Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Спортивное плавание является одним из наиболее технически сложных видов спорта, требующим от спортсменов высокого уровня координационных способностей. В контексте дистанции 200 метров кролем, координация играет ключевую роль в формировании правильной техники движения, оптимальной экономии энергии и, следовательно, в достижении высоких спортивных результатов. Отсутствие или недостаточное развитие координационных способностей может привести к неэффективности движений, увеличению времени прохождения дистанции и ухудшению общей производительности пловца [15].
В настоящее время, при подготовке пловцов, особенно на уровне профессиональных и высших любительских соревнований, возрастает потребность в разработке эффективных методик развития координационных способностей. С учетом интенсивного развития спортивных технологий, психологии спорта и научных исследований в области физической подготовки, необходимо постоянное совершенствование подходов к тренировочному процессу в спортивном плавании [6].
Более того, в условиях современного мира, где конкуренция в спорте становится все более острой, разработка и внедрение эффективных методик развития координационных способностей становится необходимостью для сохранения и увеличения спортивных достижений [2]. Это актуально не только с точки зрения достижения максимальных результатов на соревнованиях, но и с учетом общественного интереса к спорту, его популяризации и развития.
Целью данного исследования является разработка методики эффективного развития координационных способностей пловцов на дистанции 200 метров кролем.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы координационных способностей в спортивном плавании, включая их определение, физиологические аспекты и методы измерения.
2. Проанализировать существующие методики и программы тренировок координационных способностей в спортивном плавании для выявления их преимуществ и недостатков.
3. Разработать и описать методику развития координационных способностей, включая планирование тренировочного процесса, описание упражнений и организацию исследования эффективности методики.
4. Провести практическое применение разработанной методики на практике с последующим анализом результатов исследования.
Предметом исследования являются методы и подходы к развитию координационных способностей у пловцов на дистанции 200 метров кролем.
Объектом исследования являются пловцы, занимающиеся на дистанции 200 метров кролем, и их координационные способности, а также методы и тренировочные программы, направленные на их развитие.
Гипотеза исследования предполагает, что разработка и применение специализированной методики тренировок, направленной на развитие координационных способностей пловцов на дистанции 200 метров кролем, приведет к улучшению техники плавания, повышению спортивной производительности и достижению более высоких результатов на соревнованиях.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ
1.1 Понятие координационных способностей в спортивном плавании
1.1.1 Определение и важность координационных способностей для пловцов
Координационные способности у пловцов представляют собой комплекс навыков и возможностей, позволяющих им эффективно управлять движениями в водной среде. Они включают в себя точное и согласованное выполнение различных элементов техники плавания, таких как движение рук и ног, координацию с дыхательными циклами, управление телом и баланс в воде [10].
Для пловцов координационные способности являются не менее важными, чем выносливость и силовые характеристики. Ведь именно через их развитие пловцы могут достигать высокой эффективности движений и оптимального использования своих физических возможностей. Как понять важность координационных способностей для пловцов? Представим, что каждый движение в воде подобно хореографии, где каждый шаг должен быть точно согласован с другими. От правильного выполнения техники зависит не только скорость движения, но и экономия сил, что особенно важно на длинных дистанциях.
Кроме того, у пловцов, как и у любых других атлетов, наличие хорошо развитых координационных способностей связано с снижением риска получения травм и повышением уверенности в собственных возможностях. На соревнованиях это может сыграть решающую роль, так как нервное напряжение и психологическое давление требуют максимальной уверенности в каждом движении.
1.1.2 Физиологические и биомеханические аспекты координации в плавании
Физиологические и биомеханические аспекты играют решающую роль в формировании координационных способностей пловцов на дистанции 200 метров кролем. С точки зрения физиологии, координация движений в плавании требует точной синхронизации работы различных мышечных групп. Во время выполнения плавательных движений, пловцы активно используют как крупные, так и мелкие мышцы, что требует хорошей координации между ними. Более того, правильная координация движений позволяет эффективно передавать силу от мышц к воде, что увеличивает скорость и экономичность движения [14].
Важным биомеханическим аспектом является обеспечение оптимального движения в воде. Пловцы стремятся минимизировать сопротивление воды, что достигается через правильное положение тела, управление углом атаки ладоней и ног, а также координацию с дыханием. Биомеханический анализ позволяет выявить эффективные движения и оптимизировать технику плавания для достижения лучших результатов.
Другим важным аспектом является адаптация к водной среде. Вода оказывает сопротивление на каждое движение, и пловцы должны научиться работать с этим сопротивлением, чтобы максимально эффективно передвигаться. Это требует не только силовой, но и координационной подготовки, чтобы согласовать движения и преодолеть сопротивление воды. Таким образом, физиологические и биомеханические аспекты координации играют важную роль в формировании эффективной техники плавания у пловцов на дистанции 200 метров кролем.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Двигательная активность студентов. Ч. 2. Циклические и ациклические виды спорта: в двух частях: учебно-метод. пособие. Самарский государственный университет путей сообщения, 2021. - 119 стр.
2. Дедловская М. В. Основы теории и методики избранного вида спорта: плавание: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки 49.03.01 Физическая культура, профиль (направленность) – Физкультурное образование. Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2022. - 120 стр.
3. Ериков В. М., Никулин А. А., Иванникова Т. В. Теория и методика спортивного и оздоровительного плавания. Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, 2020. - 220 стр.
4. Жукова Е. С., Галеева О. Б. Контроль физической и технической подготовленности пловцов: практикум. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2021. - 104 стр.
5. Иванченко Е. И. Теория и практика спорта : в 3 ч. Ч. 2 : Виды спортивной подготовки: пособие. Белорусский государственный университет физической культуры, 2021. - 295 стр.
6. Инновационные технологии в профессиональной подготовке специалиста в сфере физической культуры и спорта: Материалы Международной научно-методической конференции (24-25 мая 2016 года). Волгоградская государственная академия физической культуры. 187 стр.
7. Никитина Г. В., Дзюба Н. М., Богданова И. В., Мызников Н. Н., Евграфов И. В. Развитие физических качеств и универсальных компетенций обучающихся посредством спортивных и прикладных способов плавания в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2021. - 51 стр.
8. Применение инновационных технологий в тренировочном процессе детей младшего школьного возраста на этапе начального обучения плаванию. Уральский государственный педагогический университет, 2020. - 174 стр.
9. Современные аспекты спортивной тренировки в плавании за рубежом. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта - Новосибирск, 2015. - 32 стр.
10. Современные тенденции развития и актуальные проблемы физического воспитания студенческой молодежи в системе образования Российской Федерации. В Издательский дом "Дело" РАНХиГС (Изд.), Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 24 ноября 2022 г. – 288 с.
11. Тимакова Т.С. Факторы спортивного отбора или Кто становится олимпийским чемпионом. Издательство "Спорт-Человек", 2018. - 288 стр.
12. Ткачук М. Г., Олейник Е. А., Дюсенова А. А. Спортивная морфология. Издательство "Лань", 2023. - 224 стр.
13. Труднева М. И. Разработка комплекса специальных упражнений для ускорения адаптации силовых возможностей студента: Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей ИУИТ. Российский университет транспорта, 2019. - 26 стр.
14. Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году науки и технологий, 26-27 марта 2021 года. Дальневосточная государственная академия физической культуры. 303 стр.
15. Царева Л. В., Закорко О. Е., Смоляр С. Н., Мулин В. В. Профессионально-прикладная направленность плавательной подготовки студентов вузов железнодорожного транспорта. Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2020. - 117 стр.