Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Тема бессмертия весьма актуальна на протяжении всего существования человеческой цивилизации, находя различные воплощения в культуре и искусстве. Она расширяет границы познания и дает толчок развитию научной мысли. Образы мифических существ, обладающих иррационально долгой жизнью представлены в художественном мире достаточно широко и неоднократно рассмотрены. В свою очередь, феномен вампиризма как одна из популярных тем мировой культуры в последнее время, отличается несовпадением степени актуальности и меры литературоведческого внимания. И если образ вампира в народном творчестве и литературе до конца Х1Х в. раскрыт на определенном уровне, то в литературе и искусстве ХХ - XXI вв. функционирование данного образа рассматривалось аспектно. В дракулиане как ветви темы вампиризма своеобразной основой, матрицей, для дальнейших художественных обращений выступает роман Брэма Стокера «Граф Дракула» 1897 г.. Актуальность рассмотрения выбранной темы обусловлена значимостью произведения и ее замысла для развития диалога литературы и кино, а также раскрытия всего спектра интерпретаций литературных образов в кинематографе.
Цель данной работы - проанализировать тенденции видоизменения образа Дракулы в знаковой для его интерпретаций конца ХХ - начала ХХ1 вв. драме Френсиса Форда Копполы «Дракула Брэма Стокера» 1992 г. как эволюцию прочтения образа вампира и изменений персонифицированной интерпретации зла.
Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:
ознакомиться с образом вампира в литературе и кинематографе;
рассмотреть историю создания книги;
изучить характеристику главного персонажа;
определить отличие образа Дракулы фильма Ф.Ф. Копполы от главного героя книги Б. Стокера.
В качестве области исследования рассматривается образ Дракулы в своем литературном и кинематографическом воплощении.
В качестве предмета исследования выступают отдельные аспекты литературной реализации образа Дракулы и их трансформация в фильме Ф. Ф. Копполы.
Материалами для работы стали: роман Брэма Стокера «Граф Дракула», критические статьи о драме Френсиса Форда Копполы «Дракула Брэма Стокера» 1992 г., информация электронных ресурсов по теме исследования, тематические научно-исследовательские работы и статьи.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1.Вампир в литературе и кинематографе
Так отмечает Е. Турбина: «вампир (упырь, злыдень) – общеславянский мифологический персонаж, покойник, встающий по ночам из могилы; он вредит людям и скоту, пьёт их кровь, наносит ущерб хозяйству»[19]. Данное определение содержит два основных компонента прообраза вампира – смерть и зло[19]. Изменения взглядов на эти характеристики влияли на структуру образа вампира и его оценку.
Если обратиться к архаичным фольклорным представлениям о вампирах, то можно увидеть, что: «вера в вампиров в древние времена родилась на основе различения двух видов покойников: умерших хорошей (ненасильственной) смертью (они находили покой) и оставшихся между жизнью и смертью из-за совершенных ими преступлений, или несчастной смерти (самоубийство, убийство, несчастный случай), или неверно выполненных (невыполненных) ритуалов перехода в другой мир. Их и считали вампирами. Вампиры, согласно поверьям, мифам и легендам, могли проникать через любые отверстия (замочные скважины, щели, приоткрытые окна), были оборотнями, пили кровь людей и животных, жили в могилах. С проделками вампира связывали голод, неурожай, стихийные бедствия и чуму. В архаичные времена вампир мыслился как реально существующая злая сила, живущая среди людей и вредящая им»[19].
В Средневековый период, с утверждением христианских идеалов в общественном мировоззрении, образ вампира был замещен образом Сатаны. Дьявол представлялся врагом человечества, отличался хитростью и уродливой внешностью, чьим занятием и целью была охота за человеческими душами: «Христианская традиции предпочла не вспоминать, что Сатана некогда был ангелом и соответственно должен обладать ослепительной красотой»[21]. Самым ужасным дьявольским преступлением была гибель души человека. Если говорить о земной жизни, то она мыслилась в виде короткого временного отрезка, являющегося лишь подготовкой к загробной жизни. Сама смерть была лишь неприятным, но неизбежным фактом человеческого бытия, постоянно присутствовавшая в жизни из-за голода, болезней, отсутствия гигиены и развитой врачебной помощи, войн.
Начиная с Нового времени (XVII – XVIII века) образ врага рода человеческого несколько преображается. Это происходит из-за изменения ряда социокультурных и политических факторов к которым можно отнести Реформацию, установление абсолютизма в Европе, падение авторитета Церкви и т.п. Как отмечает У. Эко в своем исследовании, основополагающие черты образа дьявола были сформированы Мильтоном, Шекспиром и другими. Ключевым элементом образа стал бунт против власти (и бога, и его наместника на земле — монарха), «в описании мильтоновского Сатаны преобладают черты былой красоты и неукротимой гордыни... образец чистой энергии бунта»[21].
В XIX веке общественное сознание формировалось на эстетике романтизма, акцентирующей внимание на национальных мифах и образах. Здесь вампир появился вновь в искусстве, но уже в компании ведьм, оборотней и приведений. Эти образы и страшили читателя, и развлекали его.
В начале ХХ века дьявол приобретает новые черты: при внешней заурядности неординарный ум, знания магии и риторические таланты (например, образы Мефистофеля и Воланда). К середине прошлого века популярность образа дьявола уменьшилась, а образ вампир вновь становится популярным (во многом из-за романа Б. Стокера «Дракула»). В это же время изменяется отношение к смерти. Она становится все более закрытым явлением. Умирающих и их родных стараются оградить от эмоционального дискомфорта, отвлечь от страха перед смертью. Земные радости, семья, любовь в общественном сознании постепенно выдвигаются на первый план, отодвигая на более низшую ступень возможную райскую жизнь. Из-за этого смерть представляется пугающей, о ней стараются не думать.
Подобная тенденция в основном сохраняется в первой четверти XXI века, когда в ряду ключевых ценностей жизни стали выступать молодость и красота.
Если вампир в прошлом веке был символом темной стороны мироздания, в котором, как в зеркале, отражались самые разрушительные явления современности – насилие, эпидемии, войны и прочие. В последние десятилетие XX века и в начале 2000-х искусством образ вампира считался в виде зла в самом человеке.
В 2010-е гг. образ вампира приобретает различные характеристики. С одной стороны, вампир обладает идеальными свойствами: вечной молодостью, красотой, большой силой, широкими финансовыми возможностями, умением влиять на других людей, благодаря чему добивается своих целей и находится в привилегированном слое общества. С другой стороны, вампир все также ассоциируется с темной составляющей человеческой личности (как пример, трилогия о Блэйде). В массовой культуре рождаются персонажи-люди, в основе образа которых лежит прообраз вампира: например, Декстер (герой детективного сериала «Правосудие Декстера»), который ведет двойную жизнь, любит кровь, предпочитает ночной образ жизни и охоту на людей, жесток и очень хитер и т.п. И еще один вариант трактовки образа вампира — он выступает в качестве героя социальной сатиры, в подтексте которой критика современного человека, его образа жизни.
Особенно наглядно вышеперечисленные взгляды на образ вампира реализованы в кинематографе. Видно, как автор противопоставляет человека (божье творение) и вампира (дьявола) по различным социальным, культурным, этическим аспектам. И зачастую образ вампира, пьющего кровь, выглядит более привлекательным по сравнению с современным человеком. Чтобы убедиться в этом представляется необходимым рассмотреть ряд кинокартин о вампирах. При это предлагается привести в качестве анализа типологию фильмов, предложенную Е. Турбиной:
«Симфония ужаса. Самый первый (из сохранившихся) фильм о вампирах – «Носферату: Симфония ужаса». Нарратив картины – погружение мира в хаос и тревожное ожидание конца. Вампир в фильме – зло, пожирающее мир и уничтожающее все прекрасное, что в нем есть.
Образ Орлока создан с помощью следующих визуальных компонентов:
- особый грим: белое лицо, черные круги под глазами, густые брови, лысая голова, длинные тонкие когти, заострённые уши, искривлённые тонкие губы и удлинённые заострённые передние резцы;
- тёмная одежда, закрывающая все тело, кроме кистей рук и головы;
- окружение персонажа: гроб, развалины замка, сумрачный лес, корабль, который переносит его в мир людей, мыши;
- особые визуальные приёмы: рапид, ползущие тени, негатив, отсутствие перспективы в кадре, ассиметричный ракурс и др.
«Носферату: призрак ночи» Вернера Херцога (1978 год) – это «воскрешение» «Симфонии ужаса» почти полвека спустя. Нарратив картины идентичный – постепенное погружение мира в хаос: люди гибнут якобы от чумы, муж героини подвергается трансформации (превращается в вампира, утрачивая и человечность, и жену, и любовь), в городе царит смерть (вместо торжественных шествий – траурные, вместо искренней радости – пир во время чумы). Вампир в фильме ассоциируется с Тенью, накрывающей собой мир. В этом стоит отметить влияние Фрейда: в Тени живут наши инстинкты – Эрос и Танатос[5] – влечения к удовольствию и смерти. Оба эти инстинкта прекрасно проиллюстрированы картиной – вампира влечёт к Люси, светоносному персонажу. Он просит её любви и убивает героиню.
Вампир Херцога – это также смерть, беспокойная, насильственная. Он чума, безумие, хаос, зло, тлен. В целом, Носферату похож на Орлока и внешне, и в интерпретациях. Новое в образе – соотнесение вампира и Тени, Носферату – Тень этого мира.
«Любовь и смерть, Смерть и любовь…». Наиболее известные и популярные картины конца 1970-х и начала 2000-х – «Дракула Брэма Стокера» (Ф.Ф. Коппола, 1992), «Интервью с вампиром» (Н. Джордан, 1994), «Другой мир» (Л. Уайзман, 2003) и прочие. Все они рисуют принципиально иной образ вампира. Рассмотрим картину «Дракула Брэма Стокера».
Этот фильм был назван критиками «киноэнциклопедией дракулизма». В рамках постмодернизма в нем процитированы предшествующие крупные ленты: мы найдём здесь и элементы экспрессионистского стиля (например, угловой ракурс, подчёркивающий безумие Рендальфа), и антитезу «рай – ад», не обошлось и без хрестоматийного восстания Дракулы из гроба и крупного плана писем и дневников, и т.п. Отличие от предыдущих лент в том, что вампир имеет не эпический характер. Нам показана диалектика души героя, история ее падения и смятения при встрече с женщиной.
Вампир Копполы – это «симпатичный паразит», внутренний зверь, живущий в каждом из нас. Он утробно рычит, перевоплощается в волка (и на протяжении фильма постоянно сравнивается с ним) и чудище. Вампир жаден до жизни во всех ее проявлениях – красивые вещи, красивые женщины, война за власть и, конечно же, кровь, как символ этой жизни. Как мы уже писали выше, вампир, начиная с фильма 1978 года, стал пониматься как аллюзия на Тень – один из ключевых архетипов нашего подсознания, в которой обитают страхи, желания, инстинкты. Вампир Копполы и есть эта Тень. Но уже не для мира в целом, а для героев, особенно героинь.
Вампиры перестали трактоваться как абсолютное зло. Режиссёры начали выделять в них привлекательные черты, что отразилось на компонентах образа: