Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Новыми проблемами, связанными со значительными изменениями политической и экономической ситуации в стране, стали возникновение сильной конкуренции (во многих отраслях, преимущественно со стороны иностранных компаний), изменение потребительского поведения и т. д.
Если в конце прошлого века большинство отечественных компаний принимали защитные меры, чтобы выжить, то в последние годы приоритеты изменились, и цели роста бизнеса, включая доступ к международным рынкам, сместились на передний план.
Поэтому для любой компании, желающей заниматься международными экономическими связями, основной задачей является обеспечение успешного выхода на внешний рынок.
В связи с этим возникает необходимость обращения компании к международным методам маркетинга. А поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя. При организации маркетинговой деятельности в своей компании ее руководители применяют определенную маркетинговую стратегию.
Стратегии выхода на рынок конкретной страны с конкретным товаром являются одной из наиболее распространенных стратегий международного маркетинга.
В зависимости от принятой стратегии формулируются мероприятия маркетинговой программы. Они могут быть ориентированы на: максимальный эффект независимо от степени риска; с минимумом риска, не ожидая большого эффекта; к различным комбинациям этих двух подходов. В процессе продвижения продукта на международном рынке компания использует разные способы выхода на международный рынок.
Объект исследования- международный рынок
Предмет исследования- стратегия и тактика проникновения на международный рынок
Цель исследования- изучить стратегию и тактику проникновения на международный рынок
Задачи исследования:
- раскрыть сущность и особенности международного маркетинга
- определить стратегии проникновения на зарубежные рынки
- изучить выход на зарубежные рынки в 2023 году: перспективы и особенности
- определить проблемы и перспективы выхода российских предприятий на международные рынки
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВЫХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК
1.1. Сущность и особенности международного маркетинга
Международный маркетинг – это система планирования, реализации, контроля и анализа деятельности по воздействию на рыночную среду и адаптации к ее условиям в компании, действующей более чем в одной стране.
Более кратко и обобщенно международный маркетинг можно определить как совокупность деятельности компании, направленную на осуществление внешнеэкономической деятельности за пределами своей страны.
Активную роль в развитии международного маркетинга, его теории, методологии и инфраструктуры играют не только компании, занимающиеся маркетинговой деятельностью, но и специализированные международные организации.[1]
Процесс интернационализации и глобализации мировой экономики вызвал глубокие изменения на мировом рынке. Многие компании, которые десять лет назад чувствовали себя уверенно в пределах национальных границ, столкнулись с усилением конкуренции и были вынуждены искать новые катализаторы роста на внешних рынках.
Использование международного маркетинга распространяется не только на чисто коммерческие операции, но и на другие области внешнеэкономических связей: создание совместных предприятий и дочерних компаний, научно-технический обмен, передача лицензий и ноу-хау, обеспечение перевозок, страхования, туризма. и другие услуги, международные операции по аренде и т.д.
Современную модель международного маркетинга условно можно назвать производственно-инвестиционной (в отличие от предыдущей – торгово-посреднической). Оно претерпело качественные изменения и перешло на более высокий уровень, который в международном маркетинге теперь все чаще считается не только международным или многонациональным, но и глобальным.
При выходе и работе на зарубежном рынке компания сталкивается с принципиально новой ситуацией и заметным увеличением количества факторов, влияющих на принятие решений.
Международные маркетинговые цели конкретной компании основываются, прежде всего, на результатах анализа операционной среды и связанных с ней рисков. Конкретные цели деятельности на мировом рынке можно определить по следующим характеристикам:
- географическая территория, для которой установлена эта цель (регион, страна или группа стран);
- сроки достижения цели;
- количественные характеристики желаемого компанией состояния;
- содержание (то, что достигается в ходе международной деятельности).
Современный международный маркетинг – это система, обеспечивающая стратегическое взаимодействие компании с мировой экономической сферой для решения собственных задач.
Даже если российская компания работает только на внутреннем рынке и не намерена в ближайшее время осуществлять международные операции, она должна учитывать уровень международной конкурентоспособности и учитывать международную конкуренцию хотя бы в отношении компаний иностранных компаний, действующих или стремящихся к этому. проникнуть на российский рынок.
Обобщение и анализ различных библиографических источников позволяет выделить основные этапы развития международного маркетинга: традиционный, экспортный, международный, глобальный.
Рассмотрим каждый из этих этапов и охарактеризуем их.
Традиционный. Продажа товаров за границу без иной поддержки. Экспортер несет ответственность перед покупателем только до момента поставки или реализации и, как правило, не заинтересован в дальнейшей судьбе проданного товара.
Его ориентируют национальные компании, крупные фирмы, деятельность которых пока не выходит за пределы национальных границ.
В экспортных поставках в принципе не отказываются и время от времени могут иметь место, но они пока не определяют ни благосостояния субъекта рынка, ни возможности его выживания, т. е. апробируются на национальном уровне. [2]
В условиях российского рынка в период перехода к социально ориентированной рыночной экономике крупным компаниям приходится в первую очередь заниматься традиционным (внутренним) маркетингом, когда их продукция не обладает достаточно высоким уровнем конкурентоспособности.
Например, московский автомобильный завод ЗИЛ практически не может экспортировать свою гражданскую продукцию - грузовые автомобили, особенно оснащенные бензиновыми двигателями, поскольку, хотя и достаточно долговечны, они не соответствуют мировым стандартам экономичности, комфорта и бережного отношения к окружающей среде.
Экспортный маркетинг. Для многих субъектов рынка, занимающих сильные позиции на внутреннем рынке, экспорт может стать надежным источником дополнительной прибыли. Это предприятия, компании, характеризующиеся высокими темпами роста. Эти субъекты рынка обладают способностью производить конкурентоспособную продукцию.
Экспортную активность часто объясняют насыщением внутреннего рынка и неблагоприятными факторами чисто коммерческого характера. Экспортер системно работает на внешнем рынке и адаптирует свою продукцию к требованиям этого рынка. При этом экспортер постоянно изучает этот рынок и старается контролировать весь путь продукта до конечного потребителя.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батманова, Е. С., Томилов П. С., Мировая экономика и международные экономические отношения/ Е. С. Батманова, П. С. Томилов - Екатеринбург: УГТУ, 2021.- 111с.
2. Булатов А.С. Мировая экономика / Под ред. Булатова А.С. - М.: Юристъ, 2017. - 344с.
3. Бурменко Т.Д. Даниленко Н.Н. Сфера услуг: Экономика: Сфера услуг в современном обществе: Сущность и классификация услуг; Рынок услуг и предпринимательство: Бизнес-план для малых предприятий сферы услуг; Мировой рынок услуг и др.: Учебное пособие для вузов (под ред. Бурменко Т.Д.). М.: КноРус, 2018. - 667 с.
4. Буров А.С. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг//Учебное пособие для вузов. - М.: Изд. «Экзамен», 2021. - 416 с.
5. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами: Учебное пособие. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2023. - 343 с.
6. Ломакин, В. К. Мировая экономика: Учебник/ В. К. Ломакин.- 3-е изд. Стереотип. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2017.- 672с.
7. Мовсесян А.Г., Огнивцев С. Мировая экономика. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 349 с.
8. Почекина В.В. Услуги в международной экономике / В.В. Почекина, Ю.П. Якубук; Под ред. В.Ф. Медведева - Мн.: НО ООО "БИП-С", 2023. - 178 с.
9. Руднева А.О. Международная торговля и мировые товарные рынки. - М.: Восток Запад, 2019. - 344 с.
10. Спиридонов И.А. Мировая экономика. - М.: ИНФРА, 2018. - 503 с.
11. Спиридонов Э. С. и др. Мировой рынок информационных услуг. М: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2020. - 416 с.
12. Суэтин А.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика: Учебник. М.: КНОРУС, 2018. - 320 с.
13. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. М.: КноРус, 2020. -223 с.
14. Балацкий Е. Глобальные институциональные ловушки: сущность и специфика Мировая экономика и международные отношения. 2021. - №9. - С.102-107.
15. Ефремов А. Проблемы организации торговли услугами // Экономист. - 2017 - № 4 - С. 57-60.