Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Этнополитическая ситуация в национальных автономиях Южной Сибири в перестройку 4
1.1. Предпосылки роста национальной идентичности 4
1.2. Зарождение национальных движений и их деятельность 14
Глава 2. Правовые аспекты этнической политики 26
2.1. Изменения статуса регионов 26
2.2. Политика в сфере культуры, языка и религии 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 45
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Исследуемая в курсовой работе тема является актуальной, так как период перестройки для советского (а позже и для российского) государства отметился и проблемой в национальной сфере. В конце 80-х и начале 90-х годов ХХ столетия национальные организации начали функционировать и в автономных республиках внутри РСФСР. Касалось это и южно-сибирских республик.
Целью курсовой работы является разбор специфики этнической политики по отношению к национальным республикам в Южной Сибири. Для этого следует выполнить следующие задачи:
• Разобрать предпосылки национальной политики образца конца 80-х и начала 90-х годов ХХ столетия;
• Разобрать изменения, внесённые национальной политикой конца 80-х и начала 90-х годов ХХ столетия;
• Разобрать специфику проведённой политики в культурной, языковой и религиозной сферах конца 80-х и начала 90-х годов ХХ столетия;
Объектом исследования является национальная политика второго периода 80-х-начала 90-х годов ХХ столетия. Предметом исследования – её влияние на национальные республики Южной Сибири
Глава 1. Этнополитическая ситуация в национальных автономиях Южной Сибири в перестройку
1.1. Предпосылки роста национальной идентичности
В советском пространстве годы перестройки воспринимались как время пробуждения народов. Национальный вопрос стал важной политической темой дискуссии. Подобная ситуация создала негативную политическую атмосферу во всех республиках, поэтому политическая ситуация обострилась. Первые годы формирования политической структуры Российской Федерации характеризуются центробежными тенденциями. В этот период были провозглашены декларации о суверенитете бывших автономных республик (Чечня, Саха (Якутия), Татарстан, Башкортостан, Тува). Были приняты конституции, противоречащие центру. Несмотря на то, что после 1994 г. наступило затишье в сепаратистских настроениях, в последующие годы идея возрождения унитарного государства и асимметричность федеративного устройства привели к новому этапу дискуссий о направлениях развития этнополитической жизни Российской Федерации .
После 2000 года реформирование федерализма прошло по принципам: укрепление вертикали власти, повышение ответственности руководителей регионов, укрепление субъектов федерации и обеспечение целостности и единства конституционного пространства России. В начале 2000-х годов. Были отредактированы республиканские конституции и устранены главные противоречия с Конституцией РФ. В этот период страна была разделена на семь федеральных округов и был введен институт полномочных представителей Президента РФ. Основными направлениями этнонациональной политики было усовершенствование государственных структур для реализации интересов граждан всех национальностей, проживающих на территории субъектов РФ. В то же время, деятельность по преобразованию федеративного устройства современной России привела к дискуссии между сторонниками унитарного и федеративного моделей устройства.
Если Р. Абдулатипов поддерживал федеративную форму государственности, основанную на этнотерриториальном принципе, утверждая о большом ее значении для жизненной структуры русских народов, то его оппоненты, поддерживая системы укрепления вертикали власти, провозглашали идею унитаризации. Хотя концепция региональной консолидации стала альтернативным проектом усиления вертикальных гражданских идентичностей, она мобилизует этнонациональные горизонтально-территориальные идентичности. Представители некоторых субъектов федерации негативно отнеслись к планам объединения и восприняли их как препятствие в развитии национальной культуры. Последнее можно увидеть на примере Бурятии и Тувы. Несмотря на то, что политическая атмосфера в Республике Тыва была острой, чем в Республике Бурятия, национальные отношения в Республике Бурятия и Республике Тува были тесными. В основном тема дискуссии сформировалась в двух направлениях (одно из них – политическое), и дискуссия шла вокруг расширения политического суверенитета. Не считая того, обсуждались трудности роли и места религиозной составляющей в духовной жизни России. После празднования 1000-летия Крещения Руси подобные религиозные акции проходили во многих местах в рамках религиозного возрождения. Республика Бурятия и другие буддистские республики отметили 250-летие официального признания буддизма в России .
На фоне обсуждения советских репрессивных практик в сфере религии в годы преобразований в Республике Бурятия возникли национальные движения. На новом этапе национальные движения сконцентрировались в рамках требований восстановления исторического воссоединения Бурят-Монгольской Республики в пределах бывшей территории для сохранения традиционной культуры, родного языка и религии. Бурятская интеллигенция под лозунгами «Национальное единство и национальное возрождение» образовывала политические партии и движения :
• «Бурат-Монгольская народная партия»;
• «Всебурятское общество развития культуры»;
• «Национальное единство»;
• «Конгресс бурятского народа».
Первой политической партии Бурятии была Бурят-Монгольская народная партия (БМНП), основанная на приоритете этнических проблем. Она провозгласила себя на учредительной конференции, состоявшейся в сентябре 1990 г. Главной целью БМНП было возрождение бурят-монгольского народа путем духовного очищения и восстановления единой национальной государственности.
После создания БМНП последовало появление новой общественно-политической организации – Движение национального единства (Негедел), которая была зарегистрирована в Министерстве юстиции республики 16 марта 1992 года. как и БМНП, отстаивал вопросы этнополитической дискуссии и этнокультурного саморазвития. На первом всебурятском съезде в феврале 1991 года главной темой обсуждения был неконституционный принятый в 1937 г. закон, разделивший территорию Бурят-Монголии на три части и оказавший негативное влияние на бурятскую народность.
По мнению участников, от консолидации бурятских земель зависит развитие духовной культуры и языка бурятского народа. Общая идея заключалась в том, что без объединения территории Бурятии (Республики Бурятия, Усть-Ординского, Агинского национальных районов и областей за пределами автономий; Ольхонского и Качугского в Иркутской области и Олонского в Читинской области) невозможно добиться национального возрождения. Другой важной политической темой был вопрос суверенитета.
Через год после создания ВАРК лидеры национального объединения «Национальное единство» предложили план развития суверенитета в рамках этнобурятских интересов бурят. После 1996 года поведение, политическая атмосфера и настроения людей стали нерадикальными, существенно изменилось отношение к консолидации бурятских земель и суверенитету. С этого периода ВАРК и КБН отошли от политики.
Национальные движения и организации сосредотачивались на вопросах духовного возрождения, развития родного языка, национальной культуры и традиций. Э. А. Строганова в своей книге «Бурятское национально-культурное возрождение» делит развитие рассматриваемого автором события на две версии: официальную и неофициальную. Кратко официальную версию проекта можно сформулировать следующим образом. На первом этапе – утверждение государственно-национальной символики, нового флага, герба, гимна Бурятии. На втором этапе, в рамках культурного возрождения, происходит признание бурятского языка как официального государственного. Организуются национальные спартакиады и праздники. Начинается исследование древнемонгольской живописи и искусства. Для сотворения базы государственного воспитания осуществляется подготовка кадров. Четвертый этап связан с официальным праздником: в 1995 году отмечалось 1000-летие эпоса «Гесер».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артамонова Н. Я. Этнополитические процессы в Хакасии как объект исторического исследования // Алтай-Россия: через века в будущее: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства (16-19 мая 2006 г.) / отв. ред. Ю. В. Антарадонов, Ю. В. Табакаев. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. Т. II. – С. 90-92.
2. Беккер В. Я. Партийно-политическая деятельность в Хакасии: история и современность // Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий / ред. Л. В. Анжиганова. – А.: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2002. – С. 97-102.
3. Боргоякова, Т. Г. Статус и функционирование тюркских языков Южной Сибири / Т. Г. Боргоякова, А. В. Гусейнова. − Аю: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2017 − 136 с.
4. Величко С. А. «Демократический транзит» в Сибири (1985-1991 гг.) // ОНВ. – 2012. – №5(112). – С. 13-17
5. Величко С. А. Общественно-политическая жизнь в Сибири в 1985-1991 гг.: автореф. дисс. ... доктора исторических наук. – К., 2007. – 44 с.
6. Величко С. А. Общественно-политическая жизнь в Сибири: 1985-1991 гг. – О.: Омский государственный технический университет, 2004. – 314 с.
7. Евдокимов А. И. Этнокультурная идентичность в условиях внешнего миграционного давления (на примере жителей республик Южной Сибири): дис… канд. фил. наук: 09.00.13 // Евдокимов Алексей Игоревич – А.,2019 – 133 с.
8. Жуков А. В. К вопросу о самоопределении Горного Алтая: 1917-1991 гг. // Горный Алтай: исторический сборник. – Бийск-Горно-Алтайск: НИЦ БНГУ – 2001– №5 – С. 31-33.
9. Жуков А. В. Формирование политических организаций в Республике Алтай: 1985-1995 гг. // Актуальные вопросы истории и культуры Саяно-Алтая: материалы Международной научной конференции (Горно-Алтайск, 21-23 сентября 1998 г.) / гл. ред. д.и.н., профессор Н. С. Модоров. Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт» – 1998 – №II – С. 94-100.
10. Кудашкин В.А. Сохранение языковой памяти у коренных малочисленных народов восточной Сибири во второй половине ХХ в. // История, политология – 2012 - №14 – С.58-60
11. Мамышева Е. П. Лидеры национального движения народов Сибири в условиях Гражданской войны (на материалах Ойротии и Хакасии) // Известия Лаборатории древних технологий – 2020 – №1 (34) – С.187-195
12. Некрылов С.А. Социально-экономическое развитие Сибири в послевоенный период: Учеб-метод. пособие – Т.: Изд-во Том. унта, 2004. - 36 с
13. Реутов Е. В. Общественно-политическая жизнь автономий Южной Сибири (1985-1991 гг.): обзор региональной историографии // Издательство «Грамота» - №4 (10) – 2011- С.159-163
14. Троякова Ю. К. История интеллигенции Южной Сибири в исследованиях конца XX – начала XXI века // Вестник ЧелГУ – 2013 - №36 (327) – С.108-112
15. Тышта Е. В. Общественно-политическая активность гражданского общества в национальных районах Южной Сибири (1985-1991 гг. ) // Известия АлтГУ – 2015 – №3 (87) – С.239-243