Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современном обществе технологическая сложность производства растет быстрее, чем уровень квалификации рабочих. Необходимо подготовить новое поколение квалифицированных специалистов в условиях проникновения новых технологий во все сферы производства.
Введение в образовательный процесс ФГОС СПО обеспечил принципиально новое содержание подходов к уровням профессиональной компетентности будущих специалистов на основе компетентностного подхода. В компетентностной образовательной модели образовательным результатом являются сформированные общие и профессиональные компетенции специалиста.
Современные условия обучения и комплексный системный контроль, реализуемый в виде текущей, промежуточной и итоговой аттестации по сформированности общих и професиональных компетенций, или их аспектов позволяют достичь высокого уровня профессиональной компетентности будущих выпускников.
При этом можно говорить о том, что квалифицированный рабочий должен быть готов к изготовлению изделий, технология которых требует творческого подхода и самостоятельного выбора оптимального варианта выполнения продукции.
Новые современные производственные технологии выдвигают повышенные требования к способам деятельности, учету экологических, экономических, социальных и других факторов.
Цель работы: изучение обучающей, воспитывающей и развивающей функций производственного обучения в условиях компетентностного подхода и их роли при формировании профессиональной компетентности обучающегося.
Объект исследования: процесс производственного обучения в системе СПО.
Предмет исследования: проектирование урока производственного обучения на основе компетентностного подхода.
Задачи:
1. Провести анализ понятия компетентностный подход в системе среднего профессионального образования.
2. Изучить особенности формирования общих и профессиональных компетенций в условиях реализации ФГОС СПО по профессиям.
3. Рассмотреть особенности проектирования урока производственного обучения на основе компетентностного подхода.
4. Предложить проект плана-конспекта урока производственного обучения (из опыта педагогов).
Методы исследования: анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
1.1. Анализ понятия компетентностный подход в системе среднего профессионального образования
Любой образовательный процесс осуществляет три основные взаимосвязанные функции:
1. Обучающая.
2. Воспитывающая.
3. Развивающая.
Не исключено это и в ходе реализации производственного обучения в системе СПО. Речь идёт о реализации триединой образовательной цели: обучающей, воспитывающей и развивающей. Этот вопрос не является новым, и образовательный процесс всегда подразумевал реализацию данного рода целей и функций [8]. По отношению к ЗУН требования не изменились, но в современной образовательной среде произошла смена парадигмы от знаниевой модели, к компетентностной, или системно - деятельностной.
Для системы СПО характерна компетентностная образовательная модель, которая в качестве конечного образовательного результата подразумевает формирование общих и профессиональных компетенций субъекта профессионального образования. Рассмотрим в общих чертах роль обучающей, воспитывающей и развивающей функций производственного обучения.
Под функцией понимают однородную по содержанию группу устойчиво повторяющихся видов деятельности, выполнение которых характерно для конкретной категории профессионально-педагогических работников.
1. Обучающая функция производственного обучения. Предполагает формирование профессиональных знаний, умений и навыков в рамках заданного ФГОС СПО. При этом подразумевает планирование, подготовку, осуществление, контроль и обслуживание производственного процесса по профессии, или группе профессий. В этом процессе происходит формирование общепрофессиональных и политехнических умений и навыков, которые обеспечивают широту профиля подготовки.
Сформированные в ходе обучающей функции умения позволяют применять полученные знания для реше¬ния учебно-производственных задач. Формируется готовность к овладению новой техникой и технологиями и определенный профессиональный опыт, обеспечивающий владение полученной профессией, или специальностью [12].
Можно говорить о том, что обучающая функция заключается в формировании у студентов системы научных, технологических и производственных знаний, которые способствуют формированию профессиональных умений, навыков и компетенций для решения учебных и производственных задач.
2. Воспитывающая функция производственного обучения подразумевает следующее:
-воспитание уважения к труду и своей профессии;
-воспитание высоких нравственных качеств будущего специалиста;
-воспитание чувства коллективизма, товарищества и готовности к профессиональному и социальному общению;
-воспитание у студента трудовой дисциплины, добросовестности, ответственности и инициативы;
-формирование у студента норм и правил поведения в социуме.
Воспитательная функция является объективной закономерностью и неотъемлемой составной частью процесса производственного обучения. Обучение постоянно воспитывает учеников. При этом основная задача мастера производственного обучения максимально использовать и разви¬вать воспитательные возможности и ресурс производственного обучения.
Можно говорить, что воспитательная функция производственного обучения направлена на воспитание у студентов личностно и профессионально значимых качеств, которые позволяют судить о профессиональной и социальной компетентности будущего специалиста.
3. Развивающая функция производственного обучения подразумевает следующее:
-формирование и развитие рациональных приемов технического мышления студентов;
-развитие познавательной активности и учебно-производственной самостоятельности студентов;
-формирование и развитие творческого мышления учеников в процессе профессионального обучения и производительного труда;
-развитие познавательных и профессиональных интересов и способ¬ностей обучающихся;
-развитие внимания, наблюдательности, воли, настойчивости при достижении поставленной цели;
-развитие навыков самообразования и самосовершенство¬вания в процессе производственного обучения;
- формирование и развитие культуры учебно-производственного труда в процессе производственного обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андросов, В.П. Производственное обучение [Текст] / В.П. Андросов, Т.В. Пыжов, Л.В. - Учеб. пособие для нач. проф. образования в 4 ч. Овчинникова. – М.: Издательский центр «Академия». - 2006. – 96с.
2. Баластов, А. В. Практическое применение информационных технологий при обучении в высшей профессиональной школе [Текст] / А.В. Баластов. - Вестн. Том. гос. пед. ун-та. – 2012. – N 4. – С. 167-170.
3. Бордовский, Г. А. Образование в постиндустриальном высокотехнологичном обществе: учебник [Текст] / Г. А. Бордовский, И. И. Соколова. - Санкт Петербург: Акад. вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО, 2014. – 41 с.
4. Берденникова, Н.Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст] / Н.Г. Берденникова, В.И. Меденцев, Н.И. Панов. – М.: ДАРК, 2006. – 208 с.
5. Васьков, Е.Я. Информационно-методическое обеспечение педагогического процесса [Текст] / Е. Я. Васьков. - Профессионал. – 2007. – No4. – С.77-92.
6. Волков, И.П. Педагогические технологии [Электроный ресурс] / учебное пособие: Педагогика / И. П. Волков. – 2013. – Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=117 (дата обращения: 08.05.2024).
7. Гусева, Р.П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса [Текст] / Р. П. Гусева. - Среднее профессиональное образование. - 2008. No3 – с 17-20.
8. Гончарик, Н. Г. Цифровые мультимедийные технологии – смысловые средства передачи информационного содержания [Текст] / Проблемы создания информационных технологий: сб. науч. тр. / Н. Г. Гончарик. – 2012. –Вып. 21. – С. 74-76.
9. Ершов, А.П. Информатика и вычислительная техника, программирование [Электронный ресурс] / Архив академика А. П. Ершова, 2011.– Режим доступа: http://www.ershov.ras.ru/russian (дата обращения: 23.12.2022).
10. Зайнутдинова, Л.Х. Электронные учебники в обучении [Текст] / Л. Х.Зайнутдинова. - Оренбург: Вестник ОГУ No5, 2010. – 111 с.
11. Крившенко, Л.П. Педагогика [Текст] /Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, изд. «Проспект», 2005. – 432с.
12. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом [Текст] / Г.И. Кругликов. учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
13. Кыверялга, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике [Текст] / А. А. Кыверялга. - учебное пособие: Теория и практика применения ТСО и наглядных пособий в профессиональной школе. - Москва, 2012. – 335 с.
14. Ламака, Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей [Текст] / Ф.И. Ламака.Учебное пособие для нач. проф. образования – 3-е изд., стер. – Москва: Издательский центр "Академия". - 2008. — 224 с.
15. Лернер, И.Я. Сущность и структура процесса обучения. Этапы учебного процесса [Электронный ресурс] / Лернер И.Я., Лихачев Б.Т. Педагогика, 2008. – Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=75#hcq=eCnYNMp (дата обращения: 08.05.2024).
16. Маркова, В.П. Методика преподавания [Электронный ресурс] / В.П. Маркова, Д.К. Советкина. - Российский государственный педагогический университет: 2015. - Режим доступа:/ http://www.studfiles.ru/preview/4225239/page:4/ (дата обращения: 08.05.2024).
17. Методика профессионального обучения [Электронный ресурс] / Электронный учебно-методический комплекс: 2016. – Режим доступа: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/1513/u_lecture.pdf (дата обращения: 08.05.2024).
18. Подласый, И.П. Общие основы. Процесс обучения [Электронный ресурс] учебник / И. П. Подласый. - Педагогика: 2015. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4189518/ (дата обращения: 08.05.2024).
19. Панфилов, С. А. Применение мультимедийных технологий в учебном процессе высшей школы [Текст] / С. А. Панфилов, Н. Р. Некрасова // Интеграция образования. - 2014. - N 1 (74). - С. 95-101.
20. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст] / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова. — М.: Дрофа, 2008. — 312 с.
21. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования [Текст] / И. В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.
22. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения [Текст] / В.А. Скакун. – Москва, ФОРУМ-ИНФРА-М. - 2007. – 336 с.
23. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учеб. пособие [Текст] / В.А. Скакун. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 336 с.
24. Симоненко, В. Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное
обучение»: В 2-х книгах [Текст] / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2007. - Кн.1 - 174 с.
25. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст] / Н. Е. Эрганова. – М.: Изд. Высшее профессиональное образование, 2007. – 368 с.