Фрагмент для ознакомления
2
Общие принципы конституционного права - это основные начала, по которым строится конституционное право как система правовых норм и которые придают этой системе единую направленность. М.В. Баглай, ведущий ученый в области конституционного права, пишет по этому поводу: "Конституционная система, объективно обусловленная природой данного права, делит нормы на институты, но не создает нерушимой перегородки между институтами, напротив, она создает принципы взаимодействия между ними и обеспечивают единство конституционно-правового регулирования. Образно говоря, правовая система наводит своеобразный порядок в многоэтажном, многоквартирном здании Конституции, размещая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а также организуя лифты, коридоры и лестницы для сообщения между ними. И какими бы сложными и разнообразными ни были размеры квартир и их внутренние коммуникации, здание стоит на едином фундаменте - объединяющем принципе конституционной науки" .
Конституционные нормы институт, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:
-конституционные нормы, устанавливающие основы правового статуса человека и гражданина, действуют в общественных отношениях прежде всего потому, что провозглашаются и признаются государством как естественные и неотъемлемые права человека;
-права человека реализуются преимущественно вне конкретных правоотношений;
-входят в сферу отношений между государством и личностью;
-включает такие права человека независимо от их связи с особым правовым статусом;
-предусматривает особую систему защиты и не может быть изменена без принятия новой конституции;
-предусматривает связь с рядом других отраслей права, например, конституционные права граждан вступают в силу при возникновении определенных правоотношений.
Требования свободы и равенства рассматриваются как основополагающие принципы правового демократического государства, анализируется тесная связь свободы и равенства с принципами социальной справедливости, раскрывается их роль в конституционном регулировании правового статуса личности .
Принимая во внимание происходящие в России экономические, политические и правовые преобразования, а также то, что свобода и равенство стали важнейшими и неотъемлемыми элементами правовой системы, автор констатирует, что российское государство взяло программный курс на практическую реализацию свободы, равенства и справедливости в общественных отношениях, однако оптимальный баланс между этими конституционными ценностями еще не найден. Это связано не только с несовершенством нашего законодательства и правоприменительной практики, но и с объективным противоречием между принципом правового государства (ст.1), с одной стороны, и принципом социального государства (ст.7) - с другой. Путем ретроспективного анализа в работе выявлено, что вопрос о соотношении свободы и равенства имеет конкретно-исторический характер и что правовое содержание этих категорий в конституциях и реализация соответствующих положений в правоприменительной практике по-разному проявляются в различных государствах.
Исторически вопрос о соотношении свободы и равенства ярко отразился в конфликте двух различных общественно-политических течений, выдвигавших в качестве главных ценностей общества принцип свободы личности (либерализм) и идею равенства (социализм). В российской Конституции 1993 года принцип свободы заменил другую доминирующую ценность предыдущей эпохи, в которой требование равенства было абсолютизировано.
История политических кризисов в России в XX веке подтвердила, что принципы правового равенства и связанные с ними правовые свободы должны находиться в состоянии равновесия. Отсутствие баланса может привести к ситуации, когда реализация прав и свобод, провозглашенных Конституцией и понимаемых как абсолютные и неограниченные, становится неустойчивой и способствует углублению правового неравенства. Свобода в таких условиях может быть использована для эскалации государственного, религиозного и других форм экстремизма, а государство, в свою очередь, может утратить способность позитивно влиять на процессы урегулирования конфликтов в обществе .
Требования равенства и свободы как регуляторов человеческого поведения наиболее полно воплощены в конституционных институтах прав человека и гражданина. В то же время регулятивные полномочия равенства и свободы имеют глубокие исторические и социокультурные корни, что заставляет исследователей анализировать их в связи с такими категориями, как добро и справедливость, мораль и этика, национальные традиции. Это положение нельзя игнорировать при поиске оптимального сочетания требований равенства и свободы в конституционно-правовом регулировании статуса человека и гражданина.
В действующей Конституции РФ равенство и свобода являются не только основополагающими принципами конституционного статуса человека и гражданина (глава 2), но и фундаментальными ценностными характеристиками нового российского конституционного строя (глава 1). Более того, принцип конституционного равенства является универсальной идеей и одним из руководящих принципов всей правовой системы РФ.
Учитывая единство правовых и социальных аспектов, характеризующих положение личности в обществе и государстве, в работе обосновывается подход, согласно которому высокий регулятивный потенциал принципа конституционного равенства обусловлен органичным сочетанием в его нормативно-правовом содержании требований свободы и равенства.
С этой точки зрения равенство граждан следует рассматривать как "равенство в свободе" или меру свободы, которая в равной степени распространяется на всех. Нормативный потенциал равенства заключается в следующей логической цепочке: свобода (в социально-правовом смысле) - право (как мера свободы) - равенство (как равная мера для всех). Высокий потенциал равенства отчасти объясняется тем, что идея равенства содержит элемент справедливости. Очевидно, что справедливость обеспечивается прежде всего тем, что мера свободы должна быть равной для всех .
В данном случае требование равенства не только соответствует принципу государства всеобщего благосостояния, но и является его частью. Социальная направленность государства предполагает социальную защиту личности, сглаживание фактического неравенства людей путем перераспределения доходов населения через налогообложение, субсидии из государственного бюджета и социальные программы, что способствует социальной справедливости и преодолению неравноправных форм.
Задача РФ как социального государства - обеспечить достойную жизнь для всех, независимо от каких-либо различий, и при этом на основе строгого соблюдения принципа равенства перед законом. В статье обращается внимание на то, что принцип конституционного равенства наиболее полно закреплен в соответствии с общепризнанным актом международного права на конституционном уровне (ч.4 ст.15 Конституции РФ) - ст.19 Конституции РФ. В ходе постатейного анализа Конституции РФ приходим к выводу, что принцип равенства в российском праве представлен многообразно, как по своему содержанию, так и по масштабам проявления в жизни, и не ограничивается одной статьей - ст.19 Конституции РФ.
Идея равноправия проявляется на различных уровнях и институтах: народовластия (ст.3); социального государства (ст.7); общественных объединений (ст.ст.13, 30); собственности (ст.ст.8, 35); прав и свобод граждан России (глава 2); избирательных прав (ст.32); федеративного устройства (глава 3); судебной власти (ст.123 Конституции РФ ).
Равенство как универсальный межотраслевой принцип занимает ведущее место в нормативной основе всего правового регулирования. Это связано не только с тем, что оно является основой конституционного статуса человека и гражданина, но и с тем, что оно служит для регулирования общественных отношений, относящихся к различным видам и различным отраслям. Отличительная особенность регулирования конституционным принципом равенства проявляется в том, что его воздействие осуществляется не на одно общественное отношение, а на целый их комплекс. Этот комплекс обеспечивает общие условия для правовой защиты этих ценностей и других материальных и духовных ценностей в режиме равенства всех субъектов прав и свобод в отношении направления и вектора действия и свободного выбора вариантов поведения.
1.2.Исторический аспект развития равенства прав мужчин и женщин
Совокупность прав и обязанностей женщины, начиная с древних времен, заканчивая настоящим временем, варьировалась в зависимости от типа государственного устройства, власти, представления общества о женщине в целом и т.д. На степень признания прав и свобод женской части населения оказали влияние различные факторы, среди которых монголотатарское иго и его распространение на большей части территории Руси; влияние церкви, регулировавшей семейные отношения в течение нескольких сотен лет; крепостное право, которое ограничивало в правах не только женскую часть населения, но и мужскую; монархия и т.п.
В период, когда были заложены основы государственности, существовало неравноправие полов. Во время формирования общественных институтов происходило становление законов: гражданского, уголовного и т.д., в которых не было ни слова о правах женщин.
Как говорилось ранее, за убийство женщины в Древней Руси мужчина должен был заплатить штраф, который равнялся половине суммы штрафа, которую он получил бы при убийстве мужчины. Однако данную сумму мужчина должен был внести лишь в том случае, если женщина из знатного рода была убита. Как пример можно привести законодательство древнего русского народа. Если сравнивать его с законодательством германского племени, то в последнем штраф за убийство женщины был гораздо больше по сравнению с штрафом за убийство мужчины, так как там высоко ценилась жизнь женщины, которая может принести роду потомство. И всё же, несмотря на это, в рассматриваемых общественных отношениях германского племени не было принято говорить о равенстве мужчин и женщин, так как один из полов был более значим .
Во все времена женщина была в центре внимания, ее положение в семье было очень сложным. Отношения между супругами изначально строились на неравенстве сторон: женщина полностью подчинялась мужчине. Согласно законодательному акту, регулирующему деятельность правоохранительных органов и Уставу Благочиния, женщина должна выполнять все поручения мужа.
Похожие действия продолжались вплоть до появления Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, принятого в 1845 г. Мужчины получили такое право, руководствуясь Воинским уставом. В соответствии с нормами закона, мужчина должен был нести наказание за самосуд над женой, даже если она погибала в результате этого. Однако оно было значительно мягче, чем наказание за обычное убийство. Лиц мужского пола, которые ранее имели право на применение наказания, лишили этого права только после того, как было опубликовано Уложение о наказаниях.
Древние люди обладали безграничной властью в отношении женщин. Мужчина мог использовать физическую силу, чтобы заставить женщину выполнять свои поручения, а также мог запереть ее в монастырь по своему собственному желанию, так как она становилась «непривлекательной и ненужной». Домострой закрепил власть мужчины над женщиной. Это произошло после принятия его в XVI веке.
Изначально, в истории человечества существовало неравенство между мужчинами и женщинами. В процессе судебных разбирательств мужчины выступали как свидетели, а женщины - как эксперты. В большинстве случаев, победу одерживала сторона, в которой преобладали мужчины. Мужчина доминировал в обществе на протяжении многих веков, это объясняется тем, что с самого начала становления государства и вплоть до настоящего времени мужчины занимали руководящие должности.
Права женщин в Российской империи продолжали подвергаться ограничениям. Например, согласно паспортному уставу того времени только с согласия мужа женщина могла получить право на получение личного паспорта. У женщины было обязательство перед мужем следовать за ним везде. Данный указ был опубликован в 1798 году. Согласно ему, мужчина и женщина не имели права вступать в брак или вступать в повторный брак, если один из них совершил прелюбодеяние. Духовные и светские санкции применялись к такому «грешнику».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Беликова, М. В. Современная гендерная политика в России и Китае / М. В. Беликова, Г. И. Латинов // Народонаселение. – 2021. – Т. 24, № 3. – С. 151-161.
3. Васильева, Е. С. Гендерное равенство как элемент защиты прав в области охраны труда (на примере физиологических особенностей) / Е. С. Васильева, Р. А. Ромашов // Наука через призму времени. – 2022. – № 5(62). – С. 37-40.
4. Воробьева, М. О. Конституционные гарантии равенства прав женщин и мужчин в политической сфере / М. О. Воробьева // Дневник науки. – 2022. – № 10(70).
5. Головинова, Ю. В. Гендерное равенство как основа гармоничного развития государства и общества: социальный и правовой аспект / Ю. В. Головинова // Society and Security Insights. – 2021. – Т. 4, № 4. – С. 141-149.
6. Головинов, А. В. К вопросу о реализации российскими женщинами права на свободу труда / А. В. Головинов, Ю. В. Головинова // Российско-азиатский правовой журнал. – 2021. – № 2. – С. 8-11.
7. Гридасов, В. Д. Проблема равенства полов в семейном законодательстве Российской Федерации / В. Д. Гридасов, О. М. Власова // Вопросы российской юстиции. – 2021. – № 13. – С. 150-157.
8. Гутаренко, А. К. Дискриминации женщин в странах арктического региона / А. К. Гутаренко // Форум молодых ученых. – 2021. – № 5(57). – С. 132-135.
9. Давлетгильдеев, Р. Ш. Обеспечение равенства трудовых прав работников с семейными обязанностями в России и Казахстане: проблемы имплементации международных трудовых норм / Р. Ш. Давлетгильдеев, Д. В. Зарубин // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. Серия: Право. – 2023. – № 2(143). – С. 114-125.
10. Дакашева, Т. М. Исполнение принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в законодательстве РФ: проблема применения / Т. М. Дакашева, А. Г. Бордакова // Modern Science. – 2019. – № 12-1. – С. 315-319
11. Данчевская, А. В. Равенство не равно справедливости: к вопросу о противостоянии в защите прав женщин и мужчин / А. В. Данчевская // Актуальные проблемы российского права. – 2022. – Т. 17, № 5(138). – С. 91-102.
12. Зайков, Д. Е. Особенности реализации принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в трудовых отношениях / Д. Е. Зайков // Гражданин и право. – 2023. – № 4. – С. 51-57.
13. Зайков, Д. Е. Принцип равных прав и свобод мужчин и женщин: современное состояние и перспективы / Д. Е. Зайков // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2020. – № 4. – С. 25-42.
14. Жолдошбекова, А. Гендерное равенство как ценность права / А. Жолдошбекова // Вестник КГЮА. – 2022. – № 2. – С. 25-28.
15. Ибатова, Е. А. Проблемы обеспечения и защиты конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина / Е. А. Ибатова, Е. О. Тулупова // Аллея науки. – 2023. – Т. 1, № 10(85). – С. 823-828.
16. Иваев, Д. Р. Проблема реализации принципа равенства прав мужчин и женщин при определении права на материнский (семейный) капитал / Д. Р. Иваев // Трибуна ученого. – 2020. – № 11. – С. 197-203.
17. Китаева, А. А. Равенство прав и свобод мужчин и женщин как базисный принцип регулирования прав и свобод человека / А. А. Китаева // Новый юридический вестник. – 2019. – № 6(13). – С. 3-5.
18. Корокина, М. С. Проблемы правового регулирования конституционного принципа равенства мужчин и женщин в России / М. С. Корокина // Юридический факт. – 2022. – № 168. – С. 20-26.
19. Мангерсузян, Э. Э. Равенство перед законом и судом как принцип российского конституционного права / Э. Э. Мангерсузян, С. В. Безуглов // Молодой ученый. – 2021. – № 47(389). – С. 245-248.
20. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
21. Матиева, Г. А. Гендерное равенство: предоставление прав и возможностей женщинам в различных сферах / Г. А. Матиева, Я. М. Алланазарова // Молодой ученый. – 2023. – № 45(492). – С. 431-433.
22. Мжельская, А. С. Сложность реализации конституционного принципа гендерного равенства в уголовном праве в современной России / А. С. Мжельская // Вопросы российской юстиции. – 2020. – № 10. – С. 373-383.
23. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 264 с.
24. Рахмон, О. Э. Гендерное равенство: проблемы понимания и регламентации в праве / О. Э. Рахмон // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. – 2023. – № 7. – С. 223-226.
25. Стребкова, Е. Г. Обеспечение равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации в органах законодательной власти / Е. Г. Стребкова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2020. – № 2(133). – С. 98-107.
26. Тихонова, А. Д. Законодательное обеспечение равенства прав мужчин и женщин / А. Д. Тихонова // Аллея науки. – 2021. – Т. 1, № 1(52). – С. 515-520.
27. Узденова, Ф. И. Отдельные вопросы гендерного равенства в практике Конституционного Суда Российской Федерации / Ф. И. Узденова // Уральский журнал правовых исследований. – 2023. – № 2(23). – С. 49-53.
28. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. Москва: Норма, ИНФРА-М, 2020.
29. Чертков А.Н. Публичная власть: состав, единство и сущность взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2020. №10. С.19 - 23.
30. Шарыпова, Т. Н. Анализ равенства свобод и прав мужчин и женщин / Т. Н. Шарыпова, Е. Ю. Носачева // Аллея науки. – 2019. – Т. 1, № 1(28). – С. 614-616.