Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современном мире рынок товаров и услуг чрезвычайно насыщен, что делает конкуренцию между производителями и продавцами все более жесткой. В этой связи рекламная коммуникация становится ключевым фактором успеха любого продукта или услуги. Одним из важнейших инструментов рекламной коммуникации является упаковка продукта. Упаковка выполняет не только функцию защиты и сохранения товара, но и выступает в качестве средства привлечения внимания потребителей, формирования имиджа бренда и передачи информации о продукте.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть упаковку как средство рекламной коммуникации, исследовать ее виды, функции и проанализировать практику применения в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. исследовать теоретические аспекты упаковки как средства рекламной коммуникации, изучить ее виды и функции.
2. проанализировать практику применения различных видов упаковки в рекламных кампаниях известных брендов.
3. выявить тенденции и перспективы развития упаковки как средства рекламной коммуникации.
Объект исследования - упаковка продукции, используемая в качестве средства рекламной коммуникации.
Предмет исследования - функциональные и коммуникативные аспекты упаковки, ее виды, а также практика применения упаковки для рекламы и стимулирования сбыта продукции на рынке.
Степень изученности проблемы :
1. Теоретические исследования: В области маркетинга и рекламы существует обширная литература, посвященная роли упаковки в формировании бренда и привлечении потребителей. В работе были изучены исследования следующих авторов: Демченко К. Э. [1], Новикова Д. Р. [2], Ковалева Л. А. [3], Беляков С. [4], Ступникова О. [5], Чекалова И. В. [6], Чернуха Л. А. [7], Филинская Ю. А. [8], Солдатова Е. А. [9], Костюченко Т. С. [10], Галыня А. С. [11], Панова С. А. [12], Каменский А. К. [13], Евглевская М. Э. [14], Северинова Д. Ю. [15], Третьякова А. [16], Соколова И. С. [17], Гаркуша А. И. [18], Балабанова Т. А. [19], Иващенко А. И. [20], Люткин М. А. [21].
2. Практические аспекты: В практическом аспекте исследования упаковки как средства рекламы также достаточно глубоки. Различные компании и бренды используют упаковку для выделения на конкурентном рынке, что отражено в многочисленных маркетинговых кампаниях и исследованиях.
Методы исследования:
1. Анализ литературы и теоретических работ: исследование существующих публикаций, монографий, статей и других источников, посвященных проблеме упаковки в рекламной коммуникации. Это позволит выявить основные теоретические подходы и концепции, связанные с функциональными аспектами упаковки и ее роли в маркетинге и рекламе.
2. Метод сравнительного анализа: сравнение различных видов упаковки и их эффективности в рамках рекламной коммуникации. Это может включать анализ дизайна, материалов, цветовых решений, текстовых сообщений и других элементов, которые составляют интегральную часть упаковки.
3. Количественные и качественные методы исследования: опросы потребителей, интервью с экспертами в области маркетинга и дизайна упаковки, а также анализ статистических данных о продажах продукции с разными видами упаковки. Это поможет оценить восприятие упаковки потребителями и ее влияние на принятие решения о покупке.
4. Анализ практики применения: исследование конкретных случаев использования упаковки в качестве средства рекламной коммуникации. Это может включать изучение успешных и неуспешных кампаний, анализ изменений в дизайне упаковки и их влияние на продажи и имидж бренда.
5. Метод экспертных оценок: обращение к мнению специалистов в области дизайна, маркетинга и рекламы для получения обоснованных оценок и рекомендаций по использованию упаковки в рекламной коммуникации.
6. Семиотический анализ: исследование знаковых систем, используемых в дизайне упаковки, и их коммуникативной роли. Это поможет понять, как упаковка передает определенные сообщения и вызывает определенные ассоциации у потребителей.
7. Анализ конкурентной среды: изучение упаковки конкурирующих брендов и выявление стратегических преимуществ или недостатков в сравнении с исследуемыми образцами упаковки.
Использование этих методов позволит комплексно подойти к изучению роли упаковки в рекламной коммуникации, оценить ее эффективность и сделать обоснованные выводы о практическом применении различных видов упаковки для достижения маркетинговых целей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка используемых источников. В первой главе будет рассмотрена роль упаковки в рекламной коммуникации, ее функции и виды. Во второй главе будет проведен анализ практики применения упаковки в рекламных кампаниях различных брендов.
Исследование проведено на основе анализа литературы, изучения практики применения упаковки в рекламных кампаниях брендов и выявления тенденций и перспектив развития упаковки как средства рекламной коммуникации. Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности маркетологов, рекламных агентств и производителей товаров.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПАКОВКИ КАК СРЕДСТВА РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
1.1. Понятие и сущность упаковки в контексте рекламы
Согласно Г.И. Фазылзяновой, упаковка — это «средство или совокупность средств, предназначенных для защиты продукции от повреждений и потерь при транспортировке, хранении и продаже» [22]. Также А.В. Миленький утверждает, что упаковка — это «контейнер, предназначенный для размещения продуктов» [23].
Многие товары, представленные на рынке, нуждаются в упаковке. Некоторые маркетологи, согласно А.М. Упине, даже называют упаковку «пятым пунктом после цены, продукта, местоположения и продвижения» [24], хотя большинство считают упаковку одним из элементов продуктовой стратегии.
Понятие упаковки можно интерпретировать по-разному.
Ч. Фэнпин определяет упаковку как «контейнер, материал, в который помещается продукт, чтобы сохранить его свойства после изготовления и сделать его компактным» [25].
Согласно же О.М. Цугленок, упаковка - важный рекламный инструмент для продукта, «это деятельность по разработке и изготовлению твердой или мягкой оболочки для продукта» [26].
Сама упаковка появилась еще в древности. Первобытные люди приносили в свои норы дикие ягоды и фрукты из леса в шкурах животных или корзинах, сплетенных из травы. Восемь тысяч лет назад китайцы изобрели множество глиняных сосудов для хранения твердых предметов и жидкостей. Древние египтяне создали стеклянные емкости для хранения жидкостей. К началу средневековья кожа, ткань, дерево, камень, керамика и стекло уже входили в состав упаковочных материалов. На протяжении многих веков функции упаковки заключались в хранении, защите и транспортировке товаров.
В последнее время упаковка стала одним из самых эффективных маркетинговых инструментов. Хорошо продуманная упаковка может стать дополнительным удобством для потребителей и дополнительным средством стимулирования продажи товаров производителям. Ряд факторов способствует расширению использования упаковки в качестве маркетингового инструмента:
1. самообслуживание в торговле. Все больше товаров продается в супермаркетах и магазинах самообслуживания. В этих условиях упаковка должна выполнять многие функции продавца – привлекать внимание к товару, описывать его характеристики, вызывать у потребителя доверие к этому товару и в целом производить положительное впечатление. Благосостояние потребителей растет, растущее благосостояние потребителей означает, что они готовы, как утверждает А.А. Субцельная, «платить немного больше за удобство, внешний вид, надежность и престиж улучшенной упаковки» [27].
2. имидж компании и имидж бренда. Компании осознают действенную силу хорошо продуманной упаковки как инструмента, помогающего покупателям мгновенно узнать компанию или бренд. Например, любой покупатель пленки сразу узнает знакомые желтые коробки под пленкой Kodak.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Демченко, К. Э. Разработка дизайна серии упаковок для виски торговой марки "Ashford Emerald" / К. Э. Демченко // Пищевые инновации в биотехнологии : Сборник тезисов VI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Кемерово, 16 мая 2018 года / Под общей редакцией А.Ю. Просекова. Том 1. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2018. – С. 128-130.
2. Новикова, Д. Р. Применение нейросетей в разработке дизайна упаковки / Д. Р. Новикова, Д. А. Денисов // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки : сборник статей по материалам LXXVIII международной научно-практической конференции, Новосибирск, 15 января 2024 года. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская академическая книга", 2024. – С. 23-28.
3. Ковалева, Л. А. Воздействие цвета в дизайне упаковки молочных продуктов на восприятие потребителей / Л. А. Ковалева, С. А. Кострыкина // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – № 50. – С. 197-203.
4. Беляков, С. Искусство создания упаковки: современные технологии маркетинга и дизайна / С. Беляков, Э. Чиган, М. Сташенко // Маркетинговые коммуникации. – 2005. – № 1. – С. 34-39.
5. Ступникова, О. Высокое качество продукции и современный дизайн упаковки -платформа для нового прорыва / О. Ступникова // Мясные технологии. – 2017. – № 1(169). – С. 44-45.
6. Чекалова, И. В. Современные конструкции и дизайн упаковки, как элемент продвижения лс на фармацевтическом рынке / И. В. Чекалова // Студенческий. – 2022. – № 36-3(206). – С. 14-17.
7. Чернуха, Л. А. Коммуникационный дизайн упаковки / Л. А. Чернуха, Л. В. Томильцева // Бренд-менеджмент. – 2023. – № 1. – С. 40-51. – DOI 10.36627/2618-8902-2023-1-1-40-51.
8. Филинская, Ю. А. Анализ материалов и дизайна современной упаковки для майонеза / Ю. А. Филинская, А. Ю. Заливалов // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : двадцатая международная научно-практическая конференция : сборник статей, Белгород, 20 мая 2019 года. – Белгород: ООО ГиК, 2019. – С. 50-52.
9. Солдатова, Е. А. Разработка конструкции и дизайна упаковки для шоколадных конфет / Е. А. Солдатова // Пищевые инновации и биотехнологии : Материалы Международной научной конференции, Кемерово, 28 апреля 2015 года / ФГБОУ ВО "Кемеровский технологический институт пищевой промышленности". – Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2015. – С. 511-512.
10. Костюченко, Т. С. Дизайн проект упаковки для риса "Древняя культура" / Т. С. Костюченко, А. А. Черданцева // Инновации в пищевой биотехнологии : Сборник тезисов VII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых, Кемерово, 14 мая 2019 года / Кемеровский государственный университет. Том 2. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2019. – С. 212-213.
11. Галыня, А. С. Разработка и создание дизайна упаковки кафе "Завтрак у Тиффани" / А. С. Галыня // XIII Машеровские чтения : Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Витебск, 18 октября 2019 года / Редколлегия: И.М. Прищепа [и др.]. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. – С. 305-306.
12. Панова, С. А. Разработка дизайн-проекта упаковки для мороженого / С. А. Панова // Культурные инициативы : Материалы 51 Всероссийской с международным участием научной конференции молодых исследователей, Челябинск, 04 апреля 2019 года / Челябинский государственный институт культуры; составитель и научный редактор Ю. В. Гушул, ответственный за выпуск С. Б. Синецкий. – Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2019. – С. 128-130.
13. Каменский, А. К. Использование ретро стиля в дизайне упаковки / А. К. Каменский // Реклама, PR и дизайн в бренд-коммуникациях : сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции, Москва, 13–14 апреля 2023 года. – Москва: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2023. – С. 345-352.
14. Евглевская, М. Э. Роль упаковки и дизайна товара в маркетинговой деятельности / М. Э. Евглевская // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум : Электронный сборник статей по материалам I студенческой международной научно-практической конференции. Том № 1 (1) : Общество с ограниченной ответственностью "Международный центр науки и образования", 2018. – С. 36-40.
15. Северинова, Д. Ю. Дизайн-проект упаковки для сахара "кристалл" / Д. Ю. Северинова // Культурные инициативы : Материалы 51 Всероссийской с международным участием научной конференции молодых исследователей, Челябинск, 04 апреля 2019 года / Челябинский государственный институт культуры; составитель и научный редактор Ю. В. Гушул, ответственный за выпуск С. Б. Синецкий. – Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2019. – С. 137-139.
16. Третьякова, А. 4 тренда в дизайне упаковки, повышающие эффективность бренда / А. Третьякова // Мясные технологии. – 2019. – № 12(204). – С. 22-25.
17. Соколова, И. С. Особенности проектирования дизайн-упаковки продукции премиального сегмента / И. С. Соколова // Научный аспект. – 2023. – Т. 2, № 6. – С. 198-202.
18. Гаркуша, А. И. Устойчивый дизайн этикетки как залог перерабатываемости упаковки / А. И. Гаркуша // Твердые бытовые отходы. – 2023. – № 9(207). – С. 40-41.
19. Балабанова, Т. А. Дизайн-проект серии упаковок для орехов торговой марки "горсть" / Т. А. Балабанова // Культурные инициативы : Материалы 51 Всероссийской с международным участием научной конференции молодых исследователей, Челябинск, 04 апреля 2019 года / Челябинский государственный институт культуры; составитель и научный редактор Ю. В. Гушул, ответственный за выпуск С. Б. Синецкий. – Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2019. – С. 124-126.
20. Иващенко, А. И. Использование архетипов при разработке дизайна упаковки / А. И. Иващенко // Бренд-менеджмент. – 2018. – № 4. – С. 304-320.
21. Люткин, М. А. Анализ упаковок снеков (чипсов), новых дизайнов / М. А. Люткин // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2021. – № 11. – С. 527-530.
22. Фазылзянова, Г. И. Философия дизайна: современные аспекты комплексного проектирования упаковки / Г. И. Фазылзянова, С. А. Соловьева, В. Н. Шигорина // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2021. – № 3(31). – С. 148-154.
23. Миленький, А. В. Дизайн упаковки шоколадных конфет как элемент рекламы / А. В. Миленький, В. Б. Андреев // Пищевые инновации в биотехнологии : Сборник тезисов VI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Кемерово, 16 мая 2018 года / Под общей редакцией А.Ю. Просекова. Том 1. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2018. – С. 207-210.
24. Упине, А. М. Имиджевая составляющая в дизайне упаковки / А. М. Упине, Н. Д. Упине // Проектная культура и качество жизни. – 2018. – № 13. – С. 39-54.
25. Фэнпин, Ч. Роль коммуникативного дизайна в предметном дизайне упаковки / Ч. Фэнпин, А. Г. Зубов // Неделя науки СПбПУ : Материалы научной конференции с международным участием. В 2-х частях, Санкт-Петербург, 18–23 ноября 2019 года. Том Часть 2. – Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2020. – С. 191-192.
26. Цугленок, О. М. Нейросетевое моделирование в дизайне упаковок молочных продуктов / О. М. Цугленок, К. М. Гумеров, Д. О. Климюк // Эпоха науки. – 2023. – № 34. – С. 47-52.
27. Субцельная, А. А. Современные мировые тренды дизайна упаковки кондитерской отрасли / А. А. Субцельная, В. С. Голик // Менеджмент и маркетинг: опыт и проблемы : Сборник научных трудов. К 90-летию Белорусского государственного экономического университета. – Минск : А.Н. Вараксин, 2023. – С. 179-184.
28. Жук, А. А. Дизайн-проект упаковки для конфет / А. А. Жук // Молодость. Интеллект. Инициатива : Материалы V Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов, Витебск, 21 апреля 2017 года. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2017. – С. 281-282.
29. Упаковка, как эффективная реклама [Электронный ресурс] / - URL: http://www.admos-gifts.ru/articles/list-415. (Дата обращения 30.04.2024).
30. Шахбанова, С. К. Дизайн упаковки - составляющая успеха продаж / С. К. Шахбанова, С. А. Нажмутдинова // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 4(141). – С. 807-809. – DOI 10.34925/EIP.2022.141.4.146.
31. Рекламная упаковка [Электронный ресурс] / - URL: http://spherauslug.ru/reklamka.html. (Дата обращения 30.04.2024).
32. Официальный сайт Милка [Электронный ресурс].- URL: https://milka.ru. (Дата обращения 30.04.2024).