного типа (коммерческим, государственным, некоммерческим и т. д.). Поэтому понимание значимости каждого банка в каждом регионе является одной из важнейших тем данного исследования. Банковская статистика является важнейшим компонентом финансовой статистики и включает данные по всем институциональным единицам сектора финансовых учреждений.
Основная цель курсовой работы — провести статистический анализ рынка банковских услуг с 2016 по 2023 годы..
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы рынка банковских услуг, его сущность и структуру;
- изучить методологию исследования и оценки эффектисности банковской деятельности;
- провести статистический анализ банковской системы России;
- рассмотреть тренды и закономерности на рынке банковских услуг.
При написании курсовой работы были использованы такие методы исследования как системный, обобщенный методы, метод изучения документации, метод анализа и синтеза, метод изучения количественных значений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Рынок банковских услуг: сущность и структура
Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей показывает, что современные ученые понимают понятие "рынок" как систему экономических отношений, связанных с производством и обменом экономических благ, основанную на широком использовании различных форм собственности, товарных и денежных, финансовых и кредитных механизмов [8, с. 189].
Следует отметить, что в экономической литературе рынки классифицируются по различным критериям. В частности, по экономическим целям выделяют рынки потребительских товаров и услуг, рынки средств производства, рынки недвижимости, рынки научно-технического развития и информации, денежные рынки, финансовые рынки и рынки средств производства; по степени зрелости рыночных отношений различают развитые рынки, рынки с различной степенью ограничения конкуренции (монополии, олигополии) и развивающиеся рынки; по действующему законодательству анализируют легальные (публичные) и нелегальные (теневые) рынки, административно-территориальные и административно-территориальные рынки [8, с. 192].
В то же время многие исследователи отмечают тенденцию более медленного развития рынков услуг по сравнению с товарными рынками, что объясняется быстрыми темпами научно-технического прогресса и сопутствующей ему интернационализацией и транснационализацией мировой экономики. Отличительными чертами рынков услуг от товарных рынков являются следующие:
1) значительная дифференциация, обусловленная разным уровнем экономического развития соответствующих рынков;
2) повышенные риски, связанные со значительными колебаниями спроса на услуги; и
3) неоднородность, обусловленная характером и масштабами деятельности, приводящей к организации рынка; и
4) динамичность и разнообразие, обусловленные растущими потребностями населения [5, с.77].
Сегодня ведущее место в сфере обмена услугами занимает финансовый рынок как система экономических отношений, в частности рынок банковских услуг, который обеспечивает реализацию спроса банковских клиентов на различные виды услуг, предоставление этих услуг банковскими учреждениями и формирование цен на них, что подтверждается практикой [4]: По данным исследования финансового рынка GfK Group, банковскими услугами в настоящее время пользуются 80 % населения Центральной Европы и 50 % населения Юго-Восточной Европы, особенно в России, Сербии и Боснии и Герцеговине, более 70 % населения в Словении, Чехии и 80 % в Хорватии, Венгрии и Украине пользуются услугами финансовых институтов [14].
В то же время рынок банковских услуг обладает всеми специфическими для рынка характеристиками. Рынок анализируется в разрезе банковских услуг, охватывая продавцов (банковские учреждения) и покупателей (физические лица, компании и, в частности, банки на межбанковском рынке) услуг, цен и каналов сбыта.
Современные особенности организации бизнеса определяют потребности предпринимателей не только в традиционных кредитных и платежных банковских услугах, но и в гораздо более широком спектре коммерческих банковских услуг, способных обеспечить оптимальные условия для эффективного управления доходами клиентов. Что касается самих банков, то необходимость объективного расширения сферы их деятельности обусловлена условиями конкурентной среды, сложившейся на отечественном рынке. Кроме того, в условиях кризисных явлений в отечественной экономике, нестабильности производства и инфляции традиционные кредитные услуги банков не способны обеспечить достаточную доходность, усиливая тем самым тенденцию к универсализации банковских услуг, обеспечивая спрос и предложение банковских услуг для удовлетворения потребностей клиентов, определенную сферу рыночных отношений. Формирование полноценного рынка банковских услуг
Следовательно, рынок банковских услуг - это определенная сфера экономических отношений, функция которой заключается в сбалансированности спроса и предложения на банковские продукты [4, с.24].
Захожай В.Б. определяет рынок банковских услуг как определенную сферу товарных отношений, где основными видами деятельности являются аккумулирование и накопление денежных средств, выдача кредитов, осуществление денежных расчетов, эмиссия валюты и ценных бумаг, деятельность в иностранной валюте и т.д. [2, с.10].
Под банковским рынком Коробова Г.Г. понимает только рынок, посвященный банковским услугам, т.е. рынок продажи банковских услуг. Однако даже при такой узкой трактовке банковский рынок представляет собой очень сложное образование с весьма широкими границами и состоящее из множества элементов. Это обусловливает использование различных критериев для выделения структурных элементов рыночной системы. Строго говоря, правильнее говорить о нескольких банковских рынках, а не об одном [7, с.54].
С точки зрения продуктовой структуры такой рынок представляет собой совокупность предлагаемых к продаже банковских услуг, которая может быть разделена на отдельные сегменты, соответствующие определенным группам банковских продуктов:
- рынок кредитных услуг
- рынок депозитных услуг
- рынок расчетно-кассовых услуг
- рынок инвестиционных услуг
В зависимости от географического охвата рынки банковских услуг можно выделить как местные, региональные, национальные и международные.
В зависимости от типа потребителя банковских услуг различают рынки экономических субъектов (рынки труда), рынки физических лиц (домашних хозяйств), рынки правительств и рынки финансово-кредитных учреждений [5, с. 77].
Рыночная функция банковских услуг имеет свои особенности, наиболее важными из которых являются следующие:
- Тесное сочетание государственного и рыночного регулирования для поддержания его стабильности;
- Регулирование и координация рыночных отношений международными и национальными правовыми нормами;
- Прозрачность информации о состоянии рынка и его участниках;
- Неограниченное количество участников рынка
- Широкий выбор банковских продуктов [4, с. 24].
Основные направления деятельности банков на рынке банковских услуг [12]:
- Расширение спектра и качества услуг и совершенствование сервиса;
- внедрение новых форм кредитования (например, овердрафт, кредиты с использованием гибких систем процентной политики), управление счетами, персональное "элитное" обслуживание клиентов путем консультирования, нетрадиционные формы обслуживания, новые формы сервиса, включая создание новых банковских технологий и совершенствование существующих технологий в результате деятельности;
- выявление и удовлетворение потребностей клиентов, связанных с общественными интересами, например, через финансирование крупных государственных проектов.
- Привлечение и обслуживание финансово стабильных клиентов;
- Обслуживание финансово стабильных клиентов;
- Обслуживание финансово стабильных клиентов
- Размер компании, наличие дочерних предприятий;
- Размер и стабильность оборота (особенно денежных средств).
- Контроль компании над определенными секторами экономики;
- Взаимные отношения с другими компаниями
- Деятельность на международных рынках
- Постоянное повышение эффективности всей банковской деятельности;
- Обеспечение эффективных источников финансирования
- Снижение банковских рисков
- Улучшение имиджа банка
Статистический анализ рынка банковских услуг может быть проведен посредством исследования [16]:
1) Общей численности банков в стране и их динамикой;
2) Корпоративного предоставления платежных услуг;
3) Средневзвешенных процентных ставок по кредитным и депозитным операциям кредитных организаций в рублях;
4) Динамики кредитования экономики финансовыми институтами.
Важной составляющей рыночной системы является ее инфраструктура, под которой современные исследователи понимают совокупность элементов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия, необходимые для функционирования рыночных механизмов. Таким образом, инфраструктура рынка - это совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимоотношений объектов и субъектов данной относительно независимой системы и оптимизирующих их взаимодействие [8, с.201].
В данном контексте инфраструктура рынка банковских услуг может быть определена как совокупность организационно-правовых форм, соответствующих взаимодействию спроса и предложения, купли-продажи банковских услуг через соответствующие кредитно-финансовые учреждения. Основными компонентами инфраструктуры рынка банковских услуг являются центральные банки, коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые институты, консалтинговые фирмы, информационные технологии, каналы связи и соответствующее нормативно-правовое обеспечение функционирования исследуемого рынка.
Согласно проведенному анализу, современные этапы эволюции рынка банковских услуг характеризуются следующим образом [10]:
1) универсализация банковских услуг
2) либерализация государственного регулирования в банковском секторе;
3) расширение сферы банковской деятельности;
4) усиление конкуренции на рынке между банками и небанковскими финансово-кредитными организациями и повышение роли неценовых инструментов в конкурентной борьбе; и
5) расширение спектра банковских услуг, что направлено, с одной стороны, на повышение качества обслуживания клиентов, а с другой - на диверсификацию статей доходов банков, позволяющую им получать доход, несмотря на изменение рыночной конъюнктуры и снижение спроса на отдельные виды услуг.
Таким образом, рынок банковских услуг является неотъемлемой частью рынка финансовых услуг. Сущность рынка банковских услуг заключается в организации законодательно закрепленной системы отношений между субъектами, которая формируется в процессе купли-продажи услуг определенного характера и предоставления финансирования от собственников к заемщикам.
1.2 Методология исследования и оценки эффективности банковской деятельности
В современных условиях большинство коммерческих банков в России в своей деятельности опираются в первую очередь на микроэкономические факторы и лояльность клиентов [1]. Такой подход, вероятно, уместен, поскольку основным звеном в экономической цепочке, через которую создаются продукты, товары и услуги, является создатель материальной ценности.
Основное отличие сбалансированной системы показателей эффективности от добровольного набора показателей заключается в том, что все показатели в сбалансированной системе, во-первых, ориентированы на стратегические цели и задачи банка, а во-вторых, взаимосвязаны и сгруппированы по определенным признакам.
Для оценки по сбалансированной системе показателей необходимо оценить шесть основных элементов:
1. Перспективы - элементы, которые служат для разбивки стратегии.
2. Измерения - показатели прогресса в достижении стратегических целей.
3. Ключевые показатели. Значения, определяющие направление, в котором должна быть реализована стратегия.
4. Целевые значения. Количественное выражение уровня, который должен быть достигнут конкретным показателем.
5. Причинно-следственные связи. Соединяют воедино цели компании.
6. Стратегические инициативы - проекты и показатели, способствующие достижению стратегических целей.
Системный подход к анализу эффективности деятельности коммерческого банка лежит на стыке нескольких научных дисциплин, таких как экономика, статистика и теория систем. Решение проблемы анализа эффективности банковской деятельности в такой постановке заключается в представлении баланса банка не в виде дебетовых и кредитовых остатков по банковским счетам, а в виде единого портфеля активов и пассивов, сбалансированного по объему, состоянию и стоимости отдельных групп активных и пассивных денежных ресурсов. Это наиболее полно соответствует концепции [3].
Основным ориентиром для успешного стратегического планирования банка является структура портфеля или баланса банка, которая формируется на основе соблюдения определенных соотношений по активу и пассиву баланса банка. Стратегическое планирование банка на основе портфельных лимитов базируется на следующих принципах прогнозирование цен на финансовые инструменты, деталей их размещения, условий привлечения и размещения банковских ресурсов, портфельных лимитов на их объем и стоимость операций, нахождение набора мультипликаторов капитала в заданных пределах.
Идеальная модель банка основана на следующих ограничениях: оптимальный диапазон мультипликаторов капитала должен находиться в пределах 8-16 единиц; размер срочного долга не должен быть меньше величины выданных кредитов; размер обязательств по кредитам должен полностью финансироваться за счет первичных и вторичных резервов ликвидности [12].
Моделирование деятельности банка на основе портфельных ограничений дает возможность рассчитать различные оптимальные стратегии прогнозирования для банка при различных предположениях о текущей и будущей конъюнктуре финансового рынка и сформулировать оптимальную стратегию деятельности банка в соответствии с выбранными целями, задачами и функциями.
Основной задачей управления портфельным риском (анализа рисковых ситуаций) банка является поддержание приемлемого уровня доходности и ликвидности в процессе управления активами и пассивами, т. е. минимизация потерь, которые может понести банк [5].
Основным методологическим подходом к оценке эффективности банковских операций является анализ операций на основе балансовых обобщений, к которым относятся уравнение баланса капитала, уравнение динамического баланса, модифицированное балансовое уравнение и уравнение базового баланса. В зависимости от подхода выбирается модель анализа.
Группировочный подход позволяет анализировать экономические явления в контексте взаимосвязей и зависимостей, выявлять влияние отдельных факторов на изучаемые показатели, обнаруживать проявление определенных закономерностей, присущих банковской деятельности. В основе группировки всегда лежит рациональная классификация анализируемых явлений и процессов, а также причин и факторов, их вызывающих. Критерии, детализация и другие особенности группировки активов и пассивов определяются конкретными задачами аналитической работы, проводимой в банке.
Сравнительный метод. Сопоставление значений отдельных статей баланса и расчетных показателей позволяет оценить их изменения и определить причины и степень влияния динамических изменений и отклонений. Например, при отклонении фактической ликвидности от норматива могут быть созданы резервы для повышения рентабельности банковской деятельности и снижения операционных расходов. Необходимым условием применения метода сравнения является полная сопоставимость сравниваемых показателей и единство методов расчета. Поэтому используются методы сопоставимости (прямой пересчет, сближение и приведение к одному стандарту). Помимо внутрибанковского сравнительного анализа, при котором основные показатели рентабельности, ликвидности и надежности сравниваются с данными других банков, интерес для практической деятельности и управления банком представляет межбанковский сравнительный анализ [12].
Коэффициентный метод. Используется для описания количественных соотношений между различными статьями, сегментами или группами баланса (для расчета удельного веса той или иной статьи в общем объеме пассива (актива) или в соответствующих сегментах баланса).
Фрагмент для ознакомления
3
Узденова Ф.М., Аппакова Д.Р. Устойчивое развитие российской банковской системы в современных условиях // Московский экономический журнал. – 2021. – №12. – С.404-414.
2.Абдрахманова Г. И., Быховский К. Б., Веселитская Н. Н. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. М., 2021.
3.Банковское дело и банковские операции : учебник / М. С. Марамыгин, Е. Г. Шатковская, М. П. Логинов [и др.] ; под ред. М. С. Марамыгина, Е. Г. Шатковской ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2021. - 565 с.
4.Беляева С. В., Шихалиева Д. С. Тенденции развития банковских продуктов и услуг в современных реалиях // Kant. 2020. № 4 (37). С. 32–36.
5.Быховский К., Дранев Ю. Топ-10 цифровых технологий в финансовом секторе // ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2021. С. 1–3.
6.Грасюкова К.Д., Кузьменко Д.А. Характеристика современной банковской системы России и пути еѐ развития // Вестник науки. – 2020. – №6 (27). – С.48-58.
7.Золотова Л.В., Портнова Л.В. Особенности финансовой грамотности населения Оренбургской области при формировании депозитов в условиях цифровизации. В сборнике: Актуальные проблемы экономической деятельности и образования в современных условиях. сборник XV Международной научно-практической конференции. Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова. Волгоград, 2020. С. 78-82.
8.Иваницкий В. П. Финансовые циклы и финансовая политика : моногр. / В. П. Иваницкий, В. М. Пищулов, М. П. Логинов ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Издательство УрГЭУ, 2020. - 222 с.
9.Коликова Е.М. Определение конкурентоспособности банков на мировом рынке: сущность, генезис, факторы // Вестник РГЭУ РИНХ. – 2020. – №3 (71). – С.158-168.
10.Коробов Ю. И. Пути повышения конкурентоспособности банковской системы России // Информационная безопасность регионов. 2015. № 3. С. 72–74.
11.Корсунова Н. Н. Необанк как банк будущего в обслуживании корпоративных клиентов в условиях перехода к цифровой экономике // Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 175–190.
12.Кудревич В. В., Мешков А. В., Новикова В. В. Современные тенденции развития банковских услуг // Наука без границ. 2021. № 3 (55). С. 74–78.
13.Лаврушин О. И., Валенцева Н. И. [и др.]. Банковское дело. М., 2016.
14.Науменко А. И., Байкова Е. А., Шаповалова А. В. Кредитование в России: проблемы развития // Сибирская финансовая школа. 2019. № 2 (133). С. 44–52.
15.Науменко А. И., Ратковская М. А. Роботизация бизнес-процессов в банковском секторе // Сибирская финансовая школа. 2019. № 1 (132). С. 27–35.
16.Науменко А. И., Сат М., Гладченко А. В. Цифровая трансформация банковской системы: ее сегодня и завтра // Сибирская финансовая школа. 2019. № 1 (132). С. 68–74.
17.Науменко А. И., Шаповалова А. В. Мировые тренды цифровой трансформации розничной торговли в период коронакризиса // Сибирская финансовая школа. 2021. № 1 (141).
18.Национальная страховая система : учебник / Е. Г. Князева, Е. А. Разумовская, Е. Ю. Половнева, В. А. Шелякин ; под общ. ред. Е. Г. Князевой ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2020. - 322 с.
19.Павлова М.М. Статистический анализ привлечения денежных средств коммерческими банками в РФ // Социально-экономическое развитие регионов России: тенденции, проблемы, перспективы: электронный сборник II Всероссийской научно-практической конференции, Волгоград. – 2022. – С.196- 203.
20.Стрельников Е. В. Финансовый рынок России: устойчивость и механизмы реализации стабилизации : моногр. / Е. В. Стрельников ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2021. - 181 с.
21.Таштамиров М.Р., Мазаева Л.В. Ретроспективный анализ обеспеченности регионов банковскими услугами // Вестник евразийской науки. – 2019. – №5. – С.1-11.
22.Финансовая политика : учеб. пособие / Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исакова, Е. А. Смородина [и др.] ; под общ. ред. Л. И. Юзвович ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Издательство УрГЭУ, 2020. - 189 с.
23.Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики : учебник / Н. А. Истомина, Е. А. Смородина, Т. Д. Одинокова [и др.] ; под общ. ред. Н. А. Истоминой ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2020. - 299 с.