Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы: в современном мире информационное пространство постоянно заполняется различными сообщениями, которые формируются средствами массовой (СМИ). СМИ являются неотъемлемой частью нашей жизни, и их влияние на общественное мнение трудно переоценить. Однако, вместе с достоверными и объективными материалами, в информационном пространстве можно встретить и сообщения, содержащие приёмы речевой (языковой) манипуляции.
Речевая манипуляция – это умышленное использование различных лексических, синтаксических и стилистических средств с целью формирования определённого восприятия и оценки информации. В СМИ эти приёмы часто применяются для формирования нужного общественного мнения, манипуляции чувствами и эмоциями аудитории, а также для продвижения определённых интересов.
Цель данной курсовой работы – исследовать и проанализировать приёмы речевой (языковой) манипуляции в СМИ, выявить их особенности, механизмы воздействия на аудиторию и послед общества. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы речевой манипуляции и её роли в формировании общественного мнения.
2. Проанализировать основные приёмы речевой манипуляции, используемые в СМИ.
3. Исследовать механизмы воздействия речевой манипуляции на аудиторию СМИ.
4. Оценить последствия речевой манипуляции для общества и выработать рекомендации по противодействию её негативным эффектам.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе будет рассмотрена теоретическая база речевой манипуляции и её роль в формировании общественного мнения. Во второй будут проанализированы основные приёмы речевой манипуляции СМИ и последствия для общества. В заключении будут сформулированы основные выводы и рекомендации по противодействию негативным эффектам речевой манипуляции в СМИ.
Объектом исследования в данной курсовой работе являются средства массовой информации (СМИ) как социальный институт, обеспечивающий распространение информации и коммуникацию в обществе.
Предметом исследования являются приёмы речевой (языковой) манипуляции, используемые в СМИ с целью формирования мнений, установления определенных ценностей и влияния на поведение аудитории.
Курсовая работа опирается на широкий спектр источников, включая научные статьи, монографии, учебные пособия и материалы СМИ. Исследование проводится с использованием методов анализа текстов, социолингвистики и междисциплинарного подхода, что позволяет комплексно подойти к изучению проблемы речевой манипуляции в СМИ.
Глава 1. Теоретические основы речевой манипуляции в СМИ
1.1. Понятие и сущность речевой манипуляции
Манипулирование сознанием человека может осуществляться различными способами, в том числе с помощью речи. Лингвистические средства манипуляции являются одним из объектов исследования в такой науке, как когнитивная лингвистика. Более того, результаты таких исследований представляют интерес как для ученых в этой области, так и для обычных людей, в основном с точки зрения практического применения. Речевая манипуляция не так давно стала отдельным предметом лингвистики, поэтому, несмотря на популярность предмета в наше время, ее аппарат еще не до конца разработан: в частности, в настоящее время нет четкой классификации всех приемов манипуляции.
Во-первых, давайте выясним, что такое манипулирование речью. В многочисленных исследованиях, посвященных этой теме, даются различные определения. В широком смысле под речевым влиянием понимается речевое общение, осуществляемое в аспекте его целенаправленной и мотивационно обусловленной обусловленности. По мнению В.Е. Чернявской, “речевая манипуляция - это речевое воздействие, направленное на побуждение реципиента к определенным действиям, неявным, скрытым-как скрытое внедрение в его сознание желаний, отношений, установок, отвечающих интересам отправителя сообщения, которые не обязательно совпадают с интересами получателя” .
Цель речевых манипуляций - убедить человека, которым манипулируют (получателя), принять определенные утверждения как истинные без учета всех аргументов. С позиции С.А. Мегентесова любое лингвистическое высказывание "по своей сути связано с каким-либо аспектом воздействия или внушения" . Но, учитывая это определение, я хотел бы подчеркнуть, что человек не живет в вакууме и практически каждую минуту получает информацию, которая, конечно же, оказывает определенное влияние. Для исследования актуальны случаи, когда интересы адресата речи не совпадают с интересами адресата речи, поэтому говорящий должен так или иначе воздействовать на получателя информации.
По мнению С. Н. Литунова, “речевые манипуляции - это выбор и использование таких речевых средств, с помощью которых можно воздействовать на адресата речи" .
"Манипуляция речью - это тип речевого воздействия, который используется для сокрытия в психике реципиента целей, желаний, намерений, установок или установок, которые в данный момент не совпадают с установками реципиента” .
В основе речевых манипуляций лежат такие психологические и психолингвистические механизмы, которые заставляют реципиента некритично воспринимать речевое сообщение, создают в его сознании определенные иллюзии или заблуждения, провоцируют его на действия, выгодные манипулятору.
Речевая манипуляция - это выбор и использование таких речевых средств, с помощью которых можно воздействовать на речевого речевого речевого речевого речевого речевого речевого речевого языка. Как правило, речевая манипуляция предполагает такое воздействие на реципиента, которого он не понимает и воспринимает как часть объективной информации.
В современном обществе манипуляции с речью используются практически во всех сферах применения языка, но особенно широко используются в избирательных кампаниях, идеологической пропаганде, печатных и телевизионных СМИ, рекламе, образовании и психотерапии. В целом, манипулирование речью в этих областях направлено на формирование у широкой аудитории определенных предпочтений, вкусов, потребностей, предубеждений и стереотипов, которые выгодны манипулятору.
Термин "манипуляция" получил ряд более или менее полных трактовок в психологических исследованиях, которые определяют манипуляцию личностью как своего рода духовное воздействие, доминирование или доминирование, своего рода программирование действий другого человека, пренебрежение к собственному "я" собеседника и общение, позволяющее одержать победу.
На наш взгляд, наиболее подробный анализ психологических определений манипуляции был проведен Э.Л. Доценко, в котором он выделяет следующие характерные черты манипуляции:
"1) общий признак – психологическое воздействие
2) отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей,
3) стремление к односторонней выгоде
4) скрытый характер воздействия (как факт, так и факт). также направленность воздействия)
5) использование (психологической) силы, игра на слабостях <...>
6) мотивация, введение мотивации
7) умение и ловкость в манипулятивных действиях" .
При этом отметим, что лингвистически термин манипуляция используется не в прямом или переносном смысле, а в смысле блеклого образа: "образ" руки (руки), управляющей поведением объекта манипуляции, латентно присутствует в каждом манипулятивном акте. В целом, в соответствии с Е.Л. Доценко, мы также отмечаем негативный (деструктивный) характер манипуляции как одну из характерных черт. Деструктивность результатов манипулятивного воздействия неизбежна, поскольку в основе манипуляции лежит деструктивное намерение использовать человека как средство достижения поставленной цели.
Манипулятор, по словам А.В. Власьева, стремится "достичь того или иного блага, той или иной мирской выгоды за счет кого-то другого" . Получение материальных или бытовых выгод кажется понятным: жертва манипуляции либо терпит убытки, либо совершает определенные действия без выгоды для себя. Но не менее, а скорее более разрушительной является нематериальная психологическая потеря.
В связи с тем, что в данной работе рассматривается не манипуляция в целом, а манипуляции, получившие вербальное подкрепление, мы хотим уточнить понятие речевой манипуляции: речевая манипуляция - это вербально выраженный тип психологического воздействия одного сказочного персонажа на другого, в результате которого меняется объект манипуляции. имеет желание или намерение, которые не являются его собственными и приводят к манипуляциям с целью получения определенной односторонней выгоды.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адмони В.Г. Качественный и количественный анализ грамматических явлений // Вопросы языкознания, 1963. - 123 с.
2. Алтунян А.Г. От Булгарина до Жириновского: идейно-стилистический анализ политических текстов. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1999.- 263 с.
3. Анисимова Т.В. Современная деловая риторика: учеб. пособие. М.: Московский социально-психологический ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2002. - 123 с.
4. Базылев В.Н. К изучению политического дискурса в России и российского политического дискурса // Политический дискурс в России -: материалы раб. совещ. М.: Диалог-МГУ, 1998. - С. 23-31.
5. Баранов А.Н. Политический дискурс: прощание с ритуалом // Человек, 1997. С. 108-118.
6. Баранов А.Н., Казакевич Е.Г. Парламентские дебаты: традиции и новации. Советский политический язык (от ритуала к метафоре). М.: Знание, 1991.- 42 с.
7. Белл Э., Браймен А. Методы социальных исследований. Харьков: Гуманитарный центр, 2012. -776 с.
8. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления. М.: 1971. -295 с.
9. Большакова Е.И., Клышинский Э.С., Ландэ Д.В., Носков А.А., Пескова О.В., Ягунова Е.В. Автоматическая обработка текстов на естественном языке и компьютерная лингвистика: учеб. Пособие. М.: МИЭМ, 2011. - 321 с.
10.Бордунова С.С. Современные стратегии британской политической коммуникации. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2010. -424 с. 11.БСЭ – Большая советская энциклопедия, 1978. [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/bse/ (дата обращения: 23.04.2024). 12.Быкова О.Н. Языковое манипулирование: материалы к энциклопедическому словарю «Культура русской речи» // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Вестник Российской риторической ассоциации. Красноярск, 1999.- 321 с.
13.Верхозин С.С. О статусе количественных методов в лингвистике // Вестник ИГЛУ, 2013. С. 145-150.
14.Водак Р. Язык. Дискурс. Политика. Волгоград: Перемена, 1997. 139 c. 15.Волкогонов Д.А. Психологическая война. М., 1983. -352 с.
16.Воронцова Т.А. О соотношении понятий «публичный дискурс» – «язык СМИ» – «публичная речь». Вестник Удмуртского университета, 2008. - 173 с.
17.Всероссийский центр изучения общественного мнения. Рейтинг Путина – на новой рекордной высоте. 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115438 (дата обращения: 28.04.2024)
18.Выходилова З.К проблематике связности текста // Rossica Olomucensia. Olomouc, 2000. С. 229–233.
19.Герасимов В.М и др. Психология парламентаризма. М., 1999.- 376 с. 20.Гладкий А.В. Математические методы изучения естественных языков // Математическая логика, теория алгоритмов и теория множеств: сб. работ, 1973. С. 95–108.
21. Головин Б.Н. Язык и статистика. М.: Просвещение, 1971. -189 с. 22.Гудков Д.Б. Ритуалы и прецеденты в политическом дискурсе // Политический дискурс в России – 2: Материалы раб. совещ. М.: Диалог – МГУ, 1998. С. 30-36.
23.Гудков Д.Б. Функционирование прецендентных феноменов в политическом дискурсе российских СМИ // Политический дискурс в России – 4: Материалы раб. совещ. М.: Диалог – МГУ, 2000.- С. 45-52. 24.Денисюк Е.В. Манипулятивное речевое воздействие: коммуникативнопрагматический аспект: коммуникативно-прагматический аспект: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 Екатеринбург, 2003. -200 с. 25.Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Изд-во МГУ, 1997.- 76 с.
26.Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психологический журнал, 1993. С. 132—138.
27. Леонтович О.А. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2011. -224 с.
28.Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999.- 45 с. 29.Линский Л. Референция и референты. М.: Прогресс, 1982. С. 161-178. 30.Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.- 418 с.