Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Китай – одно из древнейших государств мира. Не последнюю роль в его долговечности играла и продолжает играть политическая идеология.
В XX в. в этой сфере произошли принципиальные изменения, однако вплоть до начала прошлого столетия сохранял свое значение фундамент из идей и представлений, который был заложен в ранний период существования Китайского государства. При этом стоит отметить, что, несмотря на радикальное изменение форм государственности, произошедшее за последнее столетие (свержение монархии, установление коммунистического режима), элементы традиционной идеологии продолжают оказывать свое влияние и на политический ландшафт современного Китая. Таким образом, обращение к ранним этапам становления государственной идеологии в Китае представляется актуальным, так как позволяет более адекватно понимать его современные политические реалии.
В отечественной историографии существует опыт обращения к проблемам развития идеологических основ власти в Древнем Китае. Так, данная проблематика затрагивается в работах С. А. Кошевого «Особенности развития Древнего Китая в период Чжаньго» и Л. С. Переломова «Становление императорской системы в Китае» .
Целью данной работы является рассмотрение дипломатии древнего Китая.
Задачи:
- рассмотреть роль дипломатии в политической системе древнего Китая;
- описать влияние философских учений на развитие древнекитайской дипломатии;
- рассмотреть право войны и дипломатическая практика древнего Китая;
- изучить стратогемы и их влияние на дипломатическую практику древнего Китая;
- описать принцип цзими в дипломатии древнего Китая.
Объект исследования – дипломатия древнего Китая.
Предмет исследования – особенности развития и эволюции дипломатии древнего Китая.
Глава 1. Исторические предпосылки развития древнекитайской дипломатии
1.1. Роль дипломатии в политической системе древнего Китая
В июне 2013 г. министр иностранных дел КНР Ван И на 2-ом Глобальном форуме мира в Пекине объявил о начале нового периода в истории китайской дипломатии, стратегия которой будет следовать новой концепции «дипломатии державы с китайской спецификой». Основная идея данной концепции сводится в стремлении Китая усилить международную позицию государства, расширить возможности влияния на ход мировых событий, опираясь на свои национальные особенности и традиции.
Китайская дипломатия богата своими историческими традициями, которые насчитывают не одно тысячелетие. Это можно сказать и о дипломатическом искусстве Китая. Оно зародилось намного раньше, чем в европейских странах, если не брать во внимание дипломатию Древней Греции, Рима и Египта. Китайские дипломаты занимали не менее почетное место, чем герои-полководцы или выдающиеся деятели китайской культуры, а в истории политической мысли Китая дипломатия рассматривалась как часть политической культуры общества, т.е. существовало как одно из важнейших инструментов защиты интересов государства .
Китайская дипломатия и дипломатический этикет являются важной и интересной темой для изучения. Важность темы обусловлена активным развитием дипломатических отношений между странами. Успешность данного взаимодействия зависит от понимания языка, культуры и традиций собеседника. Владение тонкостями дипломатического этикета позволяет избежать неловких и конфликтных ситуаций, когда неправильно сказанный один слог может превратиться из комплимента, обращенного иностранному представителю, в обиду. Для всестороннего и глубокого понимания стратегий современной китайской дипломатии также необходимо изучение исторических особенностей ее развития в разные эпохи, которые оказывают влияние на ведение дипломатических переговоров между странами и в наши дни.
Достаточно высокий уровень развития древнекитайского военного дела, а также его общий уровень военной культуры оказали содействие в зарождении и быстром совершенствовании военно-политической мысли. Традиции философии теории межгосударственного взаимодействия Древнего Китая, в первую очередь, связываются с крупнейшим китайским мыслителем Кун - цзы (Конфуций, 551–479 до н. э.), который представляет собой основателя конфуцианской концепции.
В соответствии с ней, император представлял собой «тянь - цзы» (сына неба), который был поставлен во главе государства самим небом для выполнения его воли. Кроме того, он выступал в качестве распорядителя судеб удельных царей, так как власть правителя была священна. По мнению мыслителя, император обязан был проходить путь постоянного самосовершенствования.
Важное значение Конфуцием придавалось древнекитайской дипломатии, которая основывалась на концепции «предопределенного менталитета» остального мира от Китая.
Последний выступал в качестве страны - круга, вписанной в квадрат мира, в углах которого располагались иностранные государства, отношение к которым несоразмерно принципам гуманизма, так как, по их мнению, для Китая был характерен принцип морали в качестве управления, а для «варваров» был приемлем только принцип нападения. В соответствии с этим завоеванным территориям Древний Китай давал понятие «завоеванный», например, «Завоеванный Восток» .
Правители Древнего Китая имели представление об окружающем мире, своих соседях, но они целенаправленно их игнорировали, воспринимая их в качестве периферии. Кроме того, в их адрес выдвигались шовинистические настроения, сопровождавшиеся преобладанием концепции китаецентризма.
На практике апологеты «предопределенного вассалитета» удовлетворялись через вассалитет номинальный: основные обязанности вассалов сводились к неукоснительному подчинению Пекину, его посещениям, которые сопровождались многочисленными подарками императорам, которые воспринимались как дань. В свою очередь вассалы также получали подарки от императоров, но они воспринимались в качестве милости .
Данное явление древнекитайской дипломатии объяснялось тем, что концепция «предопределенного вассалитета» была направлена как на иностранцев, так и на сам китайский народ: видимость вассалитета выступала в качестве дополнительного доказательства власти династии, которая подобным образом убеждала общество в том, что перед ней «все иностранцы в трепете подчинились», «бесчисленные государства спешат стать вассалами, принести дань и узреть Сына Неба».
Для усиления психолого-идеологического влияния на иностранцев и собственное общество древнекитайские правители прибегали к абсолютизации церемониальной стороны дипломатических контактов. Так, например, согласно дипломатическому ритуалу «коу - тоу», который просуществовал до 1858 г., иностранные дипломаты должны были выполнять ряд унижающих их личное и государственное достоинство их стран условий аудиенции с китайским императором, к числу которых также относились 3 преклонения и 9 падений ниц.
Важным моментом в древнекитайской дипломатии являлось восприятие войны в качестве тяжелого бремени, в связи с чем правители в
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных документов и литературы
1) Безрученко М. Е., Букреева Т. Н. Дипломатия Древнего Китая// ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - ПУТЬ К ОБЪЕДИНЕНИЮ Сборник научных статей 2-й Международной научно-практической конференции. Под редакцией Л.В. Бычковой, В.М. Кузьминой. 2017. С. 16-20
2) Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / ред. Л.В. Матвеева. М.: Восточная литература, 2001. 488 с
3) Гончаров А. Р. Перспективы развития современной китайской дипломатии// Восьмая международная научно-практическая конференция: Философия и культура информационного общества: тезисы. – СПб.: ГУАП, 2020. С. 196-200
4) Журавлев М.С., Солопова Ю.В. Влияние конфуцианства на экономику Китая//ВЕСТНИК ТУЛЬСКОГО ФИЛИАЛА ФИНУНИВЕРСИТЕТА. 2020. № 1. С. 339-345
5) Зенгер Х. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Т.1. М.: Эксмо, 2004. С. 36
6) Караханян Т.Н. Геополитическая концепция «предначертанного вассалитета» в Древнем Китае// НОВАЯ НАУКА: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ: сборник статей Международной научно-практической конференции (09 апреля 2020 г, г. Пермь). - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2020. С. 284-290
7) Ким В. Некоторые особенности дипломатии Китая / В. Ким, Е. Иванченко // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 13(114). – с. 116-118
8) Кошевой С.А. Особенности развития Древнего Китая в период Чжаньго // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. No 11–12 / 2014. С. 34–40 [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-drevnego-kitaya-v-period-chzhango (Дата обращения : 27.03.2023)
9) Малявин, В. Военный канон Китая / В. Малявин. – М. : РИПОЛ классик, 2016. С. 71– 416 с.
10) Нармания П. З., Жихерва С. А. Философия Сунь-Цзы и ее влияние на военную науку// ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ: МОЛОДЕЖНЫЙ ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. Сборник научных статей 6-й Всероссийской научной конференции. В 3-х томах. Том 1. Редколлегия: А.А. Горохов (отв. редактор). Курск, 2023. С. 409-415
11) Непомнин О. Е. Внешнеполитическая доктрина традиционного Китая// Восточный курьер 2013-2024. Выпуск № 3-4 Том . 2021.
12) Переломов Л.С. Становление императорской системы в Китае. С. 113–131 [Электронный ресурс]. – URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95- (Дата обращения: 06.05.2024).
13) Сунь-цзы Трактат о военном искусстве / Сунь-цзы; пер. с кит. Н. И. Конрада. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. – 480 с
14) Суворов, А. В. Наука побеждать / А. В. Суворов. – М. : АСТ, 2023. – 384 с.
15) Хасанова Т. О. Международное право Древнего Китая//INTERNATIONAL & DOMESTIC LAW. Материалы XVI Ежегодной международной конференции по национальному и международному праву. Отв. за выпуск А.В. Галиулина. Екатеринбург, 2022. С. 115-118