Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Данная работа посвящена понятию государства. Эта тема особенно актуальна для изучения, поскольку, зная сущность государства, мы можем на более глубоком уровне исследовать сам процесс функционирования государства как важнейшего института поддержания общественной стабильности. Следует заметить, что государство реализует функцию управления всеми базовыми общественными процессами, в частности, речь идет о защите прав, законных интересов граждан, обеспечении наличия правопорядка и законности, общественной безопасности, гражданской безопасности. Государство является результатом появления и развития цивилизации. И все же, полноценная государственная система может появиться и сформироваться исключительно, если сложились все необходимые условия и предпосылки. Также следует сказать о дискуссионности проблемы сущности государства в целом, на сегодняшний день наблюдается существование базовых теорий, сформулированных в различные эпохи мыслителями и учеными. Наконец, важно также сказать о существовании множества подходов к определению функционального аспекта государства.
Объект исследования – сущность государства.
Предмет исследования – теории (концепции), признаки и функции государства в теории государства и права.
Главная цель данной работы заключается в подробном изучении понятия государства в теории государства и права.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные теории происхождения государства
2. Дать характеристику подходов к происхождению государства
3. Изучить различные определения государства
4. Выявить и охарактеризовать подходы к определению государства в современной теории государства и права
5. Выявить особенности функционального социального аспекта сущности государства.
6. Сформулировать выводы по исследованию.
Степень научной разработанности темы. Тема сущности государства освещена в широком массиве научных и учебных трудов, посвященных проблеме государства, теориям происхождения государства, его функциям и определениям. В частности, следует выделить труды Л. Гринина, А. Венгерова, Л. Морозовой. Отметим, что на разных этапах развития науки теории государства и права выдвигались разные концепции приоритетности тех или иных признаков, функций государства. А.С. Пиголкин, Р. Мухаев, В. Бялт и другие ученые репрезентуют современное комплексное понимание государства как сложнейшего многокомпонентного и полифункционального феномена.
Источниковая (нормативная) база исследования представлена Конституцией Российской Федерации.
Методология исследования. В процессе разработки темы использовались системный и диалектический методологические подходы.
В исследовании были использованы следующие основные методы:
- аналитический;
- формально-логический;
- метод синтеза;
- метод систематизации.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования текста исследования при изучении темы понятия, государства, его сущности, природы, кроме того, работа может стать основой для последующего углубленного изучения вышеозначенной темы.
Теоретическая значимость исследования состоит в попытке комплексного анализа проблемы сущности государства.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список. Первая глава посвящена подходам к сущности государства. Во второй главе освещен вопрос ключевых признаков государства. В заключении представлены выводы по проведенному исследованию.
ГЛАВА 1.ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.1.Подходы к определению государства: исторический аспект и типология
Государство является центральным элементом политической системы, поскольку политическая система сообщества возникает только вместе с государством, и без государства не может быть политической системы. Место и роль государства в политической системе определяются через ряд его особенностей и признаков, которые выделяют государство среди других участников политической системы.
Термины «государство» и «политическая система сообщества» взаимосвязаны как часть и целое. Государство сосредоточивает в себе всю разнообразность политических интересов, регулируя явления политической жизни через понятие «общеобязательность» .
Именно в этом аспекте государство играет особую роль в политической системе, придавая ей особую целостность и стабильность. Государство осуществляет основную работу по управлению, используя ресурсы общества и упорядочивая его деятельность.
Государство занимает главенствующую позицию в политической системе общества по следующим причинам:
1. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти на пространстве всей страны. Государственная власть распространяется на все население, проживающее на данной территории. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивают институт гражданства, или подданства, который выражает сущность государства для каждого отдельного индивида. Чтобы осуществлять свою власть на определенной территории, государство устанавливает государственную границу, которая разделяет его от других государств. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.
2. Государство является особой организацией политической власти с системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство также использует принуждение, осуществляемое через органы насилия, такие как армия, службы охраны порядка и безопасности.
3. Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство имеет право на регулирование жизни общества через общеобязательные законы. Истину правовых норм государство воплощает с помощью своих специальных органов, таких как суды и администрация.
Государственно-правовое регулирование является специфической формой общественной деятельности, которая позволяет формировать, реализовывать общие правила поведения. Как уже отмечалось ранее, вне системы правового регулирования общество и государство не могут стабильно и гармонично существовать и развиваться. Система правового регулирования в данном отношении есть гарант стабильности.
Если консолидация деятельности разных людей и их объединений для достижения совместных целей происходит через систему власти, то систематизация отношений – путем правового регулирования. Власть и правовое регулирование призваны регламентировать выражение и согласование общих интересов разных субъектов жизни общества, стабильность их отношений и формируют необходимые условия для развития по пути прогресса.
Правовое регулирование направлено на то, чтобы формировать те нормы и образцы поведения, которые будут в полной мере соответствовать актуальным потребностям общества и государства. Безусловно, обеспечивать эффективность правового регулирования невозможно, если в государстве отсутствуют принудительные меры . Такого рода меры, в свою очередь, поддерживают институт ответственности за совершение тех деяний, которые не соответствуют действующим нормам, правилам, несут в себе угрозу безопасности и стабильности.
К основным элементам механизма государственно-правового регулирования относятся:
- установление такого аспекта, как правовой статус;
- придание известным фактам значимости факта, имеющего юридический характер;
- установление модели отношений в сфере права и правового регулирования;
- установление мер, которые имеют правовой охранительный характер, в свою очередь, это предполагает и функционирование института юридической ответственности .
Правовое регулирование – это процесс, который имеет определенные стадии. И здесь можно выделить три элемента:
- собственно правовые нормы;
- отношения, которые возникают в сфере права;
- акты реализации на практике прав и обязанностей.
Это представление о системе механизма правового регулирования получило обширное распространение, но его нельзя считать единственным, т.к. имеются иные позиции.
Есть также позиция о необходимости выделения следующих базовых компонентов и стадий процесса правового регулирования:
- правовая норма;
- правовые факты;
- правовые отношения, отношения в сфере права;
- акты реализации на практике прав и обязанностей;
- охранительные акты правоприменения.
Первая стадия предполагает установление правила поведения, направленного на защиту интересов, пребывающих в правовом поле, которые требуется систематизировать. Данная стадия проявляется в появлении и функционировании, реализации, закреплении нормы права.
Второй элемент правового регулирования – это юридический факт. Тем не менее, эта позиция разделяется далеко не всеми исследователями.
Но все же, юридические факты должны быть грамотно закреплены в гипотезах правовых норм. Эту задачу, в частности, реализуют органы, на которые возложена функция правотворчества. Таким образом, юридические факты необходимо полно, точно, достоверно устанавливать. Собственно признаки реализации механизма государственно-правового регулирования представлены:
- системностью – в данном случае речь идет о том, что в обществе приняты различные регуляторы, например, мораль, а не только право, но все эти регуляторы системны, занимают определенную нишу в общественной жизни;
- нормативностью – правовое регулирование осуществляется на массовом уровне, его поле – типичные, распространенные ситуации;
- объективностью – процесс регулирования обязательно учитывает общественные социальные потребности;
- конкретно-историческим характером – здесь речь идет о том, что в любом обществе присутствует та или иная система контроля, регулирования, поскольку, в противном случае, общество ввергнется в состояние хаоса;
- регулятивностью – здесь мы говорим о соответствии социальной жизни общепринятым стандартам и нормам;
- целевым характером – общественный порядок и стабильность не могут быть достигнуты без системы регулирования;
- социальным характером;
- обеспеченностью мерами социального принуждения – ранее мы уже отмечали, что любые социальные регуляторы предполагают наличие принудительных мер, института ответственности за совершенные неправомерные действия.
Итак, мы можем заключить, что механизм государственно-правового регулирования является социально значимой процедурой достижения порядка в обществе и государстве, базисом его выступают социальные нормы .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, (с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 года №1-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации (далее – СЗ РФ). 2014. № 31. Ст. 4398; http://www.pravo.gov.ru
2. Антонов М. В. Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов [Электронный ресурс]. М. : Издательство Юрайт, 2018. 497 с.
3. Архипов С.В. Государство как системообразующий элемент политической системы общества / С.В. Архипов // Ленинградский юридический журнал. 2023. № 1 (71). С. 43.
4. Бялт В. С. Правоведение : учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2020. 302 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-07626-4. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/453269
5. Валуйсков Н.В., Арутюнян А.Д., Бондаренко Л.В. Сущность государства в статусе органов государственной власти // Молодой ученый. 2017. №3. С. 435-437.
6. Гавриков В. П. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. П. Гавриков. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2024. 461 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-08962-2. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/541391
7. Егоров И. А. Проблемы становления государственной власти в обществе // Молодой ученый. 2016. №3. С. 688-690.
8. Зуев А.В., Бруевич М.Ю., Билашенко Е.В., Рубцов С.Н. Подходы к понятию и сущности правового регулирования: проблемные вопросы // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право». 2023. № 5. С. 101-105.
9. Казармин И.А. Понятие, виды и предмет правового регулирования // Управление, право, экономика, социум: теории и практики. Сборник научных статей. 2023. С. 83-85.
10. Кожокарь И.П. Правовое регулирование: понятие и формы // Журнал «Государство и право». 2020. № 12. С. 112-113
11. Малец В.Т. Понятие функции государства.//Вестник БДУ. 2018. № 1.
12. Мухаев Р. Т. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2022. 585 с. URL: https://urait.ru/bcode/508827
13. Осейчук В. И. Теория государственного управления : учебник и практикум для вузов / В. И. Осейчук. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2024. 252 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-17567-7. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/533343
14. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. М. : Издательство Юрайт, 2024. 341 с.
15. Пиголкин А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. 4-е изд., перераб. и доп. [Электронный ресурс] М. : Издательство Юрайт, 2021. 516 с.
16. Попова Т. В. Внешние функции государства / Т. В. Попова. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2018. № 25 (211). С. 233-234. URL: https://moluch.ru/archive/211/51756/
17. Правоведение : учебник для вузов / В. А. Белов [и др.] ; под редакцией В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. 5-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2024. 494 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-18241-5. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/534595
18. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. М. : Издательство Юрайт, 2024. 455 с.
19. Шевчук Д.А. Теория государства и права. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://law.wikireading.ru/35704
20. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bookree.org/reader?file=151174
21. Шлома О.А., Чердакова Т.Б. Государственно-правовые взгляды Г. Ф. Шершеневича. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-pravovye-vzglyady-g-f-shershenevicha
22. Эриашвили Н.Д. Государство в политической системе общества: особенности и перспективы / Н.Д. Эриашвили, Ю.А. Иванова, Т.В. Радченко // Вестник экономической безопасности. 2021. № 1. С. 29.