Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема условий формирования конструктивных способов психологической защиты на протяжении многих лет остается актуальной для решения ряда научно-практических проблем, связанных с социализацией, регуляцией поведения и психическим здоровьем личности.
Психологическая защита – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Решением данной проблемы занимались многие ученые, но несмотря на значительное число работ, посвященных проблеме формирования конструктивных способов психологической защиты, многие ее аспекты остаются недостаточно изученными.
Быстросменяемая динамика современной прогрессивной жизни ста-вит перед людьми большое количество задач, преподносит информацию, необходимую к быстрой переработке и формированию способностей привыкания к меняющимся условиям. Вместе с тем, возрастающая стрессонаполненность жизни часто не оставляет человеку достаточно времени и ресурсов для того, чтобы выработать новые методы поведения или же обучиться им.
Стресс становится не только следствием объективных факторов жизни, но и следствием субъективного переживания обстоятельств жизни конкретным человеком. Неудачная адаптация к стрессовым ситуациям может спровоцировать невротические расстройства. В связи с этим особенно актуальной является проблема психологических защит, так как именно они позволяют уменьшить уровень психического напряжения. Выбор конкретной психологической защиты имеет значительное влияние на продуктивность жизни и развитие личности.
Последние годы все больше авторов обращаются к изучению феномена психологической защиты как важного несознаваемого механизма регуляции поведения и деятельности человека (П.М. Грановская, Ф.В. Бассин, Р. Плутчик, Х. Келлерман, Х. Конте и др.). Выбор психологической защиты оказывается под влиянием различных внешних и внутренних фак-торов. Один из таких факторов могут быть половые и гендерные характеристики личности.
Цель исследования – изучение психологических механизмов защиты личности.
Объект исследования: механизмы психологической защиты.
Предмет исследования: психологические механизмы защиты личности у женщин и мужчин.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения психологических защит и их основных видов.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование психологических механизмов защиты личности.
3. Провести сравнительный анализ особенностей психологических механизмов защиты у женщин и мужчин.
Гипотеза исследования: предполагается, что психологические механизмы защиты личности имеют специфику в зависимости от пола.
Теоретической основой исследования являются труды по проблеме психологических защит (А. Фрейд, З. Фрейд, Г. Вайллент, Н. Мак-Вильямс, Р. Плутчик, Х. Конте, Г. Келлерман, Э. Эриксон, Ф.В. Бассин, В.Н. Волков, P.M. Грановская, В.В. Николаева, И.М. Никольская, А.А. Ре-ан, Е.Т. Соколова и др.).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, методы сравнения, обобщения, эмпирические методы (тестирование), методы обработки данных.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут служить основой для разработки рекомендаций относительно того, как эффективнее справляться со стрессом женщинам и муж-чинам.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛО-ГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И ИХ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
1.1. Характеристика психологических механизмов защиты
Психологическая защита – это определённое изменение сознаваемой информации, являющееся результатом внутреннего конфликта, и призванное уменьшить ощущение тревоги, вызванного проблемой. Защитные механизмы представляют собой врождённую функцию «снятия» внутреннего конфликта, запускающуюся в экстремальных условиях, в том числе таких, как адаптация организма к новым изменившимся условиям .
Психологическая защита представляет собой структурный элемент иных психологических феноменов – отношений личности, деятельности, компенсации, установки и др. Кроме того, особенность значимости этой структурной части не по объекту, а через задание целей и функции защиты, т. е. извне. Общим элементом в психологических защитах личности для всех точек зрений авторов являются условия «включения» защитных сил психики, коими являются стрессовые адаптационные переживания человека, и цель - уменьшение травмирующих психику переживаний во избежание дезадаптации, дезорганизации поведения индивида .
Положение о наличии психологических защитных механизмов психики является одним из наиболее фундаментальных вкладов психоанализа в теории личности и психологической адаптации. Позднее феномен психо-логической защиты изучался в неофрейдистских направлениях, в глубин-ной психологии.
Термин «механизм психической защиты» впервые введен в употребление Зигмундом Фрейдом в работе «Нейропсихология защиты». В «Толковании сновидений» З. Фрейд впервые подробно подвергает анализу данное понятие.
З. Фрейд выделил и рассмотрел целый комплекс механизмов защиты, которые были призваны помочь психике поддержать ощущение внутри-личностного комфорта с помощью корректировки образа «я» в своём со-знании, представлений о своем поведении .
З. Фрейд подчёркивает, что механизмы внутриличностной защиты направлены на нивелирование внешних, социогенных конфликтов и проблем. Кроме того, данные механизмы рассматриваются как аспекты развития и научения и набор таких способов защиты индивидуален и в полной мере способен охарактеризовать уровень адаптированности личности в целом .
Теория А. Фрейд привлекает внимание благодаря своему глубокому анализу психологических защитных механизмов, которые рассматриваются в более обширном контексте. Она показывает, как формируются эти механизмы и каковы внешние факторы, влияющие на их развитие, подчеркивая важность психической защиты для устранения социальных конфликтов.
А. Фрейд подчеркивала взаимосвязь этапов детского развития и защитных реакций. Прежде чем Эго и Ид отделятся друг от друга и возник-нет Супер-Эго, психика ребенка будет применять защитные механизмы, которые уже были ей доступны на более ранних стадиях развития. К при-меру, механизмы вытеснения и сублимации могут быть использованы в более поздних этапах развития, в то время как процесс регрессии не зависит от конкретной стадии развития, поскольку он является древней психо-логической структурой .
Следовательно, в разное время жизни, Эго прибегает к различным методам защиты, невзирая на внутренние конфликты или эмоциональные перегрузки. Согласно А. Фрейд, эти защиты обеспечивают стабильность личности и помогают избежать её распада. Тем самым, набор защитных реакций уникален для каждого человека и отражает его личный уровень адаптации .
А. Фрейд выделяет стадии развития защит:
- предстадия защиты — конец первого года жизни;
- проекция и интроекция — от одного года до двух лет;
- реактивное образование и сублимация — от трех до пяти лет .
При нормальном развитии личности ребенка наблюдается равно-мерное функционирование конкретных видов психологической защиты.
Изначально психологическая защита понималась исследователями как способ урегулирования конфликтной ситуации бессознательных влечений и социальных требований и запретов и как способ адаптации.
В дальнейшем неофрейдисты и представители прочих психологических направлений продолжали дополнять и исследовать понятие психологических защит личности, всё более детализируя отдельные аспекты данного явления психики.
В современной российской психологии, начиная с популярной публикации Ф.В. Бассина «О силе Я и психологической защите», постоянно предметом обсуждения становятся специфика и роли психологической за-щиты .
По мнению некоторых исследователей (Л.Р. Гребенников, Р. Плут-чик, Е.С. Романова), механизмы психологической защиты рассматриваются как основа всех копинг-стратегий, которые развиваются для совладания с основными аффективными процессами и влечениями .
Изучение механизмов защиты затрудняются от того, что реальные стимулы и реакции могут быть далеки друг от друга во времени и пространстве. Не имеющее смысла с точки зрения бихевиоризма объединение действия и их мотивации в данном случае играет самую существенную роль. Все это стало причиной публикаций в научной литературе единичных фактов, зачастую фрагментарных и нетипичных, что и затрудняет от-деление общего. Кроме того, многие механизмы защиты так соотносятся друг с другом, что выделить значимые различия между ними кажется трудным, и можно лишь проводить очень условно границы.
Многими учеными разделяются понятия «невротическая психологическая защита» и «психотическая защита»; помимо основного набора защитных механизмов (регрессия, отрицание, рационализация и др.), авто-рами вводятся другие механизмы защиты (констрикция, переоценивание, агравация, дисфорическая защита и др.). Налицо большое многообразие понятийных средств.
На данный момент, часто понятие «психологическая защита» употребляется при описании любого типа поведения, нацеленного на устранение психологической дисгармонии, дискомфорта личности. Это целый комплекс индивидуальных, характерных для каждого человека, поведенческих реакций, который нацелен на нивелирование, устранение переживаний, ощущений, эмоций, травмирующих, дестабилизирующих личность. Эти эмоции, переживания могут быть вызваны как внешними, так и внутренними личностными конфликтами.
В попытках устранения возникших разрушающих дезорганизующих переживаний, человек сам вырабатывает у себя защитные механизмы, которые «ограждают» сферу сознания личности от травмирующих эмоций, спровоцированных конфликтами, ставящих под угрозу целостность психики человека. Эти конфликты могут быть детерминированы и противоречивыми установками человека и рассогласованием образа «я» и посту-пившей информации из окружающего мира.
Применение эффективных психологических механизмов защиты часто приводит к временному и неустойчивому чувству личной комфортности. Все нерешенные трудности и неудобства, которые психика человека оценила как разрушительные и от которых она пытается дистанцироваться с помощью защитных механизмов, в итоге могут стать частью постоянного состояния. Когда человек «отправляет» проблему в глубины своего подсознания, он теряет осознание причинно-следственных связей, что приводит к недопониманию истинных причин негативных эмоций и постоянного стресса, и, как следствие, к невозможности устранения их источников. Вместо этого внимание сосредотачивается исключительно на видимых последствиях неудобств .
Н.В. Тарабрина в своем исследовании фокусируется на вопросах психологической защиты в контексте анализирования ответных реакций на фрустрацию. Она развивает теорию фрустрации, предложенную С. Розенцвейгом, акцентируя внимание на двух ключевых типах поведения в условиях препятствиям. Первый тип реакции представляет собой непрекращающееся стремление удовлетворить потребность после каждой фрустрации, в то время как второй тип — это защитные механизмы личности. Первые реакции направлены на достижение удовлетворения потребности любыми доступными средствами, в то время как анализ вторых типов реакций касается вопросов целостности и судьбы личности в целом .
Рассматривая реакции фрустрации с точки зрения их адекватности автор делает вывод о том, что эти реакции адекватны в той мере, в какой они представляют конструктивные тенденции личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бассин, Ф.В. О силе «Я» и психологической защиты / Ф.В. Бассин / Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. – Са-мара: Изд. дом «Бахрах-М», 2003. – С. 3-12.
2. Варанович, Ю.В. Психологическая защита личности / Ю.В. Варано-вич. В сборнике: Инновационные идеи молодых исследователей. Сборник научных статей по материалам XIII Международной науч-но-практической конференции. – Уфа, 2023. – С. 29-34.
3. Дмитриева, В.С. Методологические аспекты изучения индивидуаль-ных психологических защит личности / В.С. Дмитриева // Актуаль-ные исследования. – 2021. – №45 (72). – С. 116-119.
4. Крюкова, Т.Л. Культура, стресс и копинг: социокультурная контек-стуализация исследований совладающего поведения: Монография / Т.Л. Крюкова, Т.В. Гущина. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. – 236с.
5. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая психотерапия / Н. Мак-Вильямс. – Ижевск: «ERGO», 2020. – 391 с.
6. Марихин, С.В. Теоретические аспекты проблемы формирования ме-ханизмов психологической защиты / С.В. Марихин, О.С. Черкашина // Научный аспект. – 2024. – Т. 26. – №1. – С. 3366-3373.
7. Нагавкина, А.И. Психологическая защита в экстремальных ситуаци-ях / А.И. Нагавкина. В сборнике: Педагог-профессионал в школе бу-дущего. Материалы VI Всероссийской молодежной конференции. Редколлегия: С.В. Белова [и др.]. – Элиста, 2023. – С. 195-198.
8. Попова, Л.Н. Психологические защиты: функции и механизмы / Л.Н. Попова // Альманах мировой науки. – 2020. – №4 (40). – С. 41-43.
9. Рассказова, Е.И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева, // Психоло-гические исследования. – 2011. – №3(17). – С. 1 – 4.
10. Романова, Е.С. Проблема психологической защиты детей в подго-товке студентов / Е.С. Романова. В сборнике: Социокультурные про-блемы современного высшего образования: сборник научных тру-дов. – Москва, 2019. – С. 3-6.
11. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Прогресс-книга, 2024. – 140с.
12. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – Белгород: Клуб се-мейного досуга, 2012. – 480 с.
13. Эриксон, Э.Г. Детство и общество / ЭГ Эриксон, пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеев. – СПб.: Летний сад, 2000. – 592с.