Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является развитие познавательного интереса ребёнка. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий. В настоящее время педагогические образовательные технологии всё больше и чаще применяются в образовательной практике ДОУ. Технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность детей, но и разнообразить формы и методы воспитательного процесса.
Игровые технологии повышают не только познавательный интерес, но и творческую активность дошкольников. Занимательность игры эмоционально окрашивает монотонную деятельность ребёнка по усвоению или закреплению информации. Эмоциональные действия игры активизируют психические процессы дошкольника на пятом году жизни.
Развитием познавательных и творческих способностей детей занимались учёные и исследователи Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Г.И Щукина и др. Проблемы реализации игровой деятельности в обучении рассматривали П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко и др.
Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Игра является самоценной формой активности дошкольника. О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова и др., писали, что своевременное развитие игровой деятельности и достижение каждым ребёнком личных результатов является особенно важным. Б.Г. Ананьев, В.В. Горшкова, М.С. Каган и др., писали о возможности творческого освоения деятельности в игре и достижения в ней высоких результатов.
Сегодня в ДОУ дидактическим играм уделяется не так много времени, а их содержание не всегда соответствует особенностям субкультуры современного дошкольника.
Цель работы: изучить возможности использования дидактических игр при развитии познавательных интересов у дошкольников пятого года жизни.
Объект исследования: познавательная сфера дошкольников пятого года жизни.
Предмет исследования: способы развития познавательных интересов с помощью дидактических игр у дошкольников пятого года жизни.
Гипотеза исследования: игровые технологии и дидактические игры являются эффективным средством развития познавательных интересов у дошкольников пятого года жизни в том случае, если:
-игры соответствуют интересам и познавательным возможностям дошкольников;
- игры конструируются в соответствии с содержанием темы, целью и задачами занятия;
-игровые ситуации создаются на отдельных этапах занятия, или занятие проводится в игровой форме.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития познавательных интересов у дошкольников пятого года жизни.
2. Провести исследование по влиянию дидактических игр на познавательные интересы дошкольников пятого года жизни.
Методы исследования: теоретические и практические.
Теоретические методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы по теме, обобщение, анализ собранных данных, классификация, сравнение.
Практические методы исследования: эксперимент, тестирование, наблюдение, беседа, анализ опыта педагогов.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы, приложение.
Глава 1. Особенности познавательного интереса дошкольников пятого года жизни
1.1. Дидактические игры как средство развития познавательных интересов у дошкольников пятого года жизни
Мир, в котором мы живем, постоянно изменяется. Стремительный рост развития информационного общества и технологий обуславливает необходимость развития и воспитания людей, которые обладают творческими способностями и креативным мышлением, которые развиваются благодаря познавательным интересам и мотивации детей. Именно такие люди способны к творческому разрешению проблем.
В дошкольном возрасте любые изменения в психике ребёнка происходят достаточно стремительно. В психике ребенка практически постоянно появляются новые образования. Дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет. Л.С. Выготский относил к дошкольному периоду возраст от 3 до 6-7 лет [9]. При этом он всегда отмечал значимость данного периода в развитии психики ребенка.
М.И. Лисина в рамках данной периодизации выделяла:
1. Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет).
2. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).
Она обращала внимание на активное развитие психики ребёнка в данном возрастном периоде. В дошкольном детстве происходит процесс расширения и обогащения запаса различных психических связей. В этом возрасте ребенок активно приобретает определенную произвольность действий, возникающих под воздействием активного педагогического влияния.
На основе постоянно приобретаемых новых знаний дошкольник способен осуществлять всё более осмысленные действия. При этом он формирует положительные рефлексы, первичные, вторичные и др.
Дошкольный возраст является самым игровым периодом детства. О том, что ведущей деятельностью дошкольного детства является игра, писали Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.П. Усова и др. В игровую деятельность ребенок уходит полностью [15].
Главная потребность ребенка - старшего дошкольника заключается в адаптации к миру взрослых людей. Ребёнок испытывает постоянное стремление подражать взрослым. У ребёнка практически всегда присутствует противоречие между стремлением к статусу взрослого и недостаточными реальными возможностями.
Это противоречие движет ребёнком и заставляет его осваивать новые сферы игровой деятельности. Это, несомненно, развивает его познавательную и творческую активность. Созданные ребёнком в игре модели, являются отражением выявленных взаимосвязей между предметами и людьми. Такого рода постановочная деятельность дает ребенку возможность через действие постигать усвоение многих социальных норм, принятых в обществе и развивать его творческие способности.
В игре, и иных видах продуктивной деятельности, в частности, рисовании, конструировании, лепке и др., происходит знакомство ребенка со свойствами самых разнообразных предметов. При этом активно развиваются его восприятие, мышление, воображение. У ребёнка часто присутствует желание действовать по собственному усмотрению вопреки ситуации и предложений взрослых. Об этом писал Д.Б. Эльконин и называл подобного рода процессы новообразованиями раннего возраста [19].
Восприятие дошкольников на пятом году жизни позволяет им хорошо видеть, слышать, ориентироваться в пространстве, различать цвета, запахи, звуки и др. Память дошкольника выступает важнейшей характеристикой его познавательного развития. Развитие памяти здесь зависит от специфики деятельности ребенка. Один и тот же материал может запоминаться по-разному в зависимости от роли, которую он выполняет. При коллективных играх или организованных занятиях дошкольник может удерживать в памяти правила игры и цель своего участия в ней.
Достаточно большое и заметное значение имеет непосредственное поощрение дошкольника со стороны воспитателя или родителя. Если действия ребёнка одобряют, он старается ещё больше и это также ведёт к развитию его творческих способностей. Организация правильной воспитательной работы может оказать решающее влияние на развитие произвольности процессов памяти, что тоже повлияет на развитие познавательной активности ребёнка. Педагог отвечает за ту, или иную степень развития произвольности памяти дошкольника. Подобного рода работа начинается с выполнения простейших поручений. Педагог предлагает ребенку-дошкольнику простой алгоритм для запоминания.
С приобретением некоторого опыта и при условии положительного подкрепления результатов труда и поощрений со стороны педагога, ребёнок начинает самостоятельно ставить перед собой задачи по запоминанию или припоминанию необходимого материала. Ни одна деятельность субъекта невозможна при условии отсутствия управляемой памяти.
Мышление также выступает важной познавательной функцией. Развитие мышления дошкольников всегда происходит очень интенсивно. В силу своей любознательности и любопытства, наряду с получением новых знаний об окружающем мире, ребенок учится синтезу, сравнению, обобщению, анализу и др. так он начинает осваивать простейшие умственные операции. При этом очевидно, что успешность развития мышления, познавательной активности и творческих способностей ребенка напрямую зависят от образовательной и воспитательной среды, в которой ребёнок находится [3].
Воображение дошкольника на пятом году жизни развито очень хорошо. Этот возраст достаточно сензитивен для развития воображения, свободного фантазирования. Годы детства характеризуются подвижностью воображения, и легкостью привыкания к не привычному. Это такой период детства, когда любая игровая деятельность может быть устойчивым увлечением детей, увлекая ребенка в сказочный мир, или мир искусства. У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности, что, несомненно, ведёт к развитию его творческих способностей и дальнейшей познавательной активности. Для ребёнка творить – это не обязательно создавать нечто новое. Таким образом, он себя выражает. Любое творчество для него – больше процесс, чем результат. При этом ребёнок расширяет свой опыт и учится общению. У него начинают проявляться такие качества как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости и др.
В данном возрастном периоде для каждого ребёнка важны не только игра, но и разнообразные виды художественно-творческой деятельности:
-рисование;
-лепка;
-вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их;
-создание различных конструкций из природного материала и др.
При этом, задачи, которые ставятся перед ребёнком –дошкольником на пятом году жизни, отличаются от тех, которые решаются детьми другого возраста. Речь ребенка переживает своё развитие. Происходит постоянное увеличение его словаря и овладение новыми грамматическими формами родного языка. При нормальном развитии ребёнка происходит изменение строения речи в пользу более сложных форм и именно к этому стремятся педагоги [22].
Для ребенка в этом возрасте характерным является выражения любопытства к новым видам деятельности. Ребёнок внимателен к необычным предметам и всегда испытывает потребность во внешних впечатлениях. Познавательные и творческие потребности ребёнка играют важную роль в системе его потребностей.
Основными психологическими новообразованиями дошкольного детства являются появление детского мировоззрения и возникновение мотивов деятельности. Произвольность психических процессов, таких как внимание, память, восприятие и др., формирует у ребёнка способность управлять своим поведением. Именно игра ведет к формированию новых качеств психики ребенка. Благодаря устойчивой игровой мотивации, у ребёнка развиваются:
- воображение и фантазия;
-коммуникативные способности;
-способность к преобразованию;
- функция обобщения;
- произвольность поведения;
-сила воли и др.
Специалисты считают, что важная роль дидактической игры в развитии психических процессов ребенка вооружает его доступными для него способами моделирования и творчества с помощью внешних, предметных действий некоторого содержания.
А.С. Макаренко характеризовал роль детских игр следующим образом. По его мнению, игра имеет то же значение в жизни ребёнка, какое у взрослого имеет деятельность работа, или служба. Воспитание будущего творца и деятеля происходит в игре. С помощью речи ребёнок уже может рассказать о значимых для него событиях и делиться своими впечатлениями. К этому возрасту возрасту, ребенок уже в достаточной степени перенял речевую культуру и стиль общения своей семьи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников [Текст] / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2017. – N 10. – С.299-303.
2. Алексеенкова, Е.Г. Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Г. Алексеенкова. – М.: Компания спутник. - 2004. – 49 с.
3. Анистратова, А.А. Развиваем творческие способности [Текст] / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. – М.: Оникс, 2018. – 64 с.
4. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2009. – 162 с.
5. Афонькина, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников 3-6 лет. Модель инновационной деятельности [Текст] / Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович. – М.: Учитель, 2018. – 92 с.
6. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. - под ред. Подъякова Н.Н. М.: Просвещение, 2009. – 366 с.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2008. – 213 с.
8. Белошистая, А.В. Волшебные краски 5-6 лет [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М.: АРКТИ, 2009. – 32 с.
9. Белошистая, А.В. Волшебные ниточки [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М. - АРКТИ, 2008. – 32 с.
10. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей. [Текст] / В. А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара: Самарский дом печати, 2008. – 314 с.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2009, No 6. – С. 34-39.
12. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности детей / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 07.05.2024).
13. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 07.05.2024).
14. Давыдова, М.М. Развивающие игры для детей [Текст] / М.М. Давыдова. – М.: Аквариум, 2007. – 123 с.
15. Захарова, О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе / О.Г. Захарова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (дата обращения: 07.05.2024).
16. Иванова, О.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О.В. Иванова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2013. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 07.05.2024).
17. Клепалова, Ю.А. Определение понятий творчества и креативности в психологии [Текст] / Ю.А. Клепалова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2008. – 256 с.
18. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова // Методическое пособие. - Т. А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
19. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 07.05.2024).
20. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 07.05.2024).
21. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М.: Академия, 2007. – 361 с.
22. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения на переходном этапе от азбуки к хрестоматии для чтения [Текст] / Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – No 7. – С. 208-212.
23. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 07.05.2024).
24. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. [Текст] / Т.Н. Овчинникова - М.: Академический проект. 2000. – 208 с.
25. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
26. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
27. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е.И. Удальцова. – Минск: Народная Асвета, 2006. – 300 с.
28. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2010. – 272 с.
29. Чухарева, В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности [Текст] / В.В. Чухарева // Журнал «Начальная школа». – 2013. – N 9. – С. 67-71.
30. Щетинина, В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – N 4. – С.441-444.