Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Михаил Чехов, актер, режиссер и преподаватель, ученик Станиславского. Михаил – племянник Антона Павловича Чехова и сын брата писателя Александра. Он родился и вырос в Петербурге, начал свою актерскую карьеру в Суворинском театре, а в 1912 году по приглашению Станиславского перешел во МХТ.
Система Станиславского очень строга и дисциплинированна, она пронизана актерским перфекционизмом и бесконечным стремлением к себе. Михаил Чехов в начале своей карьеры неукоснительно следовал ей, но в какой-то момент у него случился нервный срыв. Это послужило для него отправной точкой для размышлений о своей системе актерского мастерства. В качестве альтернативы он разработал собственную, более приспособленную к жизни человека, но не изменил основным принципам свода правил и методов обучения. Все правила и тезисы автор собрал в своей книге «О технике актера», в которой сформулировал принципы своего метода. Сегодня эта книга является обязательным чтением для актеров, режиссеров и театроведов. У Чехова было множество известных учеников. Это и Энтони Куинн, и Клинт Иствуд; Дороти Дэндридж и Юл Бриннер, Джек Пэлэнс и Дороти Бриджес, и т.д.
Всем известная Мэрилин Монро брала уроки у Михаила Чехова. Она считала его величайшим актером и считала своим кумиром. Вдохновленная мастером, она старалась постичь его систему, что в последствии отразилось на всей ее карьере. Именно благодаря урокам Михаила Александровича она раскрылась не просто как секс-символ, а как драмматичная актриса с глубоким потенциалом.
Цель работы – изучить практическое применение основ системы Михаила Чехова в кино на примере творчества Мэрилин Монро.
Задачи работы:
- познакомиться личностью Михаила Чехова;
- изучить систему М. Чехова в кино и театре;
- изучить биографию Мэрилин Монро;
- проследить творческий путь М. Монро;
- проанализировать практическое применение основ системы М. Чехова в кино на примере творчества Мэрилин Монро.
Искусство актерского мастерства не стоит на месте. Появляются новые звезды, наделенные большим потенциалом. Очень важно раскрыть его максимально. Поэтому изучение основ системы Михаила Чехова в кино и театре поможет начинающим актерам развить внутренний потенциал, познать важные аспекты актерского мастерства. В этом и состоит актуальность выбранной темы.
ЧАСТЬ 1. Историческая справка о системе М. Чехова и актрисе Мэрилин Монро.
1.1. Михаил Чехов: личность в кинематографе.
Михаил Александрович Чехов, 29 августа 1891 - 01 октября 1955 г., Санкт-Петербург – российский и американский актер театра и кино, режиссер, ученик Станиславского, педагог. Это глубокая и трагическая фигура в истории русского театра.
В 1907 году поступил в театральную школу при петербургском Майском (Суворинском) театре, в 1912 году по приглашению К. С. Станиславского перешел в Московский Художественный театр.
Михаил – племянник Антона Павловича Чехова и сын брата писателя Александра. Он родился и вырос в Петербурге, начал свою актерскую карьеру в Суворинском театре, а в 1912 году по приглашению Станиславского перешел во МХТ. Выдающиеся способности актера были очевидны, но его дружба с Антоном Павловичем Чеховым долго осуждалась. Коллеги шутили по этому поводу, некоторые дремлющие зрители - вполне серьезно. Так было и во время постановки «Вишневого сада» во МХАТе.
Блестящий актер, режиссер, педагог и теоретик исполнительского искусства, он был вынужден покинуть Россию в возрасте 37 лет, чтобы выжить, но не вести насыщенную творческую жизнь во МХАТе, Студии №1, которую Чехов возглавил в 1922 году. А в 1924 году она была преобразована в МХТ-2. В истории русского театра Чехов считается одним из лучших создателей этого образа.
В 1928 году уехал в Германию, где в 1929-1930 годах снялся в трех фильмах, работал в театре Макса Рейнхардта.
Чехов играл в спектаклях великого немецкого режиссера Макса Рейнхардта, заполнял залы в Париже, преподавал в Англии и в конце концов основал успешную актерскую школу в Голливуде, где учились Клинт Иствуд, Юл Бриннер, Энтони Куинн и Мэрилин Монро! Однако, если вспомнить дневники Чехова того времени, они полны разочарования и горечи по поводу современного состояния театра в европейских странах и в США. Это Мальволио в «Двенадцатой ночи», Хлестаков в «Ревизоре» (1921 г.) и король Эрик в «Эрике XIV», а также Калеб в «Сверчке на печи» и т.д. Однако именно в годы скитаний по разным странам Чехов написал книгу «О технике актера», в которой сформулировал принципы своего метода. Сегодня, как и «О собственном методе актера» Станиславского, она является обязательным чтением для актеров, режиссеров и театроведов.
Во время спектакля «Вишневый сад», в котором Михаил Чехов играл Епиходова, торговец цветами показал на актера и закричал о том, что он сам написал пьесу и сам ее сыграл!
Чехов дал спектакль, который не забудет даже самый искушенный зритель: в 1921 году Первая студия МХАТа гастролировала в Праге. В частности, была поставлена пьеса Стриндберга «Эрик XIV», в которой Михаил Чехов сыграл безумного короля. На этом спектакле побывал и Карел Чапек. Вот как он выразился об актере: «У Чехова нет никакого «внутри», все обнажено, ничего не скрыто, все импульсивно и резко, с огромной динамикой выливается в игру всего тела, всего этого тонкого и дрожащего клубка нервов» [1].
На самом деле, такой эффект произвела роль актера. Чехов в результате собственного опыта и кропотливых размышлений и наблюдений своих коллег пришел к мнению, что актер должен создать такой образ, чтобы не забывать, что он находится на сцене ни на минуту, ни на секунду. «Бессознательное» творчество означает, что исполнитель «входит в образ», ломая сценическую мебель и партнеров по пьесе – руки и ноги. Гораздо более продуктивно и художественно правильно для актера чувствовать персонажа и наблюдать за ним в процессе исполнения. Этот метод предполагает раздвоение сознания, но Чехов вовсе не считал это болезнью и учил технике настоящей отрешенности. [1]
В 1930 году пытался основать театр в Чехословакии, но получил отказ в гранте и переехал в Париж. Выходил на сцену европейских театров.
С 1939 года жил в США, в городе Риджфилд штата Коннектикут, где основал актерскую школу. «Actors Laboratory» была весьма популярной и востребованной в актёрской среде. Михаил Александрович также снимался в кино, в частности, в фильме Хичкока «Завороженный».
Театральные работы М.А. Чехова очень многообразны. В зависимости от периода они подразделяются на те, что проходили в России и те, что – за рубежом.
В России на базе Первой стадии МХАТ и Московского художественного театра (второго) проходили спектакли:
«Гибель «Надежды»» Г.Хейсманса 1913 г. – роль Кабуса;
«Праздник мира» Г.Гауптмана 1913 – в роли Фрибе;
«Сверчок на печи» (по Чарльзу Диккенсу) 1914 – играл Калеба;
«Потоп» Ю.Х. Бергера 1915 – роль Фрезера;
«Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира 1917 – был Мальволио;
«Гамлет» Уильяма Шекспира 1924 – в роли Гамлета;
а также постановки – «Смерть Иоанна Грозного» и «Дон Кихот».
Во второй период М. Чехов играл в Первой студии:
«Эрик XIV» А.Стринберга 1921 - Короля Эрика
«Архангель Михаил» Н.Н. Бромлей 1922 - мастера Пьеро.
Период 1924-1928 гг. ознаменовался работами во Второй студии. Это были: «Гамлет» У. Шекспира – Чехов в роли Гамлета;
«Петербург» А.Белого, 1925 – играл Сенатора Аблеухова;
«Дело» А.В. Сухово-Кобылина», 1927 – роль Муромского;
«Ревизор» (МХАТ) Н.В. Гоголь, 1921 – в роли Хлестакова.
Последние выступления в России проходили:
«Дело» А.В. Сухово-Кобылина» в Москве в мае 1928 – в роли Муромского;
«Сверчок на печи» (по Ч. Диккенсу) в Ленинграде 25 июня 1928 – в роли Калеба.
К зарубежным периодам М. Чехова относятся работы в Германии, Франции, Литве, Америке.
В Германии Михаил выступал в спектаклях: «Артисты» Уоттерс и Хопкинс, 1928; «Юзик» О. Дымова; «Фея» Фриц фон Унру; «Двенадцатая ночь» У.Шекспира, 1930.
На гастролях в Берлине Чехов выступал со спектаклем «Чужой ребёнок», В.В. Шкваркин.
Французский период начался с представлений в Театре Ателье:
Спектакль «Эрик XIV» А. Стринберга; «Потоп» Ю.Х. Бергера; «Двенадцатая ночь» У. Шекспира; «Гамлет» У. Шекспира; Вечер Чеховских рассказов.
Театр Авеню наблюдал пантомиму по мотивам русских сказок «Дворец пробуждается». Чехов играл Ивана-царевича.
В Латвии и Литве работы Чехова в Национальном театре:
«Эрик XIV» по А. Стринбергу;
«Гамлет» и «Двенадцатая ночь» по У. Шекспиру;
«Смерть Иоанна Грозного».
Литовский государственный театр видел такие спектакли с участием М. Чехова, как: «Двенадцатая ночь» и «Гамлет» по У. Шекспиру.
На гастролях в Риге проходили спектакли: «Ревизор» Н.В. Гоголь, «Потоп» Ю.Х. Бергера.
В Америке и Голливуде праславился следующими спектаклями:
- «Бесы» по Ф.М. Достоевскому пьеса Г.С. Жданова, а также «Двенадцатая ночь», «Склочник-лицемер», «Сверчок на печи», «Сорочинская ярмарка» Мусоргского.
Михаил Чехов был номинирован на «Оскар» в 1945 г. как лучший актер второго плана – в фильме «Завороженный» [3].
Мастер умер в Лос-Анджелесе 30 сентября 1955 года. Урна с его прахом захоронена на мемориальном кладбище Форест-Лаун, т.е. в «Лесной поляне», в Голливуде. [3]
Фрагмент для ознакомления
3
ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриен Гомбо. Мэрилин Монро: Блондинка на Манхэттене. – Издательство: КоЛибри, Москва, 2012 – 176 с.
2. Мэрилин Монро. Страсть, рассказанная ею самой. Перевод: Павлищева Н., редактор: Незвинская Л. – Издательство: Яуза, Москва, 2022 – 320 с.
3. Чехов М. А. О технике актера. – Издательство: АСТ, Москва, 2022 – 288 с.
4. Дональд Спото. Мэрилин Монро: биография. – Издательство: Rowman & Littlefield, Нью-Йорк, 2001 – 698 с.
Электронные ресурсы:
1. Чехов Михаил Александрович – биография актера, личная жизнь, спектакли. URL: [Электронный ресурс] https://www.culture.ru/persons/8988/mikhail-chekhov (Дата обращения: 2.05.2024)
2. Актерская система М. Чехова URL: [Электронный ресурс] https://dzen.ru/a/YO3tWB0i1SwdQoOM (Дата обращения: 2.05.2024)
3. Михаил Чехов. URL: [Электронный ресурс] https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/39385/bio/ (Дата обращения: 2.05.2024)
4. Мэрилин Монро: путь к славе. URL: [Электронный ресурс] https://dzen.ru/a/XD4oivLEfACpDHch (Дата обращения: 6.05.2024)
5. Мэрилин Монро: биография. URL: [Электронный ресурс] https://biographe.ru/znamenitosti/merlin-monro/ (Дата обращения: 6.05.2024)
6. Мэрилин Монро и Чехов. URL: [Электронный ресурс] https://dzen.ru/a/XjHDR6jSwTogZmFz (Дата обращения: 6.05.2024)