Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ КАТЕГОРИИ «СЧАСТЬЕ» 5
1.1 О феномене счастья 5
1.2 Определение счастья в психологии 8
1.3 Счастье - динамическое образование 10
2. КОРРЕЛЯТЫ, ТЕОРИИ, КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ СЧАСТЬЯ 13
2.1 Корреляты счастья 13
2.2 Теории, концепции и модели счастья 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА 23
Фрагмент для ознакомления
2
Сложность определения счастья заключается в отсутствии единого определения, однако существует множество различных трактовок этого понятия. На протяжении веков счастье считалось философской, этической, теологической, экзистенциальной и политической проблемой. Лишь недавно оно стало объектом социальной, психологической и экономической науки. В научной литературе появились термины «всеобщее счастье» (overall happiness) и процветание (flourish).
В психологии счастье рассматривается как яркая положительная эмоция, позитивное психоэмоциональное состояние или аналог субъективного, персонального и психологического благополучия (Bradburn, Diener, Veenhoven, Рифф, Lyubomirsky, Kahneman, Аргайл; Seligman, Crisp, Feldman, Джидарьян; Sheldon, Леонтьев и др.). Некоторые исследователи считают счастьем эмоциональную составляющую субъективного благополучия (Waterman, Kraut), другие приравнивают его к полной удовлетворенности жизнью. Следует отметить, что субъективное благополучие изучается наукой последние пятьдесят лет, тогда как ответ на вопрос "что такое счастье?" человечество ищет на протяжении тысячелетий [52].
Феномен счастья — многогранная и сложная концепция, которая на протяжении веков интриговала философов, психологов и исследователей. По своей сути счастье включает в себя субъективное чувство благополучия, удовлетворенности и удовлетворенности своей жизнью. Однако его определение может варьироваться в зависимости от культурных, социальных и индивидуальных факторов.
Одним из аспектов счастья является эмоциональное благополучие, которое включает в себя переживание положительных эмоций, таких как радость, любовь и удовлетворение, при минимизации отрицательных эмоций, таких как печаль, гнев и стресс. Другой аспект — удовлетворенность жизнью, которая относится к общей оценке жизненных обстоятельств, включая работу, отношения, здоровье и личные цели.
Исследования в области позитивной психологии выявили несколько факторов, способствующих счастью, в том числе [22]:
1. Позитивные отношения. Для счастья необходимы значимые связи с другими людьми, такими как семья, друзья и общество. Социальная поддержка, любовь и общение повышают благосостояние и дают чувство принадлежности.
2. Личностная реализация. Участие в деятельности, которая соответствует вашим ценностям, интересам и сильным сторонам, способствует ощущению цели и самореализации. Преследование значимых целей и чувство достижения способствуют счастью.
3. Физическое и психическое здоровье. Физическое благополучие, включая регулярные физические упражнения, достаточный сон и полноценное питание, связано с большим счастьем. Практики психического здоровья, такие как осознанность, благодарность и повышение устойчивости, также играют решающую роль в достижении счастья.
4. Автономия и контроль. Ощущение автономии и контроля над своим жизненным выбором и решениями способствует счастью. Ощущение возможности преследовать свои стремления и проявлять самоопределение способствует общему благополучию.
5. Позитивное мышление. Культивирование положительных эмоций, отношений и взглядов, таких как оптимизм, благодарность и доброта, увеличивает счастье. Принятие установки на рост и сосредоточение внимания на сильных сторонах и возможностях, а не на ограничениях, может повысить устойчивость и счастье.
6. Смысл и цель. Поиск смысла и цели в жизни, будь то через работу, духовность, творчество или служение другим, обогащает чувство удовлетворения и способствует долгосрочному счастью.
Важно отметить, что счастье субъективно и может варьироваться от человека к человеку, в разных культурах и контекстах. Хотя внешние факторы, такие как доход, социальный статус и жизненные обстоятельства, могут в некоторой степени влиять на счастье, исследования показывают, что индивидуальное отношение, поведение и образ мышления играют важную роль в определении общего счастья и благополучия. В конечном счете, понимание феномена счастья предполагает изучение его сложностей и принятие целостного подхода, учитывающего как внешние, так и внутренние факторы, способствующие процветанию человека.
В последней половине двадцатого века было проведено множество исследований в области теории и философии счастья. Работы таких авторов, как Джонс (1953), Вессерман (1957), Вильсон (1960), Вессман и Рикс (1966), Брандт (1967), Чекола (1975), Татаркевич (1976), Фридман (1978), Аргайл (1987), Веенховен (1993), Канеман (1999) и других, оказали значительное влияние на понимание этого явления.
Польский философ и искусствовед В. Татаркевич, который изучал феномен счастья, описывает его как сложное нравственно-психологическое состояние, включающее как объективные факторы, такие как благоприятные события в жизни, так и субъективные переживания. Он подчеркивает, что счастье не сводится к материальным благам, а представляет собой положительный баланс жизни, где добро преобладает над злом [10, c. 54]. Татаркевич также отмечает, что счастье связано с ощущением движения жизни и стремлением к достижению целей, а не просто с постоянным состоянием радости.
Французский писатель и эссеист П. Брюкнер подчеркивает неопределенность понятия счастья, называя его "самым хрупким чувством". В своих работах он высказывает мнение о том, что мечта человечества о достижении идеального или совершенного счастья неосуществима, и поэтому мы особенно ценим удачу, удовольствия и везение [3, c. 139].
Другие ученые также представляют свои взгляды на счастье. Ф. Фельдман рассматривает его как сравнительный термин, а Самнер утверждает, что человек счастлив, если он удовлетворен своими жизненными условиями. М. Чекола описывает счастье как сочетание приятных моментов и гармоничного удовлетворения желаний и целей. Рууд Веенховен определяет счастье как общую оценку своей жизни как положительной, а П.А. Сорокин считает его важным аспектом человеческого развития. [9, c. 31]
Таким образом, различные точки зрения на счастье отражают его сложную и многогранную природу, открывая новые пути для изучения этого феномена.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аргайл M. Психология счастья / M. Аргайл. - СПб.: Питер, 2003 - 332 с.
2. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. / пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1984. 830 с.
3. Брюкнер П. Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье // Издательство Ивана Лимбаха, С-Пб, 2007.
4. Бунин И. Книга «Том 5. Жизнь Арсеньева. Рассказы 1932-1952» Электронный ресурс: https://litlife.club/books/180024/read7pageM41.
5. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма / И.А. Джидарьян. М: Институт психологии РАН, 2013. 268 с.
6. Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья: новая системная парадигма // Нед. образование в России. 2013. № 1. С. 102-111.
7. Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 14-37.
8. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Что надо для счастья: культурные, региональные и индивидуальные различия и инварианты источников счастья // Вести. КРАУНЦ. Сер. Гуманит. науки. 2006. № 2. С. 3-12.
9. Сорокин П.А. Социологический прогресс и принцип счастья // Социолог, нес лед. 1988. № 4.
10. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека / пер. с польск. М.: Прогресс, 1981. 365 с.
11. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. Аналитическое повествование. М. Московский рабочий, 1990. С. 16.
12. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания / пер. с англ. М: Альпина Нон-фикшн, 2013. 464 с.
13. Шамсетдинова А.П. Социальный образ счастья и проблема его идентификации в философских учениях древнего мира / А.П. Шамсетдинова // Философская мысль и философское образование в Республике Башкортостан: история и современность. Уфа: РИЦБашГУ, 2008. С. 137-143.
14. Angner E. (2012). Subjective Well-Being: When, and Why, it Matters (August 31, 2012). http://ssrn.com/abstracU2157140 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2157140.
15. Argyle M. (1999) in Well-Being: The Foundations of Hedonic Psychology, eds. Kahneman D., Diener E., Schwarz N. (Russell Sage, New York), pp. 353-373.
16. Blanchflower D., Oswald A. (2008). Is Well-being U-Shaped over the Life Cycle? Social Science and Medicine. 66(8), 1733-1749.
17. Brickman P. Hedonic relativism and planning the good society. M H Appley (Eds.), Adaptation level theory. P. Brickman, D.T. Campbell. New York: Academic Press, 1971. P. 287-302.
18. Brunstein J.C. Personal goals and subjective well-being. Journal of Personality and social psychology. 1993, 65. P. 1061-1070.
19. Chekola M.G. (1975). Doctoral dissertation, University of Michigan, (1974). Dissertation Abstracts International, 35.4609A (University Microfilms) № 75-655.
20. Czapinski J., Peeters G. (1990/1991). The onion theory of happiness: Basic concepts and cross-cultural test. W: N. Bleichrodt i P.J.D. Drenth (red.).
21. Diener E., Emmons R.A., Larsen R.J., Griffin S. The Satisfaction with Life Scale. Journal of Personality Assessment. 1985. 49(1).
22. Diener E., Kahneman D., Tov W., Arora R. (2010). Income’s association with judgments of life versus feelings. In E. Diener, J. Helliwell, & D. Kahneman (Eds.) International differences in well-being (pp. 3-15). New York: Oxford University Press.
23. Diener E., Lucas R.E., Scollon C.E. (2006). Beyond the Hedonic Treadmill. American Psychologist May-June 2006.
24. Diener E., Suh E.M. (1998). Subjective well-being and age: An international analysis. In K.W. Schaie, M.P. Lawton (Eds.), Annual review of gerontology and geriatrics. Focus on emotion and adult development, 17, pp. 304-324. New York: Springer.
25. Diener Ed., Chan M.Y. (2011). Happy People Live Longer: Subjective Well-Being Contributes to Health and Longevity. Applied Psychology: Health and Well-Being, 3(1), pp. 1-43. http://dx.doi.org/10.llll/j.1758-0854.2010.01045.x.
26. Diener Е., Diener С. (1996). Most people are happy. Psychological Science, 7, 181¬185.
27. Easterlin R.A. (2003). Explaining happiness PNAS September 16, 2003, 100(19), 11176-11183. www.pnas.org cgi doi 10.1073 pnas.1633144100.
28. Emmons R.A., Larsen R.J., Levine S., Diener E. (1983, May). Factors predicting satisfaction judgments. Paper presented at the meeting of the Midwestern Psychologocal Association Convention, Chicago.
29. Feldman F. (2006). Whole Life Satisfaction Concepts of Happiness. University of Massachusetts at Amherst https://philpapers.org/rec/FELWLS.
30. Feldman F. (2010). What is this thing called “Happiness”. New York: Oxford University Press http://dx.doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199571178.001.0001.
31. Fletcher G. (2013). A Fresh Start for the Objective-list Theory of Well-being. Utilitas 25: 2, 206-220. http://dx.doi.org/10.1017/S0953820812000453.
32. Fredrickson B.L. (1998). What good are positive emotions? Riew of General Psychology, 2, 300-319.
33. Fredrickson B.L. (2004). The broaden-and-build theory of positive emotions The Royal Society. Phil. Trans. R. Soc. Lond. B. Biol. Sci. P. 1367-1377.
34. Gordon R.M. (1975). The effects of interpersonal and economic resources upon values and the quality of life. (Doctoral dissertation, Temple University, 1975). Dissertation Abstract International, 36, 31 22 B.
35. Haybron D. (2008). Happiness, the Self and Human Flourishing Cambridge University Press.
36. Haybron D.M. (2008). The pursuit of unhappiness: The elusive psychology of wellbeing. OUP Oxford, 2008. P. 376.
37. Inglehart R., Rabier J.R. (1984). Du Bonheur. Les Aspirations s'adapt ent aux situations, Futurible, p. 29-58.
38. Kahneman D. (1999). Objective happiness. In D. Kahneman, E. Diener & N. Kahneman, E. Diener, N. Schwarz (Eds.). - New York: Russell Sage Foundation Press, 1999. 608 p.
39. Kammann R. (1983). Objective circumstances life satisfaction and sense of well-being: Consistencies across time and place. Z.J. Psychol. 12, 14-22.
40. Kozma A., Stones M.J. (1980). The measurement of happiness: Development of the Memorial University of Newfoundland Scale of Happiness (MUNSH). Journal of Gerantology, 35, 906-912.
41. Lyubomirsky S., Sheldon K.M., Schkade D. (2005). Pursuing happiness: The architecture of sustainable change. Review of General Psychology, 9, 111-131.
42. McMahon D.M. (2006). Happiness: A history. New York, NY: Atlantic Monthly Press. P. 19.
43. Ormel L., VonKorff M., Jeronimus В., Riese H. Set-Point Theory and personality development. 2017. Personality Development Across the Lifespan, pp. 117-137.
44. Raibley J. (2012). Happiness is not Well-Being. Journal of Happiness Studies. 13(6). P.1105-1129.
45. Seligman M.E., Steen, T.A., Park N., Peterson C. (2005). Positive psychology progress: Empirical validation of interventions. American Psychologist, 60, 410-421.
46. Sumner L.W. Welfare, happiness, and ethics / L.W. Sumner. Oxford University Press, USA, 1999, p. 625.
47. Taylor T.E. (2015). The markers of wellbeing: A basis for a theory-neutral approach. International Journal of Wellbeing, 5(2), 75-90.
48. Veenhoven R. (1999). Happiness in nations: Subjective appreciation of life in 56 nations 1946-1992. World Database of Happiness. 1993. Vol. 44, 6. P. 124.
49. Veenhoven R. (2010). World database of happiness: Continuous register of research on subjective enjoyment of life. Rotterdam: Erasmus University Rotterdam. Available at: http://worlddatabaseofhappiness.eur.nl.
50. Veenhoven R. Is happiness relative? Social Indicators Research. 1991, 24(1). P. 1-34.
51. Wilson W. (1967). Correlates of Avowed happiness. Psychological Bulletin, 67, 284¬306.
52. Wren-Lewis S. (2014). How Successfully Can We Measure Well-being Through Measuring Happiness? PhD Thesis, University of Leeds.