Фрагмент для ознакомления
2
Под скоростно-силовыми качествами понимают способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений [12].
Также используют следующее определение скоростно-силовым качествам - способность нервно- мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечных сокращений [20].
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.
Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности [83].
Как отмечают О.В. Колодий и Е.М. Лутовский скоростные способности - это одновременное проявление скоростных и силовых возможностей спортсменов.
Они являются важнейшими в достижении успеха во всех видах легкой атлетики и развиваются посредством прыжковых и беговых упражнений:
• прыжков в длину и в высоту с места, тройными, пятерными, семерными и десятерными прыжками с места, как на двух ногах, так и на одной (попеременно);
• прыжками в длину, в высоту и тройным с разбега; подвижными играми с включением в них прыжков на двух и скачков на одной ноге (попеременно);
• метанием облегченных и средних по весу снарядов (в зависимости от возраста);
• элементами акробатики; спортивными играми типа футбол и борьбы за мяч и упражнениями на специальных тренажерах [6].
Качество силы теснейшим образом связано с качеством быстроты. Мышечная сила способствует реализации имеющейся у юного спортсмена быстроты движений. Это качество успешно развивается как при выполнении упражнений без отягощения (собственный вес), так и с дополнительными отягощениями (набивные мячи, гантели, гири, штанга, вес партнера и прочее).
По мнению Ю.В. Верхошанского скоростные способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины[12].
Они проявляются в двигательных действиях, в которых на ряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.).
При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента [29].
В своем учебном пособии Ж.К. Холодов к скоростно-силовым способностям относит:
1) быструю силу;
2) взрывную силу.
Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).
Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения [7].
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется значительная быстрота движений (метания снарядов). При этом, чем сильнее внешнее отягощение, (например, при толкании ядра или выполнение рывка гири достаточно большого веса), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) непременно возрастает значимость скоростного компонента [23].
К числу скоростно-силовых способностей относят [31]:
- быструю силу, которая характеризуется непредельным напряжением мышц, которые проявляются в упражнениях, выполняемых с большой скоростью, не достигающей предельной величины;
- взрывная сила - способность по ходу выполнения двигательного действия достигать наибольших показателей силы в самые короткие сроки (например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях и т.д. ).
Выделяют два компонента, которые характеризуют взрывную силу [12]:
- стартовая сила;
- ускоряющая сила.
Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.
Ускоряющая сила - способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.
Амортизирующая сила, как разновидность скоростносиловых способностей и дает следующее определение - способность как можно быстрее закончить движение при его осуществлении с максимальной скоростью (например, остановка после ускорения) [16].
Таким образом, можно сделать вывод, что скоростно-силовые способности выражаются в действиях, где помимо одной силы требуется ещё и высокая скорость движений.
1.2. Возрастные особенности развитие скоростных способностей
Многие авторы в своих работах указывают на естественное развитие скоростных качеств подростков [3]. Так, прирост темпов и улучшение показателей скоростных качеств отмечается с 12 лет, а после 16 лет темпы прироста начинают снижаться.
Развитие выносливости также имеет высокую степень взаимосвязи между темпами полового созревания [8].
И наибольший прирост специальной выносливости наблюдается в 13-14 лет, а после 16 лет наступает замедление темпов естественного развития.
Стандартно сенситивный период для развития скоростных способностей 7-11 лет.
Частота движений наиболее эффективно совершенствуется с 7 до 9 и в 12-13 лет, скорость одиночного движения в 10-13 лет. В этом возрасте фактически стабилизируются результаты по скорости простой реакции и максимальной частоте движений. Целенаправленные воздействия или занятия различными видами спорта положительно сказываются на развитии скоростных способностей: у специально тренированных людей преимущество составляет 5- 20% [2, c.75].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абашин, А.И. Исследование подходов к построению технико-тактических комбинаций в комплексных видах единоборств / А.И. Абашин, В. Конаков // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта, 2020.-№2(14).-С. 64-66.
2. Авдеев, Ю.В, Влияние регламента соревновательных поединков на спортивно-технические показатели квалифицированных борцов / Ю.В, Авдеев, А. Воробьев, Б.И. Тараканов, М.У. Ундаганов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (50). - С. 3-6.
3. Актуальные проблемы спортивной борьбы / Сост, проф, И.Д. Свищев. - М: СпортУниверПресс, 2024. - С. 27-32.
4. Бишаева, А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента (для бакалавров) / А.А. Бишаева. - М.: КноРус, 2017. - 160 c.;
5. Бишаева, А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента (для бакалавров) / А.А. Бишаева. - М.: КноРус, 2017. - 160 c.;
Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Academia, 2017. - 144 c.
6. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Academia, 2017. - 144 c.;
7. Блах, В.Я. Принцип построения биологически обоснованной концепции физической подготовки борцов (самбо и дзюдо) / В.Я. Блах, С.В. Елисеев, С.Е. Табаков, В.Н. Селуянов // Теория и практика физической культуры. -2019. -№5. - С. 30-35.
8. Бочкарева, С.И. Физическая культура : учебно-методический комплекс / С.И. Бочкарева, О.П. Кокоулина, Н.Е. Копылова, Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов. - Москва : Изд. Центр ЕАОИ, 2021. - 344 с.
9. Бурякин, Ф.Г. Физическая культура зрелого и пожилого контингентов населения (общие основы теории и практики) / Ф.Г. Бурякин. - М.: Русайнс, 2019. - 284 c.; 4. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.
10. Бурякин, Ф.Г. Физическая культура зрелого и пожилого контингентов населения (общие основы теории и практики) / Ф.Г. Бурякин. - М.: Русайнс, 2019. - 284 c.;
11. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер. - М.: КноРус, 2017. - 480 c
12. Васильева, В.В. Физиология человека: учебник / В.В. Васильева - Москва : Физкультура и спорт, 2021. - 319 с.
13. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - Москва : Советский спорт, 2022. - 352 с.
14. Виленский, М.Я. Физическая культура : учебник / М.Я. Виленский, А.Е. Еоршков. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : КНОРУС, 2016. - 214 с.
15. воздействий и подбора средств тренировки при развитии координационных способностей в спортивных видах единоборств / В.А. Еганов, А.О. Миронов // Современные проблемы науки и образования. - 2021 .-№ 4. - С. 18-22.
16. Гожин, В.В. Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы: монография / В.В. Гожин. - М.: Физкультура и спорт, 2020. - 168 с.
17. Горбунов, А.В. Соревновательная деятельность борцов как фактор целенаправленного совершенствования технико-тактической подготовки сотрудников ОВД / А.В. Горбунов, В.В. Орлов // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 7. - С. 6-9.
18. Григорьев О. А. Развитие скоростных способностей / О. А. Григорьев. - М.: Академия, 2021 - 73 с.
19. Губа В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин. - М.: Физкультура и Спорт, 2009. - 197 с.
20. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. - Минск.: Народная асвета, 2019. - 87 с.
21. Джанбырбаев, Б.О. Управление учебно-тренировочным процессом квалифицированных дзюдоистов на различных этапах подготовки: автореф, дне. ... канд. пед. наук/Б.О. Джанбырбаев. - Алматы, 2010.-28 с.
22. Дорофеева, Т.С., Чернова Г.П. Морфологические особенности юных борцов / Т.С. Дорофеева, Г.П. Чернова //XIII Всесоюзная научно-практическая конференция. - Харьков, 2022 Г - 4.2. - С. 192-194.
23. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физилогия / А.О. Дробинская. - М. : Издательство Юрайт, 2017 - 414 с.
24. Дьяконов, И.Г. Методика скоростно-силовой подготовки в спортивном ориентировании / И.Г. Дьяконов, Н.П. Олесов // Дальневосточная государственная академия физической культуры. - 2018. - С. 96-98.
25. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учебное пособие / Ю.И. Евсеев.Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 384 с.
26. Евтух, А.В. Приоритетные направления рационализации многолетней спортивной подготовки (обзор современных исследований) / А.В. Евтух // Вестник спортивной науки. - 2019. - № 6. - С. 26-31.
27. Еганов, В.А. Методика обучения оборонительным тактикотехническим действиям в ситуационных видах единоборств сложнокоординационной направленности / В.А. Еганов, А.О. Миронов, С.В. Олин // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 2. - С. 29-31.
28. Еганов, В.А. Обоснование направленности педагогических
29. Еелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта : учебное пособие / В.М. Еелецкий. - Красноярск : ПИК СФУ, 2018. - 342 с.
30. Ерегина, С.В. Комплексная оценка физической подготовленности самбистов / С.В. Ерегина, К.Н. Тарасенко // Детский тренер. - 2019. - № 2. - С. 10-14.
31. Ермаков, В.В. Формирование двигательных действий и развитие психофизических качеств ориентировщиков: монография / В.В. Ермаков, З.В. Васильева. - Смоленск: СЕАФКСТ, 2018. - 140 с.
32. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Академия, 2022.-С. 115-118 с.
33. Закиров, Р.М. Исследование взаимосвязи показателей защитных тактико-технических действий и физической подготовленности с уровнем развития координационных способностей дзюдоистов / Р,М. Закиров, Е.Миллер, А.С. Перевозников // Спорт и личность: Материалы науч.-практ. конф. - Челябинск: УралГУФК, 2020. - С. 58-61.
34. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена. Основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М.: Советский спорт, 2009. - С.19- 23.
35. Зекрин, Ф.Х, Динамика совершенствования средств общей и специальной физической подготовки самбистов на различных этапах многолетней тренировки / Ф.Х. Зекрин // Детский тренер. - 2019. - № 2. - С. 71-
36. Зекрин, Ф.Х. Обоснованность физиологической направленности применения средств специальных тренировочных воздействий в подготовке самбистов 10-14 лет / Ф.Х. Зекрин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 1.-С. 74-75.
37. Иванов Е. И. Начальная подготовка ориентировщика / Е. И. Иванов. М.: Физкультура и Спорт, 2015. - 128 с.
38. Иванюженков, Б.В. Координационные способности борца / Б.В. Иванюженков, В.В. Нелюбин // Проблемы физкультурно-спортивной деятельности и подготовки физкультурных кадров. - СПб: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2013. - Вып. 6. - С. 55-107.
39. Калмыков, С.В. Соревновательная деятельность в спортивной борьбе / С.В. Калмыков, А.С. Сагалеев, Б.В. Дагбаев. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2021. - 204 с.
40. Колесникова, Л.В. Спортивное ориентирование: Рабочая тетрадь юного ориентировщика / Л.В. Колесникова. - М.: ЦДЮТиК, 2022. - 64 с.
41. Кондратов В. Н., Федюков Д. Е. Спортивное ориентирование / В. Н. Кодратов. - Ульяновск : учебно-метод. пособие. 2018. - 48 с.
42. Копкарева, О.О. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / О.О. Копкарева. - Тверь : Тверской государственный университет, 2016. - 114 с.
43. Куванов, В.А. Взаимосвязь прочности освоения двигательных действий и уровня развития координационных способностей юных борцов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Куванов. - СПб, 2021. - 24 с.
44. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курам шин. - М.: Советский спорт, 2021. — 219 с.
45. Левицкий, А.Г. Управление процессом подготовки дзюдоистов с учетом уровня индивидуальной готовности к соревновательной деятельности: автореф. дне. ... д-ра пед. наук / А.Г. Левицкий. - СПб, 2023. - 50 с.
46. Лосев А. С. Тренировка ориентировщиков разрядников / А. С. Лосев. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 112 с.
47. Лях В. И. Физическая культура. Учебник для общеобразовательных учреждений / В. И. Лях. - М: «Просвещение», 2013. - 190с.
48. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 290 с.
49. Максименко A. M. Основы теории и методики физической культуры / А. М. Максименко: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: 4-й филиал Воениздата, 2021. - 319 с.
50. Маляренко, А.Т. Прогнозирование успешности спортивной подготовки юных дзюдоистов (9-11 лет) на основе результатов тестирования двигательных способностей / А.Т. Маляренко, А.Н. Ткаченко // Физическое воспитание студентов. - 2021. -№ 4. - С. 23-28.
51. Матвеев, Л,П, Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - 4-е издание. - М.: Омега-Л, 2019. - С, 113-116,
52. Мешавкин, АС. Методика обучения технико-тактическим действиям дзюдоистов на этапе начальной спортивной специализации: автореф, дис. ... канд. пед.наук / А.С. Мешавкин. - Тюмень, 2011. - 25 с.
53. Никитушкин, В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауэр. - М.: Советский спорт, 2021. - 43 с.
54. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М.: ACT АСТРЕЛЬ, 2023. - 549 с.
55. Пукалова А.С. Методика скоростно-силовой подготовки в базовый период в спортивном ориентировании / А. С. Пукалова // Физическая культура и спорт. 2018. № 2. С. 2-7.
56. Самбо (система и борьба): учебник / Под обш.ред. Ю.А. Шулики, Я.К. Коблева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011, - 800 с,
57. Самбо. Учебная программа для учреждений дополнительного образования / И.Д. Свигцев, В.Э. Жердев, Л.Ф. Кабанов, В.Л. Кабанов, Н,Г, Михайлов, С.И. Крищук. - М.: Советский спорт, 2013. - 112 с.
58. Туманян, Г.С. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности: учебное пособие / Г.С. Туманян, В.В. Гожин, В.Ю. Микрюков. - М.: Советский спорт, 2022. - С. 53-57.
59. Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В. П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 175 с.
60. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. уч. завед. 2-е изд., исправ. и допол. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2022. - С. 213-216.
61. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов. - 3-е издание. - М.: Академия, 2014. - С. 242-244.