Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2.Смерть как социальный феномен в доктринах трансгуманизма
Трансгуманизм - явление в рамках гуманитарного знания относительно недавнее. Примечательно, что сам термин трансгуманизм (в первоначальной версии — кибер-трансцендентализм) почти не встречается в русскоязычной справочной философской литературе.
Однако в марте 1998 года была образована Всемирная ассоциация трансгуманизма, в которую входят ученые (специалисты по искусственному интеллекту, биологи, математики и др.), философы и просто люди из разных стран мира, разделяющие основные положения трансгуманизма. Трансгуманизм постепенно обретает статус научно-философского учения и притязает на роль повой парадигмы мышления человека радикальной технокультуры.
Следует отметить, что подобные притязания трансгуманизма вполне состоятельны, так как помимо собственной сугубо научной (спекулятивно-теоретической) составляющей эта парадигма имеет четкие (хотя и не всегда открыто декларируемые) мировоззренческие ориентиры, опирается на сокровенные желания и чаяния представителей технотронной цивилизации и социокод современной западной культуры . Изначально заявленное как разновидность дескриптивного моделирования будущего, позитивистски ориентированной прогностики, это направление активизировало антропологическую проблематику, вызвало к жизни качественно иную интерпретацию идеи Сверхчеловека, проблемы бессмертия и преодоления смерти .
Итак, трансгуманизм - направление, возникшее в конце 80-х - начале 90-х годов XX века и развивающееся преимущественно на американской научной и философской почве. Термин был введен Д. Брином и отражает одну из основных идей этого направления - а именно идею Сверхчеловека, трактуемую как воля не только к трансценденции ментальных (психологических) способностей, но и к преодолению барьеров, обусловленных телесностью (старение и смерть организма, потребность в определенном температурном режиме, наследственные заболевания и т.п.). Поскольку трансгуманисты считают, что естественная человеческая эволюция остановилась, они проповедуют ее техническое возобновление и ускорение. Таким образом, в трансгуманизме феномен смерти рассматривается как то, что необходимо преодолевать в процессе технического развития человеческой цивилизации .
Основные постулаты трансгуманизма, в том числе, в аспекте решения проблемы смерти, сводятся к следующему:
• мир кардинально изменится в ближайшие десятилетия;
• источником изменений будут новые технологии, основные из которых - суперинтеллект и нанотехнология;
• изменения придут объективно, хотим мы того или нет, законодательные запреты на новые технологии были бы малоэффективны (всегда найдется некто, кто будет этим заниматься) и даже опасны (тот, кто в тайне будет этим заниматься, получает стратегическое преимущество, которое может быть использовано в антигуманных целях, в ином случае будет сохраняться стратегический баланс между странами);
• человечеству нужно быть готовым к изменениям и постараться направить их в полезное для людей русло, предвидеть и предотвратить возможные разрушительные для человечества и природы варианты развития;
• по мере появления технологий, позволяющих усовершенствовать биологическую природу человека, нельзя ставить законодательные запреты на пути тех, кто желает улучшить свое тело, добавить новые функции, органы и т.д.
Если теперь более подробно проанализировать философскую подоплеку трансгуманизма, то следует отметить, что это направление обнаруживает идейное родство по крайней мере с несколькими культурно-философскими течениями (прагматизм, позитивизм, философия жизни и экзистенциализм, теория элит, эволюционизм и прогрессизм, синергетика и социокультурные ориентации так называемых «юппи») .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дворцов, Н. В. Киберпанк как феномен трансгуманизма. Философия машины / Н. В. Дворцов, Д. И. Травин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90126/ (дата обращения: 07.05.2024).
2. Иванченко М. А. Постгуманизм как антигуманизм: Основные перспективы. Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2019. № 14(4), с. 16-24.
3. Кутырев В. А. Философский образ нашего времени (безжизненные миры постчеловечества). Смоленск, 2006. 302 с.
4. Митио, К. Будущее человечества / Каку Митио. — Москва: Альпина Нон-Фикшн, 2019. — 452 c.
5. Полякова О. В. Социальные практики российского трансгуманизма // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 154-162
6. Полякова О. В. Социокультурные последствия биотехнологической революции ХХ века: автореф. дисс. … к. филос. н. М., 2016. 29 с.
7. Шичанина Ю. В. Идея Сверхчеловека: наука и «религия» трансгуманизма, киберпанк //Духовность и образ мира: наука и религия: Сб. науч. статей. - Ростов н/Д, 2001.
8. Шичанина 10. В. Сверхчеловек: откровение трансперсонального опыта //Текст и комментарий. Серия: Философия. Вып.1, Ростов н/Д, 1999
9. Шичанина Ю. В. «Иномерность» как феномен культуры и человеческого бытия (попытка постановки проблемы) // Гуманитарность, Коммуникации, Толерантность: Межвузовский сборник научных статей.-Ростов н/Д, 2003 . - Т.1.