Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Спастическая диплегия - наиболее распространённая клиническая форма детского церебрального паралича (далее –ДЦП), выявляется в половине случаев этой патологии. Дети со спастической диплегией составляют 40-50% всех учащихся специализированных школ.
Особенности двигательных нарушений учащихся со спастической диплегией проявляется на уроках физической культуры. Выполнение упражнений на занятиях физической культуры затруднено за счет того, что ученики не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног.
Формирование навыка правильной осанки может улучшить тонус мышц, создать профилактику дальнейших нарушений, а занятия физическими упражнениями - повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся. От правильной организации урока, планирования нагрузки силовой направленности, точной дифференциации заданий в соответствии с индивидуальными особенностями проявления спастической диплегии учащихся младшего возраста во многом зависит их функциональное состояние в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать физическую и умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Поэтому уроки физической культуры должны стать основным звеном в повышении физической подготовленности, а главное – целенаправленном формировании навыков правильной осанки учащихся с диагнозом ДЦП.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена тем, что занятия адаптивной физической культурой открывают больше возможностей для учащихся со спастической диплегией. Отставание в уровне физического развития и формирование навыка правильной осанки учащихся младшего школьного возраста со спастической диплегией от сверстников определяет поиск новых эффективных путей их физической реабилитации. Формирование навыка правильной осанки, как элемента комплексной реабилитации, способствует оптимизации физического состояния этих учащихся, а также коррекции недостатков их двигательной функции. Формирование навыков правильной осанки учащихся младшего школьного возраста со спастической диплегией за счет использования современных средств и методов адаптивного физического воспитания позволит повысить функциональные возможности организма.
Цель исследования - теоретически обосновать формирование навыка правильной осанки учащихся младшего школьного возраста со спастической диплегией на уроках физической культуры.
Объект исследования – осанка учащихся младшего школьного возраста со спастической диплегией.
Предмет исследования - процесс формирования навыков правильной осанки учащихся младшего школьного возраста со спастической диплегией на уроках физической культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие - детский церебральный паралич;
2. Представить психолого-педагогическую характеристику учащихся младшего школьного возраста со спастической диплегией;
3. Рассмотреть физическое развитие и двигательные нарушения учащихся младшего школьного возраста со спастической диплегией;
4. Раскрыть основы формирования навыка правильной осанки учащихся младшего школьного возраста со спастической диплегией.
Метод исследования - анализ литературы.
Глава 1. Характеристика понятия - детский церебральный паралич
Опорно-двигательная система— комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве.
Опорно-двигательный аппарат выполняет очень много функций в организме учащегося:
- опорная: является опорой всего тела; к костям прикрепляются мягкие ткани и органы;
- двигательная: система рычагов с подвижными соединениями, приводимых в движение мышцами;
- защитная: образует полости для жизненно важных органов — позвоночный канал для спинного мозга; черепная коробка — для головного мозга; грудная полость — для сердца и легких; тазовые кости — для защиты органов мочеполовой системы;
- минеральный обмен: кости являются депо для минеральных солей: фосфора, кальция, железа, меди; регулируют постоянство минерального состава внутренней среды организма;
- кроветворная (гемопоэтическая функция): из стволовых гемопоэтических клеток костного мозга образуются клетки крови и иммунной системы.
Детский церебральный паралич (далее - ДЦП) - группа заболеваний головного мозга, возникающих вследствие его недоразвития или повреждения в процессе беременности или родов, проявляющихся двигательными расстройствами, нарушениями речи и психики, с обязательным поражением центральной нервной системы, дисфункцией двигательной и мышечной систем, нарушением координации движения, речи, задержкой интеллектуального развития. Является тяжелым заболеванием, поэтому проблема восстановления нарушенных функций у больных с последствиями детского церебрального паралича очень актуальна. Заболеванию подвержены новорожденные с перинатальной травмой, недоношенные, дети, на которых в период внутриутробного развития воздействовали различные неблагоприятные факторы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. - 210 с.
2. Белозерова Л.И., Клестов В.В. Нарушения осанки у детей, коррекция и оценка эффективности //Тез. докл. IV съезда специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины, 19-20 октября 2002, - Ростов-на-Дону, 2002. - С.129.
3. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте.
М., Психология и педагогика, 1998. - 290 с.
4. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., 2001. - 300 с.
5. Васильева Т.Д. Лечебная физическая культура при сколиозах:
Метод. разраб. для студентов ин-тов физ. культуры п методистов /
6. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол. 1999. No 2. с. 114 - 123.
7. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д.
Марцинковской. - М.: Педагогика, 2004. - 384 с.
8. .Дехтяр С.К., Смирнова Т.Н., Поляков В.Е. Деформации позвоночника у детей. // Детская хирургия, 2001, No2. -C. 12-21.
9. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М.:Сфера, 2002. - 199 с.
10. Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников / Икова Валентина Викторовна. - Л.: Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1993. - 64 с.
11. Кудрявцев B.T., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М., 2000. С. 21-23.
12. Кузьмищева Л.Г., Трегубова И.Л., Садовая Т.Н. Некоторые аспекты диагностики и лечения сколиоза по материалам санаторной школы для больных сколиозом //Проблемы хирургии позвоночника
13. Кучма В.Р., Сарнадский В.Н., Стихин Н.В., Чепрасов В.В. Современные проблемы диагностики, коррекции, реабилитации, и профилактики отклонений осанки детей
14. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др.; Под ред. С.Н. Попова. - М. Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
15. Мельничук Н.В., Корнилова Г.К. Метод БОС в реабилитации детей 6-7 лет со сколиозом //Биологическая обратная связь. 2000. - №2. -C.47.
16. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2002. - 451 с.