Фрагмент для ознакомления
2
«Записки кавалериста» Николая Гумилева призваны прояснить его ключевую роль в эволюции русской военной журналистики – жанра, который в значительной степени формировал общественный и военный дискурс со времен Петра Великого. Исследование посвящено сложной взаимосвязи между историческими событиями и эволюцией СМИ, точно определяя моменты, когда на военную журналистику влияли и влияют технологические, политические и социальные преобразования.
Актуальность данного исследования обусловлена острой необходимостью понять, как СМИ формируют восприятие военных и нарративы в обществе, особенно в исторических контекстах, которые стали свидетелями глубокого воздействия войны на национальную идентичность и коллективную память. Кроме того, «Записки кавалериста» представляют собой уникальное пересечение литературного мастерства и журналистской остроты, предлагая редкую линзу, через которую можно проследить становление этого медиажанра. Это произведение не только передает суть военного опыта начала XX века, но и отражает более широкую социально-политическую динамику через призму личных и профессиональных отношений Гумилева в бурные времена.
Проблемное поле данного исследования охватывает несколько аспектов: во-первых, историческое развитие военной журналистики в России, прослеженное от ее зарождения в начале XVIII века до развитой прессы начала 1900-х годов; во-вторых, типологическая и тематическая эволюция жанра под влиянием меняющихся военных доктрин и появления новых издательских технологий; в-третьих, конкретный вклад Николая Гумилева в этот жанр, рассмотренный через диахроническую (анализ изменений во времени) и синхроническую (изучение явлений в один момент времени) линзы. Такое многогранное исследование требует строгого методологического подхода, сочетающего качественный контент-анализ с методами исторического нарратива для достижения всестороннего понимания предмета.
Это исследование использует двойную методологию – аналитическую и фактологическую; оно начинается с рассмотрения самых ранних примеров военной журналистики (на примере публикации «Ведомостей» при Петре I), постепенно переходит к сейсмическим сдвигам, вызванным Отечественной войной 1812 года, и завершается глубоким анализом вклада Гумилева в Первую мировую войну. Взаимосвязь этих элементов (исторических событий, технологических достижений и индивидуального вклада) составляет основу данного исследования, обеспечивая как макро-, так и микровидение трансформаций в российской военной журналистике.
Настоящее исследование находится на стыке исторического анализа и медиаисследований, стремясь внести вклад не только в понимание конкретного литературного произведения, но и в более широкий дискурс о роли СМИ в формировании исторического и военного сознания. Скрупулезное рассмотрение «Записок кавалериста» в этом контексте позволяет выявить новые измерения русской военной журналистики и по-новому определить контуры этого влиятельного жанра.
Объект исследования – русская военная журналистика – включает в себя множество печатных изданий, исторически освещавших военные события, формировавших общественное мнение и влиявших на военную и гражданскую политику; предмет исследования – «Записки кавалериста» Николая Гумилева, их интеграция в широкий спектр этого жанра и уникальный отпечаток на его эволюцию. Цель исследования – скрупулезно очертить и проанализировать траекторию развития военной журналистики через произведения Гумилева – служит фундаментом, на котором строятся поставленные задачи: проследить исторический генезис и последующие метаморфозы военной журналистики в России, изучить влияние на ее эволюцию ключевых исторических событий и технического прогресса; препарировать типологические характеристики жанра, выявив доминирующие темы, жанры и методики распространения, используемые в разные эпохи; провести сравнительный анализ российской военной журналистики по отношению к ее зарубежным аналогам, выявив как идиосинкразические черты, так и универсальные тенденции.
Работа предполагает диахронический анализ, позволяющий проследить контуры эволюции СМИ, и синхронический, позволяющий проследить особенности жанровых характеристик в критические моменты, например, во время Первой мировой войны, когда Гумилев был наиболее активен и как участник, и как летописец. Объединяя методы исторического нарратива и контент-анализа, данное исследование ставит своей целью всестороннее изучение роли военной журналистики в формировании и отражении национальной и военной идентичности, что позволяет по-новому взглянуть на сложную взаимосвязь между медиа, культурой и историей. Тем самым исследование стремится внести существенный вклад в дискурс медиаисследований и исторического анализа, обеспечивая тонкое понимание динамичной роли журналистики в военное и мирное время.
Научная новизна исследования заключается в интегративном подходе к изучению связи между литературными произведениями и военной журналистикой, в частности, через призму «Записок кавалериста» Николая Гумилева; исследование является пионером комплексного анализа, объединяющего биографические, исторические и медиаспецифические перспективы для раскрытия тонкостей эволюции жанра в России, тем самым устраняя пробелы, оставленные предыдущими исследованиями, которые либо узко фокусировались на биографических деталях или более широком историческом контексте, игнорируя симбиоз этих элементов. Таким образом, гипотеза утверждает, что журналистская деятельность Гумилева, особенно в бурные периоды начала XX века, стала катализатором трансформации русской военной журналистики как в стилистическом, так и в перцептивном плане, повлияв не только на непосредственную литературную сферу, но и на более широкую область взаимодействия СМИ с общественными и военными событиями.
Используя методологическую схему, в которой сопоставляются диахронический и синхронический анализы: в первом случае прослеживается продольное развитие военной журналистики от ее зарождения во времена Петра I до послереволюционной эпохи, а во втором – изучаются текстуальные и тематические нюансы вклада Гумилева в Первую мировую войну, – данное исследование стремится выявить ранее не изученные аспекты того, как военная журналистика отражала и формировала общественные течения. Это исследование подкрепляется тщательным изучением первоисточников, включая современные журналистские материалы и архивные документы, в сочетании с вторичным анализом, синтезирующим идеи медиаисследований, истории и литературной критики, что позволяет получить целостное представление о предмете исследования. Ожидаемый результат – уточненное понимание взаимозависимости между отдельными литературно-журналистскими вкладами и более широкими тенденциями в СМИ, потенциально пересматривающее представления о роли военной журналистики в культурном и историческом контекстах.
Методологической основой данного исследования является обширный массив фундаментальных работ и первоисточников, которые в совокупности обеспечивают глубокое понимание исторических, тематических и стилистических аспектов русской военной журналистики. Научное исследование Д. К. Первых «ОЧЕРКИ Н. П. СОКАЛЬСКОГО КАК ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ВОЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ» дает основополагающий взгляд на генезис этой области, важный для понимания ранних рамок, формировавших военно-журнальную практику. Его дополняет подробная хроника Д. В. Эйдука «Война и пресса: к истории военного репортажа в русской периодике, 1914 – 1915 гг.», которая предлагает глубокий взгляд на переломные годы, определившие контуры военной журналистики в годы Первой мировой войны.
Вклад В. А. Анзимирова и М. К. Лемке, особенно в таких работах, как «Война и пресса» и «250 дней в царской Ставке», соответственно, дает эмпирическое представление о журналистской среде во время значительных военных столкновений, отражая тем самым оперативные реалии и журналистские реакции на них. Размышления В. И. Гурко «Черты и силуэты прошлого: правительство и общество в царствование Николая II в изображении современника» и А. Э. Мартиросяна «И скрипели перья при грохоте пушек...» обогащают исследование, связывая журналистские практики с более широкими общественными и технологическими преобразованиями.
Архивные материалы таких периодических изданий, как «Утро России» и «Современник», редактируемых такими деятелями, как И.Ф. Родионов и Н.А. Некрасов, соответственно, служат первоисточниками, демонстрирующими журналистский стиль и содержание того времени, дающими непосредственное представление о редакционных решениях и тематической направленности русской военной журналистики в различные исторические эпохи. Кроме того, аналитические взгляды Якупа Бекташа в работе «Крымская война как технологическое предприятие» и В. К. Гапона в работе «Военные корреспонденты» помогают понять эволюцию военной журналистики в ответ на технический прогресс и изменение тактики ведения войны.
Теоретико-методологические основы подкрепляются современными исследованиями, такими как «Современная российская военная журналистика: опыт, проблемы, перспективы» и историческими очерками Г.В. Жиркова «Журналистика: исторические очерки и портреты», которые соединяют исторический контекст с современными представлениями и интерпретациями военной журналистики. Личностный и литературный анализ произведений Николая Гумилева, особенно «Записок кавалериста», рассмотренный в научных статьях Л.Е. Кройчика и М.А. Степановой, позволяет глубже понять уникальный вклад Гумилева в жанр, подчеркивая его двойную роль – поэта и журналиста.
Синтезируя эти разнообразные источники, данное исследование использует междисциплинарный подход, объединяя исторические, литературные и журналистские исследования, чтобы построить всеобъемлющее повествование, проясняющее эволюцию русской военной журналистики и особое влияние произведений Николая Гумилева в этой области. Каждый источник вносит свой уникальный вклад в спектр данного исследования, позволяя детально и динамично изучить военную журналистику от ее зарождения до современных воплощений, обеспечивая тем самым богатый, разнообразный и глубокий научный дискурс.
В этом исследовании объединены теоретические и эмпирические методологии, что позволяет провести глубокий анализ эволюции военной журналистики в России, особенно через призму вклада Николая Гумилева. Если бы развитие военной журналистики было линейным, то можно было бы наблюдать прямую зависимость между технологическим прогрессом в области печати и изощренностью журналистских приемов; однако данное исследование предполагает, что траектория развития имеет свои нюансы, на нее влияют социально-политические потрясения и индивидуальный вклад, что обусловливает необходимость применения мультиметодологического подхода.
Начиная с эмпирических методов, обширный контент-анализ первоисточников, таких как периодические издания начала XVIII-XX веков, включая «Ведомости» и «Утро России», а также произведения самого Гумилева, составляет эмпирическую основу данного исследования. Архивные исследования современной журналистской продукции позволяют детально изучить стилистические и тематические сдвиги в рамках жанра. Исторические документы, дневники и мемуары служат эмпирическим субстратом, из которого извлекаются культурные и личностные влияния на журналистские практики.
В теоретическом плане данное исследование использует конструктивистский подход, признавая, что медийные нарративы о военных действиях создаются и формируются восприятием журналистов, на которое, в свою очередь, влияет их культурное и историческое окружение. Если рассуждать о потенциальном влиянии отдельных журналистов на эволюцию военной журналистики, то можно утверждать, что такие фигуры, как Гумилев, не только сообщали о военных событиях, но и формировали нарративные рамки, которые будут влиять на будущие журналистские начинания.
Так, меняя традиционную структуру «изложение – заключение» и встраивая эмпирические данные в теоретические рамки, данное исследование не только каталогизирует исторические факты, но и интерпретирует их через умозрительную призму, позволяя динамично и тонко понять эволюцию военной журналистики. Этот методологический синтез, основанный как на конкретных фактах, так и на теоретических спекуляциях, призван создать всеобъемлющий портрет сил, формирующих военную журналистику в России.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анзимиров, В. А. Война и печать // Журналист. 1914.
2. Волковский Н. Л. История информационных войн [Текст]: В 2 частях См. ч.2. http://elibrary.bsu.edu.az/files/books_aysel/N_304.pdf
3. Гапон В. К. Военные корреспонденты [Текст] / В. К. Гапон. – М.: Патриот, 2018. – 421 с. (период ВОВ). По этому периоду исследований немало, особенно по персоналиям.
4. Гумилев Н. С. Записки кавалериста // Гумилев Н. С. Сочинения : в 3 т. Том 2. Драматургия. Проза. Москва : Художественная литература, 1991. URL: https://www.litmir.me/bd/?b=180090 (дата обращения: 14.02.2020).
5. Гурко В. И. Черты и силуэты прошлого: правительство и общественность в царствование Николая II в изображении современника. М., 2000
6. Жирков Г.В. Журналистика: исторические этюды и портреты. – СПб.: Роза мира, 2007. – 662 с.
7. Зобнин Ю. Стихи Гумилева, посвященные мировой войне 1914-1918 годов (военный цикл) // Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. Санкт-Петербург : Наука, 1994. 678 с. С. 123-143.
8. Крейд В. Встречи с серебряным веком // Воспоминания о серебряном веке. Москва : Республика, 1993. 561 с. С. 5-16.
9. Кройчик Л. Е. Перечитывая «Записки кавалериста» Николая Гумилева // Русская литература и журналистика в движении времени. 2014. № 1. С. 205-226.
10. Лемке, М.К 250 дней в царской Ставке. Пг., 1920.
11. Мартиросян, А. Э. И перья скрипели, когда пушки гремели... (Очерк истории «военной журналистики»: от типографского станка до телеграфа) // Проблемы национальной стратегии. – 2012. – № 6.
12. Орехова Л. А. Севастопольское окружение Л. Н. Толстого и предыстория «Севастопольских рассказов» // Русская классика: проблемы понимания и языкового своеобразия: Сб. науч. статей по итогам XV Барышниковских чтений – Всероссийской научной конференции (15–16 ноября 2016 г., Липецк). – Липецк: ЛГПУ им. П. П. Семёнова-Тян-Шанского, 2016.
13. Первых, Д. К ОЧЕРКИ Н. П. СОКАЛЬСКОГО КАК ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. Научный журнал. Том 4 (70). № 4. С. 197–215.
14. Современная российская военная журналистика [Текст]: опыт, проблемы, перспективы / ред.-сост. М. Погорелый, И. Сафранчук. – М.: Гендальф, 2002. – 253 с.
15. Современник // Под ред. Н. А. Некрасова, И. И. Панаева. – СПб., 1855– 1856.
16. Степанова М. А. Образ Первой мировой войны в поэзии С. А. Есенина и Н. С. Гумилева / М. А. Степанова // Художественная словесность: теория, методология исследования, история : коллективная монография, посвященная 70-летнему юбилею доктора филологических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ Юрия Ивановича Минералова / под ред. И. Г. Минераловой, С. А. Васильева. Москва : Общество с ограниченной ответственностью Агентство «Литера» (Ярославль), 2018. 396 с.
17. Утро России // Под ред. И.Ф Родионова. – М., 1909-1918.
18. Эйдук, Д. В. Война и печать: к истории военного репортажа в русской периодике, 1914 – 1915 гг.
19. Yakup Bektash, The Crimean War as a technological enterprise // Notes Rec.(2017)71, 233–262doi:10.1098/rsnr.2016.0007. Published online1 February 2017233q2017 The Author(s) Published by the Royal Society.