Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Внимание – психическая функция, отвечающая за способность человека направлять свое поведение на окружающую ситуацию. Внимание позволяет человеку отбирать нужную информацию, выделять важные особенности, дифференцировать процессы, предметы и явления.
В отечественной психологии внимание - это сосредоточение психической деятельности человека, деятельности его личности в данный момент и в этих условиях (Н.Ф. Добрынин), организация умственной деятельности (К. K. Платонов).
Внимание совершенствуется на протяжение всей жизни человека, однако наиболее сензитивным периодом развития внимания является периодом школьного возраста. В этом возрасте происходят кардинальные изменения в когнитивных процессах ребенка, которые сопровождаются изменениями в его внимании. Понимание особенностей внимания детей разного возраста и его развития является ключевым фактором для успешного преподавания и воспитания.
Степень изученности проблемы исследования. Современная наука располагает большим числом научных исследований проблемы развития внимания, его физиологических основ и механизмов функционирования.
Исследованиями развития внимания в разные возрастные периоды занимались Н.Ф. Добрынин, З.М. Истомина, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе и др.
Исследования практических достижений в этой области исследования показали, что, несмотря на достаточное количество исследований, по изучаемой теме остается много пробелов, особенно в отношении диагностики дефицита внимания у детей.
Проблема исследования: каковы особенности развития внимания у детей разного возраста?
Объект исследование – внимание как психическая функция.
Предмет исследования – особенности развития свойств внимания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.
Цель – рассмотреть основные характеристики свойств внимания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.
Задачи исследования:
1.Проанализировать понятие «внимание» в психолого-педагогических исследованиях на основе контент-анализа;
2.Описать возрастные особенности развития внимания на разных этапах развития ребенка;
3. Провести экспериментальную работу по исследованию основные характеристики свойств внимания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические положения в области:
- раскрытия феномена «внимание» и выявления его компонентного состава (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Р.С, Немов и др.), позволившие выявить основные черты и характеристики внимания, определить его свойства, необходимые для проведения диагностического исследования.
- особенностях развития внимания у детей (В.Ф. Афанасьева, П.П. Блонский, И.Н. Захарова, К.П. Мальцева и др.), позволившие определить особенности развития всех свойств внимания у детей разного возраста.
Методики исследования:
- «Корректурная проба»
- «Проставь значки»
- Методика «Мюнстерберга»
- «Таблицы Шульте»
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические (психолого-педагогический (констатирующий эксперимент);
- математические (количественный и качественный анализ).
База исследования.
Практическая значение результатов исследования обусловлена тем, что данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в процессе работы с детьми в развитии внимания на учебных занятиях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития внимания
1.1 Внимание как психический процесс: понятие, виды, свойства
Внимание – психическая функция, отвечающая за способность человека направлять свое поведение на окружающую ситуацию. Внимание позволяет человеку отбирать нужную информацию, выделять важные особенности, дифференцировать процессы, предметы и явления.
В отечественной психологии внимание - это сосредоточение психической деятельности человека, деятельности его личности в данный момент и в этих условиях (Н.Ф. Добрынин), организации умственной деятельности (К. K. Платонов) [2].
Внимание является сквозным психическим процессом, т.е. пронизывающим все процессы деятельности индивида. В связи с этим внимание как психическое явление рассматривается с нескольких сторон: как процесс, состояние или свойство личности [5].
Эту позицию не поддерживают ведущие психологи, занимающиеся детской психологией. С. Выготский [8], П. Я. Гальперин [9], Р. С. Немов [22] и др. в них внимание рассматривается как самостоятельный психический процесс.
Как подчеркнул С.Л. Рубинштейн, внимание не обладает содержательной стороной и, как следствие, проявляется в разрезе других процессов, например, с мышлением. Внимание есть сторона всех познавательных процессов сознания, и они сами по себе играют роль предметно-направленной деятельности» [24, с.55].
В исследованиях П.Я. Гальперин опирается на позиции деятельностного подхода и, исходя из этого, считает, что внимание есть произвольное управление деятельностью человека, которая подчиняется контролю. Контроль же заранее сформирован в сознании человека [16, с. 98].
Внимание представляет собой динамическую характеристику познания. В связи, с чем оно может изменяться с течением времени и поддаваться коррекции, в случае нарушения.
Вниманием всегда движут потребности и мотивы: если человек не заинтересован деятельностью, он не будет акцентировать на нем свое внимание. Поэтому внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как его характер определяется многими факторами деятельности и отношения человека [10].
Понятие внимания включает в себя несколько основных характеристик.
Во-первых, внимание – это настраиваемый процесс. Человек может настраиваться на определенные объекты или задачи и игнорировать другие, менее важные стимулы. Настройка внимания может осуществляться как сознательно, так и бессознательно.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. 2000. №2. С.47-53.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Издательство «Ось-89», 1997. 224 с. (Практическая психология)
3. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243-244. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 18.12.2023).
4. Афанасьев В.Ф. Особенности изменения произвольного внимания младших школьников в условиях учебной деятельности // Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. - Вологоград, - 2008 - 236 с.
5. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – Московский психолого-социальный институт, 2006. – 632 с.
6. Бобокулова Г. Ш. Основные положения определения развития внимания // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1020-1022. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29001/ (дата обращения: 18.12.2023).
7. Волкова С.И., Столяроаа Н. Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. – 2002. – № 7. – С. 53-60.
8. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М.: Просвещение, 2007. – С. 184-219.
9. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме: «Формирование умственных действий и понятий»: [Доклад, представленный на соиск. уч. степени д-ра психол. наук] / Моск. государств. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: 1965. 51 с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б., Романович В. Я. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. – 2001. – № 4. – С. 67-72.
11. Гомезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
12. Григорьева И.К. Особенности развития внимания младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №3-7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-mladshih-shkolnikov
13. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М.: Просвещение, 2003. – С. 243-259.
14. Захарова И. Н. Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость и переключаемость у младших школьников // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 272-275. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54570/ (дата обращения: 18.12.2023). https://moluch.ru/archive/235/54570/ (дата обращения: 18.12.2023).
15. Золотая И.Г. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка», Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 1, 2011. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/primeneniedidakticheskih-igr-na-urokah-matematiki-dlya-razvitiya-vnimaniya (дата обращения: 13.05.2016).
16. Иовенко, Е. Ю. Внимание как психологический ресурс // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 409-412. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5838/ (дата обращения: 18.12.2023).
17. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника. – М.: Просвещение, 1994. – 192 с.
18. Мальцева К.П. Развитие внимания школьника. – М.: Академия, 2000. – 67 с.
19. Маpютина Г.М., Мешкова Т.А., Гавpиш Н.В. О связи свойств внимания и успеваемости учащихся вторых классов. // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1988. 78 с.
20. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
21. Мусина З. С. Развитие внимания у детей и пути его воспитания // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - №23. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vnimaniya-u-detey-i-puti-ego-vospitaniya (дата обращения: 18.12.2023).
22. Немов Р.С. Общая психология: краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
23. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское агентство, 1996. 374 с.
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
25. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб, 2004 - 248с.
26. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Спб.: Питер, 2001. – 224 с.
27. Сидорина Е.В., Катушенко О. А., Фалина С. А. Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60-4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 18.12.2023).
28. Страхов И.В. Воспитание внимания школьников. – М.: Просвещение, 2000. – 128 с.
29. Сухих А.В. Психология познавательных процессов: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 240 с.
30. Тупталова, А. С. Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 610-612. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36082/ (дата обращения: 18.12.2023).
31. Шагинов И.А. Развиваем внимание.–М.: Моймир ГмБх, 2007. – 236 с.