Фрагмент для ознакомления
2
В психологии, несмотря на общий подход к мотивации, существуют некоторые различия в трактовке этого понятия, что представляет собой научную проблему. Различные направления в психологии рассматривают эту проблему с учетом различных аспектов, включая сущность, природу и методы изучения мотивации (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К. Левин, Л.И. Божович, В.Г. Асеев, М. Аргайл). В анализе научной литературы выявлено, что одной из ранних теорий, касающихся мотивации, была работа Аристотеля. Он предполагал, что мотивация проистекает из влечений, связанных с определенными результатами или целями. По мнению Аристотеля, эти результаты или цели формируются в процессе мыслительной деятельности, сопровождающей такие познавательные процессы, как восприятие, память и воображение.
В современной психологии термин "мотивация" имеет двойное значение. В узком смысле, согласно Якобсону П.М., мотивация означает стимуляцию конкретных форм поведения человека. В более широком смысле, мотивация определяет совокупность психологических факторов, формирующих поведение человека в целом. Рубинштейн С. Л. также согласен с этим, определяя мотивацию как систему различных факторов, влияющих на поведение и деятельность человека. Социальная природа мотивации человеческой деятельности связана с оценкой, которая зависит от общественных норм, а также самооценки и мнения окружающих.
Мотивация – это состояние личности, определяющее уровень активности и направленность ее действий в определенной ситуации. Мотив представляет собой толчок, причину или объективную необходимость предпринять определенные действия. Рассматривая мотивацию как внутренний процесс, мы можем понять собственное поведение и поведение других людей в различных сценариях.
Мотивация играет ключевую роль в обучении, поскольку стимулирует активность и направление личности. Понятие мотива тесно связано с целью и потребностью, образуя мотивационную сферу в личности человека. Этот термин объединяет различные побуждения, включая потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы и установки.
Учебная мотивация означает активизацию студентов для продуктивного обучения и активного участия в учебном процессе. Она зависит от множества факторов, таких как образовательная система, организация учебного процесса, индивидуальные особенности учащихся и педагогов, а также специфика учебного предмета. В процессе обучения студентов мотивируют различные факторы, включая внутренние стимулы, связанные с содержанием и выполнением задач, а также широкие социальные мотивы, связанные с их положением в обществе.
Недостаточно мотивированный студент не способствует развитию своих знаний и науки в целом. Учебный процесс является сложным и многогранным видом деятельности, поэтому мотивы для обучения могут быть разнообразными и формировать сложные мотивационные системы.
Мотивы для обучения могут быть классифицированы по направленности и содержанию :
1. Социальные мотивы, такие как чувство долга, ответственности и осознание важности обучения для общества в целом.
2. Познавательные мотивы, выражающие желание получить больше знаний и стать более эрудированным.
3. Профессионально-ценностные мотивы, связанные с расширением возможностей трудоустройства на перспективную и интересную работу.
4. Эстетические мотивы, которые приносят удовольствие от обучения и позволяют раскрыть скрытые способности и таланты.
5. Коммуникативные мотивы, обеспечивающие возможность расширения круга общения и повышения интеллектуального уровня через новые знакомства.
6. Статусно-позиционные мотивы, связанные с желанием подтвердить свое положение в обществе через обучение или общественную деятельность.
7. Традиционно-исторические мотивы, основанные на установленных в обществе стереотипах, которые возникли и закрепились со временем.
8. Утилитарно-познавательные мотивы, выражающие желание освоить конкретный предмет и научиться самообразованию.
9. Неосознанные мотивы, которые могут быть основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и отсутствии интереса к познанию.
Эти мотивы могут объединяться, формируя общую мотивацию для обучения.
Подход к обучению и его результаты тесно связаны с мотивацией учащегося. Этот процесс проявляется на разных ступенях включенности обучаемого в учебный процесс:
отрицательное отношение к обучению может свидетельствовать о недостаточной заинтересованности в успехах, ориентации на оценки, неумении ставить перед собой цели и преодолевать трудности, а также о негативном отношении к образовательным учреждениям и преподавателям;
нейтральное (безразличное) отношение может характеризоваться аналогичными чертами, но при этом предполагается наличие способностей и возможностей, чтобы при изменении ориентации добиться положительных результатов. Возможно это способный, но ленивый ученик;
положительное отношение к учению характеризуется постепенным нарастанием мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, что делает ее особенно действенной. Наивысший уровень положительного отношения к учению характеризуется устойчивостью мотивации, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и преодолевать препятствия на пути к достижению этих целей.
1.2 Понятие и факторы, обуславливающие локус контроля у студентов
Замечено, что люди отличаются в том, кому они приписывают ответственность за события в своей жизни и результаты своих действий - внешним обстоятельствам или своим собственным усилиям.
Локус контроля - это стабильное качество личности, которое формируется в процессе ее социализации. Он отражает общее представление индивида о том, что определяет события в его жизни и кто несет за них ответственность.
Исследование локуса контроля было впервые представлено в монографии Джулиана Роттера на основе теории субъективной локализации контроля. Эта теория относится к разновидности теорий "ожидаемой полезности", которые объясняют поведение человека исходя из его оценки возможности достижения желаемого результата.
Согласно теории субъективной локализации контроля, все люди могут быть разделены на две категории: тех, у кого преобладает внутренний локус контроля (интернальный), и тех, у кого преобладает внешний локус контроля (экстернальный). Теория рассматривает эти типы локуса контроля как ключевые характеристики личности, определяющие ее поведение. Внутренними факторами являются собственные усилия, собственные положительные и отрицательные качества, а также наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков. Люди, считающие себя ответственными за свое положение (внутренняя атрибуция), обычно добиваются большего успеха, однако они также часто испытывают чувство вины за происходящие с ними события. Наоборот, склонность к внешней атрибуции может повысить чувство беспомощности у человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антошкина Е.А. Локус контроля и его влияние на трудовую деятельность // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2021. № 1 (61). С. 39–46.
2. Войтюк Д.К. Установки личности и некоторые модели межличностных отношений// Межрегиональный сборник научных трудов. – Новосибирск, 2002
3. Грабал В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся. // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 37 – 42.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
5. Кондаков И. М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1988. № 7. С. 158–164.
6. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал, 1995.- Т. 16. - N 1. С. 47 - 59.
7. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности -новая версия методики Уровень субъективного контроля // Психологический журнал, 1999. Т. 20. N 2.С. 42 - 49.
8. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2005
9. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность А.Г. Маслоу . СПб. Питер, 2007. С.170
10. Петровский, А. В.; Ярошевский, М. Г. Психология. М.: Академия, 1998.С.170
11. Ратанова, Т.А., Шляхта, Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М./ Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова. 1998. С. 264
12. Реан А. А. Психология личности. СПб. : Питер, 2013. С. 208
13. Реан А. А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4. С. 3-12.
14. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. С.224
15. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб, 2002
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. С.205
17. Салем Г.С. Структура профессиональной мотивации у студентов педагогических вузов// Автореферат диссертации. – СПб, 2001
18. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 1983.С. 205
19. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. С.12