Фрагмент для ознакомления
2
Введение
За последние десятилетия жизнь детей сильно изменилась: темп жизни ускорился, увеличилось количество стрессовых факторов, возросла компетентность и ответственность без наличия своевременных и доступных методов релаксации. Кроме того, объем информации, необходимой для обработки и усвоения, также растет.
К этому образу жизни добавляется повсеместная компьютеризация, зависимость от гаджетов, избыток развлекательных ресурсов, которые смещают вектор внимания на юмористический и развлекательный контент. В результате, появляется ребенок, который проводит мало времени со сверстниками, общается через социальные сети, отодвигает личные разговоры на второй план и заменяет их удаленными формами взаимодействия. В такой ситуации затрагивается коммуникативная и перцептивная сторона общения. Кроме того, эти факторы приводят к усилению эмоционального перенапряжения, усилению чувства тревоги, апатии, беспомощности.
Таким образом, недостаточная обработка эмоций влечет за собой усиление неблагоприятных психологических и физиологических проявлений, которые могут привести к негативному отношению к школе, к учителю, к одноклассникам, к себе и даже к психосоматическим заболеваниям. Однако отсутствие контроля над собственными эмоциональными проявлениями вредно, как и для самого человека, так и для окружающего его общества.
Соответственно, в таких условиях младшим школьникам стало сложнее овладевать навыками человеческих чувств, основой эмоциональной и социальной жизни. Таким образом, государственная заявка на результаты разработки базовой образовательной программы начального общего образования, которая описана на страницах Федерального государственного образовательного стандарта, содержит требования к развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, а также развитию этических чувств, доброжелательность и уважение, эмоциональная и моральная отзывчивость, понимание и сочувствие чувствам других людей. Реализация этого запроса, на наш взгляд, будет более успешной, если в школьной программе будет дополнительный курс, направленный на формирование и развитие эмоционального интеллекта. Этот курс должен быть направлен на развитие потенциала младших школьников, развитие навыков общения и взаимодействия. Это даст им возможность понять свои тревожные чувства и справиться с ними и позволит им взять под контроль негативные побуждения, а также научит их понимать чувства и эмоции окружающих их людей.
В психолого-педагогической науке проблема эмоционального интеллекта человека в целом и младшего школьника в частности рассматривается во многих аспектах. Сущность и компоненты эмоционального интеллекта исследовали Д. Карузо, Дж. Майер, П. Саловей, Д. Гоулман, Ю. Беатрис, Р. Бар-Он и др. Эмоциональное воображение изучал А. В. Запорожец, взаимосвязь эмоций и интеллекта – С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и другие. Л. И. Божович и Б. К. Мухина рассматривали разработку таких проблем, как роль нравственных переживаний в общей системе развития личности, выработка ее внутренней позиции.
Актуальность данной работы определяется тем фактом, что в настоящее время растет интерес отечественных и зарубежных исследователей к изучению эмоционального интеллекта младших школьников. Это связано как с существующими потребностями социальной среды, так и с неразвитостью некоторых аспектов этой проблемы, связанных, прежде всего, с небольшим количеством конкретных исследований в этой области и, следовательно, с методологическими приемами.
Цель исследования – изучение развития эмоционального интеллекта младших школьников.
Объект исследования – эмоциональный интеллект младшего школьника.
Предмет исследования – развитие эмоционального интеллекта младших школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Выявить понятие и составляющие эмоционального интеллекта.
3. Определить развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте.
4. Охарактеризовать особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников.
5. Описать способы и методы развития эмоционального интеллекта младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения ребенка в начальной школе (от 6 до 11 лет). Этот период характеризуется повышенным физическим и психофизиологическим развитием ребенка, что обеспечивает ему систематическое обучение в школе.
Начало школьного обучения приводит к изменению социальной ситуации развития ребенка. Теперь у него есть социально значимые обязанности, он становится социальным субъектом.
Оценивается образовательная деятельность ребенка. В психологии отношений с окружающими также происходят изменения. Авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста сверстники начинают приобретать для ребенка все большее значение, роль детского сообщества значительно возрастает.
Психология начальной школы формируется под влиянием обучения. В результате у детей развивается память, улучшается вербально-логическое и семантическое запоминание. А младший школьный возраст заканчивается способностью самостоятельно рассуждать, сравнивать, делать выводы, анализировать и устанавливать простые закономерности.
Психология детей младшего школьного возраста имеет следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и немедленно, часто бездумно, не взвешивая всех обстоятельств. В любых предполагаемых начинаниях, трудностях или целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. Психология школьного возраста часто проявляется появлением упрямства и капризности, которые могут представлять собой своеобразную форму протеста против требований школы.
Отсутствие семейного воспитания может значительно усугубить проблему. В этом возрасте ребенок уже беспокоится не только об успехах в школе, но и об отношениях с одноклассниками, сверстниками, учителями и родителями. Моральное состояние ребенка влияет на его уровень успеваемости, где похвала и мнение учителя занимают не последнее место. В конце концов, во время обучения у детей должен быть новый, более качественный "взрослый" тип отношений с учителями и одноклассниками.
В самом раннем школьном возрасте учебная деятельность становится основной. В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие вербально-логического, рассудительного мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
Образование в младших классах имеет одну особенность: обучением младших учеников руководит учитель, который оказывает очень сильное влияние на своих учеников.
Особенности младших школьников, детей 7-9 лет, заключаются в том, что они нуждаются в покровительстве взрослых, поэтому для них вполне естественно следовать указаниям учителя. В принципе, учебная деятельность ученика заключается в подчинении учителю и выполнении всех его указаний.
Эти особенности детей (уверенное выполнение, подражание, вера в истинность полученных знаний) являются довольно важными предпосылками для обучения в начальной школе. Активность ученика во многом обусловлена тем, что ребенку (за крайне редкими исключениями) нравится посещать школу: его привлекает возможность оказаться в положении ученика и привлекает сам процесс обучения.
Учебная деятельность школьников младших классов сопровождается активной реакцией на непосредственные впечатления. А поскольку дети этого возраста также очень импульсивны, занятия часто становятся быстрыми, насыщенными и напряженными. Детям ни в коем случае нельзя скучать – необходимо довольно часто менять характер упражнений, не затягивать перерывы и держать внимание детей в напряжении. Следует понимать, что такие малыши не могут концентрироваться на одном деле более 20 минут. Очень показательным является тот факт, что младшие ученики уже не так заинтересованы в выяснении причин и смысла информации, которую им представляет учитель, в отличие от учеников с их вопросом «почему?».
Еще одна особенность психологии ребенка в младшем школьном возрасте заключается в том, что память учащегося приобретает произвольность, становится сознательно регулируемой и опосредованной.
Еще одно новообразование в психологии младших школьников – это выработка волевого поведения, планирование результатов действия и рефлексии. Ученик становится самостоятельным, формируются моральные ценности, которым он старается следовать. Наиболее отчетливо в младшем школьном возрасте проявляется мотив успеха, иногда – мотив избежать неудачи.
Важным аспектом в психологии ребенка становится его смысловая направленность в своих действиях, которая связана со страхом изменить отношения с окружающими.
Развитие личности ребенка в самом раннем школьном возрасте во многом зависит от успеваемости в школе, оценки взрослыми. Психология школьника в этом возрасте сильно подвержена внешним воздействиям, он эмоционален, подвержен перепадам настроения.
В младшем школьном возрасте дети переживают свою уникальность, осознают себя личностями, стремятся к совершенству и лидерству. Школьники ищут новые групповые формы деятельности, занятий, стараются принадлежать к детскому сообществу.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. – Москва : Академия, 2013. – 208 с.
2. Алешина, А. В. Эмоциональный интеллект. Российская практика / А. В. Алешина, С.Т. Шабанов. – Москва : «Манн, Иванов и Фербер». – 2014. – 429 с.
3. Алябьева, Е. А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. / Е.А. Алябьева. – Москва : Сфера, 2019. – 160 с.
4. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии, 2012. – № 5. – С. 57-65.
5. Антонова, Б. В. К вопросу о психологических особенностях формирования личности в младшем школьном возрасте / Б. В. Антонова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 88-90.
6. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243-244.
7. Берк, Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 1056 с.
8. Битюцких, Е. В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов / Е. В. Битюцких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 142-144.
9. Власовец, Ю. М. Методы развития эмоционального интеллекта в начальной школе / Ю. М. Власовец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 45-47.
10. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. – Москва: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. – 560 c.
11. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – Москва : Айрис-пресс, 2014. – 160 с.
12. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность. – Москва : Сфера, 2010. – 90 с.
13. Жиенбаева, Н. Б. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте / Н. Б. Жиенбаева, А. М. Измайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 116-119.
14. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 464 с.
15. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. / Е. П. Ильин – СПб.: Питер., 2013. – 783 с.
16. Истратова, О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 448 с.
17. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль : «Академия развития» , 2016. – 208 с.
18. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – Санкт-Петербург : Речь, 2012. – 176 с.
19. Матвиенко, Н. А. Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста / Н. А. Матвиенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 1-4.
20. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феменология развития / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2008. – 608 с.
21. Нгуен, М. А. Развитие эмоционального интеллекта / М. А. Нгуен // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 80-87.
22. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. – Москва : Сфера, 2012. – 510 с.
23. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 90-92.
24. Шабанов, С. Эмоциональный интеллект. Российская практика / С. Шабанов, А. Алешина. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 427 с.
25. Щетинина, А. М. Восприятие и понимание младшими школьниками эмоционального состояния человека / А. М. Щетинина // Вопросы психологии. – 2011. – № 3. – С. 60- 66.