Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Действующая Конституция Российской Федерации предусматривает, что система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами конституционного строя Российской Федерации.
Это означает, что система законодательной и исполнительной власти города Москвы имеет определенные отличия от систем государственной власти других субъектов Российской Федерации.
Значительное влияние на систему законодательной и исполнительной власти города Москвы оказывает то, что Москва одновременно сочетает в себе статус субъекта Российской Федерации - города федерального значения, столицы Российской Федерации, фактически выполняет функции выполняет функции административного центра Московской области, а также имеет признаки муниципального образования.
Таким образом, система органов управления города построена с учетом необходимости решения всех проблем, стоящих перед органами государственной власти, в том числе тех, которые не характерны для органов власти других субъектов Федерации со стороны России.
Объект исследования- органы исполнительной власти города Москвы
Предмет исследования- особенности управленческой деятельности функциональных и отраслевых органов исполнительной власти города Москвы
Цель исследования- изучить особенности управленческой деятельности функциональных и отраслевых органов исполнительной власти города Москвы
Задачи исследования:
- раскрыть исполнительную власть: содержание, признаки, функции, субъекты
- изучить формы управленческой деятельности органов исполнительной власти
- рассмотреть функциональные и отраслевые органы исполнительной власти города Москвы
- изучить управленческую деятельность функциональных и отраслевых органов исполнительной власти города Москвы
- раскрыть организацию исполнительной власти города Москвы и ее основные полномочия и функции
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты
В соответствии с конституционным принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью власти. Его основная цель — организация практической реализации Конституции и законов Российской Федерации в рамках управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и потребностей населения. Оно осуществляется путем реализации государственных полномочий методами и средствами публичного права, преимущественно административных.
В содержание исполнительной власти входит исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами государственной жизни. Эта деятельность подчиняется закону: она должна осуществляться исключительно на основании и во исполнение законов.
Реализуя предписания законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, то есть избавляться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законодательства, оно может принудить путем одностороннего волеизъявления совершить определенные действия и применить административное принуждение. Таким образом, исполнительная власть — это власть, которая не только исполняет законы, но и управляет в пределах полномочий, предоставленных ей законом.
Исполнительная власть (в узком смысле) — управленческая деятельность государства и общества, подлежащая контролю со стороны других ветвей власти и заключающаяся в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и навыков, установленных законом.
Признаки исполнительной власти:
Исполнительная власть определяется существованием государства и необходимостью разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Исполнительная власть является самостоятельной формой единой государственной власти, находящейся в постоянном взаимодействии с законодательной и судебной властью.
Исполнительную власть осуществляют исполнительные органы, которые также являются органами управления.
Единство исполнительной власти в Российской Федерации вытекает из части 3 статьи 11 КРФ, которая устанавливает, что разграничение компетенции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется ПФР, федеральными органами власти. и другие соглашения о разграничении компетенции и полномочий.
Исполнительная власть, как и другие ветви государственной власти, является подчиненной властью, то есть ее организация и функционирование должны основываться на нормах законов и других нормативных актов.
Важной характеристикой исполнительной власти является ответственность за принимаемые управленческие меры и принятые административные акты.
Поскольку одной из функций государственного управления является планирование, оно представляет собой важнейший элемент исполнительной власти.
Исполнительная власть осуществляет юрисдикционную деятельность.
Функции исполнительной власти:
исполнительная (правоохранительная), то есть функция по исполнению Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации;
права человека, то есть уважение и защита прав и свобод человека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, соблюдать их, осуществлять на практике и при необходимости защищать их;
социально-экономические, то есть создание условий для развития экономического строительства, социокультурного и административно-политического управления. Эту функцию можно охарактеризовать как безопасность, поскольку она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение общественных интересов;
функция обеспечения законности и уважения конституционного порядка в стране;
нормативная, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т. д.[1]
разработка правил, согласно которым органы исполнительной власти осуществляют деятельность в установленных законом пределах по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации;
охранительный (юрисдикционный), означающий, что органы исполнительной власти юридически уполномочены применять меры государственного принуждения (административные) к юридическим и физическим лицам в случае нарушения этими лицами правовых норм.
Субъекты исполнительной власти:
С учетом федеративного устройства России выделяют следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации: 1) Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию Российской Федерации; 2) равноправные субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. В отношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации имеют равные права между собой.
1.2. Формы управленческой деятельности органов исполнительной власти
Выделяют 2 большие группы форм управленческой деятельности:
Правовые формы (это совершение таких действий, в результате которых наступают определенные правовые последствия)
Правовые управленческие акты (act – от лат. действие, поступок; управленческое решение, принимаемое исполнительным органом). Характеризуется рядом особенностей:
- носят государственный характер (принимаются государственным органом в пределах возложенных на него полномочий; являются общеобязательными для всех субъектов, находящихся на территории, на которую распространяется юрисдикция данного конкретного органа; работников, в случаях ненадлежащего исполнения указаний граждан, может применять меры государственного принуждения)
- Они носят подчинительный характер (предназначены для организации исполнения законов другими субъектами, но эти акты не должны противоречить закону)
При выдаче юридического документа не обязательно учитывать мнение другой стороны.
Таким образом, правовой акт управления отличается от административного договора.
- Каждый акт управления направлен на достижение определенного правового результата. Этот результат может выражаться по-разному: с
Фрагмент для ознакомления
3
1. Васильев В.И., Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов РФ. - М.: «Городец-издат», 2021. - 134-155с.
2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. - М.: «Издательство Проспект», 2018. - 487-493с.
3. Пикулькин А.В. Система государственного управления. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2021. - 112 с.
4. Устав г. Москвы (с изменениями на 28 сентября 2022 года)
5.Постановление Правительства Москвы от 27 апреля 2024 г. № 903-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. No 646-ПП»
27.04.2024
6.Постановление Правительства Москвы от 5 апреля 2024 г. № 712-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 февраля 2016 г. No 38-ПП»
05.04.2024
7. Черепанов В.А. Федеративная реформа в России. - М.: «Социально-политическая мысль», 2022. - 229-250 с.
8. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. - М.: «Юристъ», 2021. - 149-155 с.
9. Широковских В.Н. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления.//Юрист. - 2018г. - №1. - 23-25с.
10. Шутрина Е.С. Формы и пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления.// Государственная власть и местное самоуправление. - 2021г. - №7. - 14-18с.