Фрагмент для ознакомления
2
Современная экономика представляет из себя весьма гибкую и динамичную систему, а одним из главных признаков является денежный эквивалент, призванный адекватно реагировать на все время меняющуюся рыночную конъюнктуру . Цены на продукцию постоянно меняются, тем самым отражая реальную ситуацию на рынке: объем товаров, затраты на их производство, логистику и продажу, законодательство и налоги и многое другое.
Каждая экономика просто обязана иметь определенный запас прочности. Это касается и экономики нашей страны, особенно сейчас в условиях бюджетного дефицита. Резервные фонды и, в частности, Фонд национального благосостояния РФ (ФНБ), становятся все более важной составляющей мировой финансовой системы, привлекая к себе пристальное внимание. Постоянный рост активов, находящихся под их управлением, делает их присутствие и влияние на рынках капитала более ощутимым .
Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период. Фонд национального благосостояния формируется не только за счет избыточных прибылей от продажи нефти. Еще один источник пополнения – это прибыль от управления средствами последнего.
Целью данной работы является рассмотрение фондов национального благосостояния: российского и зарубежного опыта.
Задачи:
- рассмотреть фонд национального благосостояния (ФНБ) и источники его формирования: опыт России;
- описать суверенные фонды зарубежных стран: особенности функционирования;
- сделать анализ управления средствами ФНБ в России: 2008-2022 гг.;
- описать перспективы управления средствами ФНБ в России;
- описать опыт зарубежных стран в управлении средствами ФНБ.
Объект исследования – фонд национального благосостояния.
Предмет исследования – опыт функционирования зарубежных и российских фондов национального благосостояния.
Фонд национального благосостояния (ФНБ) – государственный резервный фонд, являющийся частью механизма пенсионного обеспечения граждан России на длительную перспективу .
Он формируется за счет дополнительных доходов федерального бюджета от нефтегазового комплекса и доходов от управления собственными средствами. Часть денежных средств Фонда хранится в иностранной валюте, размещенной Правительством на счетах в Банке России. Фонд находится под управлением Министерства Финансов России, отдельные полномочия могут осуществляться Центральным банком России
Бюджетный кодекс РФ в п. 1 ст. 96.10 рассматривает ФНБ как подлежащую обособлению и учету часть средств федерального бюджета для осуществления софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан страны, а также обеспечения сбалансированности федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ. Согласно п. 3 ст. 96.10 Бюджетного кодекса РФ восполнение Фонда осуществляется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета на основании установленном Правительством РФ порядке.
Изначально он был создан с целью восполнения бюджета Пенсионного фонда РФ и финансовой подпитки накоплений на пенсию граждан. Однако сегодня в сферу деятельности ФНБ входит также стабилизация и поддержка экономики России путем сглаживания дефицита бюджета.
Например, в условиях коронавирусной пандемии средства ФНБ могли направляться на обеспечение мероприятий по предупреждению распространения вируса и дополнительных финансовых выплат. Управляет же средствами ФНБ Министерство финансов РФ в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ. Положения ст. 96.11 Бюджетного кодекса РФ устанавливают цели распределения средств Фонда как обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде .
Средства, которые поступают в Фонд, попадают под контроль Министерства финансов РФ, а также под некоторые полномочия Центрального банка РФ. Более того, роль Центрального банка РФ как достаточно эффективного инструмента в управлении средств Фонда национального благосостояния в настоящее время возрастает. Необходимо отметить, что вне зависимости от наличия или отсутствия вышеперечисленных фондов, резервы Центрального банка РФ способствуют проведению более свободной бюджетной политики. При возникновении дефицита бюджета и денежного сжатия у Центрального банка РФ появляется возможность ослабления жесткой бюджетной политики посредством закупки валюты в резервы.
В качестве источников денежных средств Фонда выступают начисления от самих средств Фонда (размещение их в иностранной валюте, акциях, паях, депозитах) и нефтегазовые доходы экономики. Как отмечают экономисты, в целях увеличения доходности ФНБ необходимо расширить рамки инвестирования, используя механизм вложения в акции производственных организаций в рамках обеспечения стимулирования экономического роста.
Рассматривая доходную часть Фонда национального благосостояния, необходимо отметить действующее новое бюджетное правило. При низком уровне цен на нефть Фонд национального благосостояния, казалось бы, должен обанкротиться или же, как минимум, нести значительные потери. Однако этого не происходит, поскольку наряду с обозначенным выше бюджетным правилом к нефтегазовым доходам ФНБ относятся: экспортные таможенные пошлины на продукты нефтепереработки и природного газа; экспортные таможенные пошлины; налоги на добычу ископаемого топлива.
Несмотря на утвердившуюся практику использования средств ФНБ, в научной литературе обозначаются противоположные точки зрения на дальнейшее функционирования Фонда национального благосостояния .
Следует отметить, что в экономисты рассматривают ФНБ с точки зрения его жизнеобеспечения, бюджетной и финансовой устойчивости государства в период кризисов. Наибольшее внимание правоведов привлекают вопросы эффективного управления средствами резервных фондов, которые, как правило, являлись дискуссионными в рамках экономической теории и науки. Обозначенное понятно и очевидно исходя из-за непосредственного влияния качества управления на обеспечение неналоговых доходов федерального бюджета, стабильности исполнения расходных обязательств, которые требуют правового регулирования. Тем не менее стоит отметить особый потенциал Фонда национального благосостояния, так как в условиях турбулентности он выступает инструментом обеспечения финансовой стабильности государства.
Таким образом, функционирование Фонда национального благосостояния целесообразно рассматривать исходя из экономического содержания и правовой регламентации. Несомненно, требуется совершенствование правовой базы, повышение эффективности внутреннего финансового контроля и исследование наработанной практики перераспределения средств Фонда национального благосостояния.
Фрагмент для ознакомления
3
Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 21.11.2022)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 06.05.2024)
2) Балахонцев С. В., Шурчанова И. И. Фонд национального благосостояния Российской Федерации: проблемы и тенденции развития//ИННОВАЦИИ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. 2021. № 36. С. 1845-1850
3) Бойтуш О. А. Основы суверенных фондов// Финансы и общество: новые реалии, новые форматы, новые финансовые инструменты : материалы I Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 29 ноября 2022 г.) / ответственный за выпуск М. С. Марамыгин ; ответственный редактор Н. А. Истомина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральское отделение Вольного экономического общества России, Уральский государственный экономический университет. — Екатеринбург : УрГЭУ, 2023. С. 158-160
4) Быков А. Ю., Инфляция как феномен экономики // Наш современник. — 2022. — № 1. — С. 189-195
5) Васин Е. А. Повышение эффективности управления суверенными фондами в Российской Федерации: дис. … канд. экон. наук: 08.00.10. — М., 2015. С. 32— 191 с.
6) Галина Л.Л. Фонд национального благосостояния: понятие, сравнение с суверенными фондами других стран и перспективы развития// ПРАВО И ПРАВОСУДИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ, ИСТОРИИ, ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Сборник научных статей по результатам работы IX студенческой ежегодной научной конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2021. С. 304-306
7) Государственные и муниципальные финансы /Т.Ф. Боряева и др. – Пенза: РИО ПГАУ, 2020. – 208 с.
8) Данилина М.В. Особенности суверенного фонда благосостояния ОАЭ инвестиционного управления Абу-Даби // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. − 2011. − № 10. − С. 62-70
9) Долженков А., Силуанов не испугался высоких ставок // Эксперт. — 2022. — № 6. — С. 44-48
10) Дорофеев М.Л. Актуальные проблемы управления средствами Фонда национального благосостояния РФ и пути их решения. // Научные ведомости. — 2019. —No 4. — С. 652-659
11) Кислова Елена Геннадьевна РОЛЬ ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ // Вестник экспертного совета. 2020. No2-3 (21-22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fonda-natsionalnogo-blagosostoyaniya-v-sovremennoy-ekonomike-rossii (дата обращения: 06.05.2024)
12) Комраков А. Валютные запасы притормозят падение// https://www.ng.ru/economics/2022-03-02/1_8383_money.html (дата обращения 06.05.2024)
13) Корпоративные финансы / Т.Ф. Боряева, О.А. Тагирова, А.В. Носов и др. - Пенза: РИО ПГАУ, 2019. - 220 с.
14) Международные резервы Российской Федерации// https://cbr.ru/hd_base/mrrf/mrrf_m/ (дата обращения 06.05.2024)
15) Пашихина Е. В. Совершенствование управления средствами Фонда национального благосостояния России на основе зарубежного опыта//В МИРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2021. С. 91-93
16) Потребительские настроения снова ухудшились. Дефицит федерального бюджета превысил 4 трлн рублей. Трансграничный туризм сократился вчетверо // Эксперт. — 2021. — № 5. — С. 72-80
17) Савинская К.А. Суверенные фонды: теоретические аспекты функционирова-ния, опыт России // Гуманитарные научные исследования. – 2017. – № 3 – www.human.snauka.ru/2017/03/22200 (Дата обращения: 06.05.2024).
18) Саидова Д.Х. Суверенные фонды, особенности их формирования и использования // Образование и право. − 2020. − № 5. − С. 94-96
19) Финансирование инвестиционных проектов // О.В. Новичкова, О.А. Тагирова, А.В. Носов и др. - Пенза: РИО ПГАУ, 2019. - 240 с.
20) Финансовое планирование и бюджетирование: методология и практика / А.В. Носов, и др. -Пенза: РИО ПГАУ, 2019. - 183 с.
21) Хамир Б. О., Буданок А. Р. Фонд национального благосостояния РФ//СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ: сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2022. С. 35-40
22) Ярахмедова Р.Н., Морозов Д.А. Правовые и экономические основания формирования и функционирования ФНБ в России//ПРАВО И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Том Выпуск 9. Под редакцией В.В. Бехер, Н.Н. Лайченковой. Саратов, 2021. С. 310-315
23) Яруллин Р.Р., Синявская К.В. Перспективы использования средств Фонда национального благосостояния для экономического развития России // Наука через призму времени. 2018. No 6 (15). С. 94-100
24) Rozanov A. Definitional challenges of dealing with sovereign wealth funds // Asian journal of international law. — 2011. — Vol. 1, no. 2. — P. 249–265.
25) Top 100 Largest Fund Rankings by Total Assets // SWFI – www.swfinsti-tute.org/fund-rankings (Дата обращения: 06.05.2024).