Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде формирование патриотизма подрастающего поколения является важной задачей. Детство и юность – это самое благоприятное время для развития и воспитания чувств любви к своей Родине.
Патриотизм – это неотъемлемое качество всесторонне развитой личности. Каждый человек должен знать историю своей Родины. Школьник должен испытывать чувство гордости за неё и за свой народ, уважать великие подвиги и свершения своего народа. Именно школа играет огромную роль в таком воспитании. Начинать эти процессы необходимо с раннего детства. Большая роль в этом вопросе отводится начальной школе. Дети в этом возрасте внушаемы и часто подражают учителю. Донести до детей идеи патриотизма и мужества – это посильная задача для каждого педагога.
ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) регламентирует внедрение в образовательно – воспитательный процесс новые образовательные технологии и принципы обучения и воспитания детей. Это дает педагогам большие возможности для создания различных инновационных педагогических проектов, которые позволяют формировать у детей чувство патриотизма, в том числе, посредством театрализованной деятельности. В этом возрасте дети не перестали играть, в различного рода, игры, в том числе, в сюжетно-ролевые. Все дети без исключения любят театр.
Театрализованные действия предоставляют большие возможности для формирования положительного отношения ко всем формируемым ценностям младших школьников.
Цель работы: теоретически и практически обосновать необходимость патриотического воспитания младших школьников посредством театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшим школьникам.
3. Изучить особенности патриотического воспитания младших школьников посредством театрализованной деятельности.
4. Описать организационно-педагогические условия патриотического воспитания младших школьников посредством театрализованной деятельности.
5. Предложить методические рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников посредством театрализованной деятельности (из опыта работы педагогов).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников
1.1. Анализ понятия патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Современное понятие патриотизма достаточно широкое и разнообразное. Оно характеризуется неоднозначностью и большим разнообразием. Природа данного явления достаточно сложная и многоаспектная. Проблему патриотизма рассматривали многие исследователи. У них наблюдаются различные подходы к гражданской позиции субъекта, политические взгляды и личные гражданские ценности, связанные с патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Исследованием данной проблемы занимались ученые Г.А. Ефремова, В.И. Лутовинов, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, и др.
Н. Л. Кербицкова писала, что именно выступает одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране. Воспитание этого важного и значимого качества необходимо осуществлять учителям в детях посредством различных подходов [8].
Задача эта вполне реальна, несмотря на такие сложности как недостаточное количество дидактической и методической литературы по данной проблеме. Педагогу негде иногда найти разъяснения по таким категориям, как добро и зло, или разобраться с высокими идеалами отечественной истории, поскольку в учебниках такого материала нет. Педагогам приходится самим создавать методические наработки и разработки, как к урочным формам обучения, так и к внеурочным. Дети должны знать свою историю и понимать значение слова патриот.
Патриот – это человек, который действует во имя Родины, любит своё отечество и предан своему народу. Такое качество как патриотизм формируется лишь в учебно-воспитательном процессе. Речь здесь может идти как об урочных формах обучения школьников, так и о внеурочных. Безусловно, в этих вопросах большую роль играет семья и любые иные социальные институты общества. Различные общественные организации, средства массовой информации, религиозные организации и др. Педагоги, безусловно, могут на них рассчитывать и прибегать к их помощи.
И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа. Патриотическое воспитание тесно связано с гражданским воспитанием, но учителю необходимо уметь разводить эти понятия. Гражданским воспитанием является формирование гражданственности, как интегративного качества личности [19].
Патриотизм как возвышенное чувство – есть незаменимая ценность и источник зрелой дееспособности. Истинный и духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное и беззаветное служение Отечеству. Формирование и развитие чувства патриотизма происходит в несколько этапов. Начинается всё это с зарождения любви к своей малой Родине. Дом, деревня, школа, город, коллектив и всё остальное.
Постепенно это вызревает до Общегосударственного и общенародного патриотического самосознания субъекта. Завершается всё это осознанной любовью и преданностью нашей огромной многонациональной Родине. Базовым этапом формирования у детей патриотизма будем считать их накопленный опыт жизни в своём Отечестве. Понятие патриотизм состоит из трёх аспектов:
1. Когнитивный. Знания и представления о патриотизме.
2. Эмоциональный. Чувства школьников.
3. Поведенческий. Умения и навыки, сформированные в ходе личностного опыта [13].
Именно когнитивный компонент обеспечивает всё содержание по патриотическому воспитанию. Речь идёт как об урочной деятельности, так и о внеурочной. Поведенческий аспект выполняет всегда диагностическую функцию. Эмоциональный аспект, или компонент рассматривается как ведущий для младшего школьника и, следовательно, тот, на который и следует делать упор в ходе учебно-воспитательного процесса.
В младшем школьном возрасте лишь начинается формирование волевых качеств и нравственных идеалов, необходимых для патриотического воспитания. В последние годы, в нашей стране предпринимают значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания.
Все программно - планирующие документы школы направлены на духовное возрождение нации. Для России чрезвычайно важно, каким будет человек будущего и в какой мере он освоит две важные социальные роли: роль гражданина и роль патриота. Патриотизм как одно из нравственных качеств личности включает в себя следующие компоненты:
1. Содержательный компонент. Речь идёт об овладении школьниками объема представлений и понятий об окружающем их мире. Рассматривается социальное устройство общества, история страны, культура, традиции народа, природа родного края.
2. Эмоционально-побудительный компонент. Переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям и окружающему миру. Гордость за трудовые и боевые успехи народа. Уважение к историческому прошлому родной страны и любовь к родному языку.
3. Деятельностный компонент. Реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности. Проявления заботы, оказание помощи взрослым, готовность выполнять задания взрослых и др.
Патриотическое воспитание, как и любое другое формируется и развивается в образовательной практике. Это сложный комплекс последовательных взаимодействий учителя и ученического коллектива, направленные на формирование патриотических качеств личности школьника.
В.Г. Белинский считал, что формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный и специально организуемый образовательно-воспитательный процесс [11].
К патриотическим качествам личности можно отнести все качества, которые будут характеризовать личность, способную к активному проявлению гражданской позиции. Патриотические качества включают в себя:
1. Осознание своих родовых корней.
2. Приверженность к российским и этническим традициям.
3. Чувство причастности к настоящему и прошлому своей страны.
4. Чувство причастности к настоящему и прошлому своего края, к событиям, происходящим в мире.
5. Активная жизненная позиция, участие в делах класса, школы, городских мероприятиях и др. [15].
Чтобы сформировать все эти свойства и качества у школьника, необходимо использовать все аспекты в образовательном процессе, и когнитивный, и эмоциональный, и поведенческий, в целостном образовательном процессе, где обучение неотделимо от воспитания.
Учителю в данном случае очень важно учитывать возраст детей. ребёнок в первую очередь любит своих близких людей и свой дом. Более всего в данном случае на формирование патриотизма может сыграть игровой компонент [7].
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Психологические особенности младшего школьника необходимо рассматривать для того, чтобы учитывать особенности возраста в образовательно-воспитательном процессе. Чтобы понять специфику мотивов младшего школьника, необходимо их соотнести с особенностями этого
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, А.Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А.Д. Антонова, Е.С. Сафронова, М.Д. Лучникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 05.05.2024).
2. Агапова, И.А. Мы – патриоты: классные часы и внеклассные мероприятия: 1 –11 классы [Текст] / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2018. –366 с.
3. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи [Текст] / Н.В. Адаева //Человек и образование. -2012. -No1. –с. 130-133.
4. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров. -М.: Образование, 2017. –231 с.
5. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015. – N 4. –С.78-80.
6. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст]/ С. А. Алиева // Начальная школа. - 2017. -N 9. -С. 17 - 20.
7. Афонькина, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников 3-7 лет. Модель инновационной деятельности [Текст] / Ю. Афонькина, З.Ф. Себрукович. – М.: Учитель, 2018. – 92 с.
8. Анофриков, П.К. Принципы организации детской мультстудии [Текст] / П.К. Анофриков // Искусство в школе. - 2009. - No 6. – С. 13-16.
9. Больгерт, Н. Мультстудия Пластилин [Текст] / Н. Больгерт // М.: Издательство Робинс. - 2012. – 66 с.
10. Белошистая, А.В. Волшебные краски 5-6 лет [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М.: АРКТИ, 2009. – 32 с.
11. Белошистая, А.В. Волшебные ниточки [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М. - АРКТИ, 2008. – 32 с.
12. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей. [Текст] / В. А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара: Самарский дом печати, 2008. – 314 с.
13. Баженова, Л. М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников [Текст] / Л. М. Баженова // Начальная школа. – 2012. – N 5. – 50-54 с.
14. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 05.05.2024).
15. Бгуашева, З.К. Педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника в современной дошкольной образовательной организации / З. К. Бгуашева. – Текст: электронный // Педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника в современной дошкольной образовательной организации. – 2017. – № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-nravstvennoy-vospitannosti-lichnosti-starshego-doshkolnika-v-sovremennoy-doshkolnoy (дата обращения: 05.05.2024).
16. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е.Н. Бородина. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115 с.
17. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст] /А.Н. Вырщиков // Монография. –Волгоград: НП ИПД «Авторское перо». - 2016. -172 с.
18. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. // Вологда: Книжное наследие, 2017. -686 с.
19. Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
20. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы [Текст] / А. Г. Дмитров. – М: Триумф, 2015. –299 с.
21.Жмурина, К.В. Влияние мультфильмов на формирование у детей семейных ценностей / К. В. Жмурина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 545-547. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38414/ (дата обращения: 05.05.2024).
22.Заглада, Л.М. Дети и мультипликация [Текст] / Л.М. Заглада // Мир семьи. – 2005. - No11. – С. 14-17.
23.. Кривых, С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников [Текст] / С.В. Кривых, Г.А. Коновалова. – Новокузнецк: ИПК, 2015. –150 с.
24. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. [Текст] / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. -No 9. -С. 28 - 35.
25. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. —156 с.
26. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности [Текст]/ Т.Б. Пасько // Образование и воспитание. —2017. —No2. —С. 46-49.
27. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования [Текст]/ В.В. Пионтковский // дис. ... д-ра пед. наук. – Якутск, 2016. –346 с.
28. Подгорнова, С.В. Культуроориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие [Текст] / С.В. Подгорнова // науч.ред.: Л.М. Ванюшкина; авт.-сост.– СПбАППО, 2014. –113 с.
29. Понятие «Патриотическое воспитание». [Электронный ресурс]. Студенческая библиотека онлайн Studbooks.netURL: http://studbooks.net/1869689/pedagogika/ponyatie_patrioticheskoe_vospitanie (дата обращения: 05.05.2024).
30. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М.В. Циулина // Воспитание в школе. – 2014. - N 3. – С. 24-32.