Фрагмент для ознакомления
2
Средняя цена на пластик составляет примерно 15 рублей за кг или 15 000 рублей за тонну. Значит, за него можно получить 375 млн рублей (25 000 * 15 000). Аналогичным образом вычислим прибыль за стекло, цена на которое составляет около 70 копеек за кг. Таким образом, прибыль составит 4,2 млн рублей (6000 * 700).
Средняя цена приема металлолома колеблется в зависимости от вида материала. Усредненный показатель составляет 7 рублей за кг для черных металлов и 90 рублей за кг для цветных металлов. Поскольку в крае недифференцировано образуется 20 тыс. тонн черных и цветных металлов, допустим, что половина – 10 тыс. тонн – составляет цветной металл. Тогда прибыль составит 970 млн рублей (10 000 * 7 000 + 10 000 * 90 000).
Таким образом, только за макулатуру, пластик, стекло, черные и цветные металлы можно получить 2049,2 млрд рублей (700 млн рублей + 375 млн рублей + 4,2 млн рублей + 970 млн рублей). Красноярский край каждый год теряет эту сумму безвозвратно, даже больше, если учесть другие виды отходов.
Для дальнейшего развития края в области обращения с ТБО (твердыми бытовыми отходами) необходимо установить контейнеры для разделения мусора. Ниже приведена таблица, отображающая потребность региона в контейнерах и мешках.
Таблица 5 − Необходимое количество контейнерного оборудования и мешковых мусоросборников (в год) для сбора ТБО по территориям Красноярского края в 2023 году [6]
Территория, макрорайон Количество мешков в год Количество контейнеров
Южный макрорайон 5 845 944 4 467
Западный макрорайон 4 367 180 17 150
Восточный макрорайон 7 453 502 13 487
Центральный макрорайон 3 182 577 53 099
Северные территории 5 376 488 14 390
Общий итог 26 225 691 102 593
Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2023 №1/451, стоимость одного контейнера составляет 10800 рублей, а мешка – 3,9 рублей. Объем контейнера равен 1,1 м³, а вместимость мешка – 120 литров. Исходя из этого и зная необходимое количество, можно рассчитать сумму, требуемую для реализации программы: 26 225 691 * 3,9 + 102 593 * 10800 = 1 210 284 594,9 рублей. Таким образом, сумма, полученная от раздельного сбора мусора и дальнейшей реализации вторсырья, полностью достаточна для закупки необходимых контейнеров и мешков даже с учетом ГСМ и других затрат.
Особую важность имеет вторичная переработка сырья для природы. Различные отрасли производства используют деревья в качестве материала для переработки и создания товаров. Например, для производства бумаги необходимы деревья. Древесина является одним из наиболее ценных и востребованных видов ресурсов, поэтому борьба с вырубкой деревьев является сложной задачей.
Каждый год теряется большое количество таких природных ресурсов, что приводит к негативным последствиям для экологической обстановки. Использование макулатуры является идеальным решением для исправления этой ситуации, так как позволяет исключить чрезмерную вырубку леса и избавить людей от ненужных бумажных изделий.
Согласно нескольким источникам, достаточно 100 килограммов макулатуры, чтобы спасти от вырубки одно дерево. Таким образом, в Красноярском крае при переработке макулатуры во вторичное сырье можно сохранить 1,4 миллиона деревьев! Пункты приема макулатуры на территории края играют значительную роль в этом процессе.
Строительство новой бумаги из первичного сырья требует огромного количества энергии, в то время как при вторичной переработке ее расходуется гораздо меньше. Поэтому производство бумаги из вторичного сырья является более эффективным с точки зрения экономии энергии и природных ресурсов.
При отсутствии организации раздельного сбора мусора важно информировать население о положительных сторонах сдачи определенного вида мусора в пункты приема.
Однако деньги, получаемые при обмене макулатуры или стекла, могут быть незначительными, если их сдавать в небольших объемах. Иногда они не окупают расходов времени и денег, затраченных на транспортировку, поэтому большинство населения предпочитает выбросить мусор без сортировки.
Таким образом, проведя расчеты и исследования, можно сделать вывод о том, что в Красноярском крае потери от неиспользования твердых бытовых отходов в качестве вторсырья являются огромными. По подсчетам, население каждый год выбрасывает ценное сырье в виде отходов на сумму более 2 миллиардов рублей, которых было бы достаточно для покупки всех необходимых контейнеров и мешков для раздельного сбора мусора. Власти Красноярского края должны понимать, что отходы представляют собой ценные ресурсы.
Благодаря вторсырью возможна большая экономия средств и природных ресурсов при производстве продукции, поэтому необходимо активно развивать и реализовывать рациональную политику обращения с твердыми бытовыми отходами путем принятия соответствующих организационно-экономических мер, разъяснять населению, бизнесу и работникам жилищно-коммунального обслуживания важность, необходимость и выгоду от перехода к новой системе утилизации твердых бытовых отходов.
2. Выделение проблем в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в РФ и Красноярском крае и обоснование направлений их решения
2.1 Стабилизация экспертной сети для выявления проблем в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в РФ и Красноярском крае
Учитывая нарастающие экологические проблемы как в России, так и во всем мире, федеральный уровень все чаще затрагивает вопросы, связанные с охраной окружающей среды, повышением экологической безопасности, утилизацией отходов и другими срочными вопросами. Одним из ключевых мероприятий в улучшении экологической обстановки было запланировано внедрение реформы управления твердыми бытовыми отходами, известной как "мусорная реформа", во многих регионах России начиная с 1 января 2019 года.
Вопросы обращения с отходами регламентируются рядом федеральных законов, включая Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее в тексте - ФЗ № 89), который в 2014 году был существенно дополнен Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ (далее в тексте - ФЗ № 458), вступающим в законную силу поэтапно.
Одной из основных целей изменений, внесенных ФЗ № 458, было стимулирование вторичной переработки отходов в экономическом аспекте, согласно мнению исследователей [7].
Однако, следует отметить, что в настоящее время имеется серьезная проблема с реализацией мусорной реформы в части создания полигонов, регулирования деятельности региональных операторов и других аспектов ее внедрения. Во-первых, исследователи отмечают, что большинство регионов не были готовы к проведению данной реформы, поскольку не было создано достаточное количество свалок и не были построены заводы по переработке мусора. Например, согласно информации, опубликованной СМИ, Красноярский край не осуществляет никаких мероприятий, предусмотренных мусорной реформой [5].
Несмотря на то, что в настоящее время в Красноярском крае уже функционирует 33 полигона для твердых коммунальных отходов, а до 2024 года планируется построить еще 19 объектов, также рассматривается возможность приобретения мусоросжигательных комплексов для северных территорий, фактически, спустя полтора года после начала реализации мусорной реформы, строительство мусоросжигательных комплексов не проводится, а ситуация с сбором и вывозом твердых бытовых отходов остается недостаточно удовлетворительной с точки зрения экологии.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (утв. Президентом РФ 30.04.2012)
2.Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция)
3.Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)
4.Правительство Красноярского края постановление от 30 августа 2018 года N 497-п Об утверждении региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае на 2018 - 2035 годы
5.Аппалонова, И. В. Ключевые вопросы реформы отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 49-51.
6.Арустамов Э.А., Гильденскиольд С.Р., Крылов П.М., Крылова Т.И. Анализ состояния и предпосылки создания комплексных систем обращения твёрдых бытовых и производственных отходов в Красноярском крае // Отходы и ресурсы. - 2024 - №3. - С. 33–40
7.Добросердова Е. А. Организация и обращение с твердыми бытовыми отходами: Учебное пособие.– Казань: Изд-во КГАСУ, 2020.– 65 с.
8. Звездина Т.М. Обращение с твердыми коммунальными отходами: проблемы оказания коммунальной услуги в нежилых помещениях многоквартирного дома // Управление техносферой - 2023 - Т.6.– С. 33-39
9.Иванова, А. С. Правовое положение регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: вопросы теории и практики // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 475-478.
10. Кириллова, А. Н., Мусинова, Н. Н. Структуризация проблем, технологий и механизмов реализации стратегий в сфере обращения с отходами // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 10-1 (87). - С. 910-914.
11.Клинков А. С. Утилизация и переработка твёрдых бытовых отходов: учебное пособие. — Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2020.— 188 с.
12.Кулик Н.А., Плохих Ю.В. Основы формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами в рф: теоретические аспекты // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 11. – С. 125-129
13.Куликова М.С., Арустамов Э.А., Левакова И.В. Экология и обращение с отходами // Интернет-журнал Науковедение. - 2017 - №6. - С. 98– 110
14.Лацинник, Н. В. Государственная политика в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами через призму социальной ответственности // Исследования молодых ученых: материалы XLV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 50-60.
15.Левакова И.В., Арустамов Э.А. О необходимости комплексного подхода к реализации программы утилизации отходов в год экологии РФ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. - 2022 - №3. - С. 91–98.
16.Резников В.Ф. Научное обоснование территориальной схемы обращения с отходами на территории РФ // Известия АО РГО. - 2021 - № 3 (46) - С. 23–27.
17.Ялбулганов А. А. Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую природную среду: обновленная структура платежа // Реформы и право. - 2020. - № 1. - С. 27.