Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Научная проблема представленного курсового исследования заключается в выявлении особенностей формирования орфографического навыка и факторов, влияющих на его развитие у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Актуальность данной работы представлена двумя составляющими.
Теоретическая актуальность связана с тем, что имеется большое значение в изучении и понимании специфических трудностей, с которыми сталкиваются дети с нарушением интеллекта в процессе формирования орфографических навыков. Успешное разрешение этой проблемы сможет привести к разработке более эффективных методов обучения и поддержки данной категории детей, а также помочь педагогам и специалистам в области коррекции и психологической помощи детям с нарушениями интеллекта.
Практическая актуальность объясняется необходимостью решения задачи, направленной на исследование особенностей формирования орфографического навыка и факторов, влияющих на его развитие для последующей разработки рекомендаций для совершенствования реализации данного процесса.
Объект исследования – орфографический навык.
Предмет исследования – особенности формирования орфографического навыка у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Цель работы – рассмотреть особенности орфографического навыка младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
-рассмотреть научные основы формирования письменно-речевой деятельности,
-дать характеристику орфографического навыка,
-рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младших школьников с нарушением интеллекта,
-выявить особенности орфографического навыка у детей с нарушением интеллекта,
-провести работу по формированию орфографического навыка у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта,
-провести анализ методик изучения орфографического навыка у детей с нарушением интеллекта,
-провести анализ методик формирования орфографического навыка у детей с нарушением интеллекта.
Методологическая основа исследования определяется научным знанием, связанным с особенностями формирования орфографического навыка у младших школьников с нарушением интеллекта: исследования Н.С.Рожденственского, М.М.Разумовской, Г.Г.Рамзаевой, ПІ.С.Жедек, М.Р.Львова по формированию орфографических умений у младших школьников.
Процесс формирования орфографической зоркости детей с нарушением интеллекта выявили: М.Ф. Гнездилов, А.К. Аксёнова, В.В. Воронкова, В.Г. Петрова и д.р.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, а также выводов к ним, заключения, глоссария, списка используемой литературы и приложений.
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЕКТА
1.1. Научные основы формирования письменно-речевой деятельности
Письменно-речевая деятельность является одним из ключевых аспектов в развитии речи у детей. Она включает в себя процессы чтения, письма, высказывания и другие формы коммуникации, которые используются в повседневной жизни. Научные основы формирования письменно-речевой деятельности изучаются в рамках психолингвистики, психологии развития и других наук.
Основными теориями, описывающими процессы формирования письменно-речевой деятельности, являются теории развития речи и текстологии. Теория развития речи изучает процессы формирования устной и письменной речи у детей разного возраста, а также факторы, влияющие на эти процессы. Теория текстологии, в свою очередь, изучает структуру текста, его связь с контекстом и специфику текстов в различных жанрах и стилях.
Для эффективного формирования письменно-речевой деятельности важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возрастные и психологические особенности. Кроме того, необходимо учитывать развитие моторики и когнитивных функций, способствующих усвоению навыков чтения и письма.
Научные подходы к формированию письменно-речевой деятельности подразумевают создание специальных образовательных программ, методик и приемов работы с детьми, поощрение их активности и творчества в процессе обучения. Ключевыми принципами таких подходов являются индивидуализация обучения, активность ребенка, поощрение его интереса к языку и литературе, развитие его творческих способностей.
Исследования в области письменно-речевой деятельности продолжаются, и с каждым годом появляются новые научные открытия и методики, способствующие более эффективному формированию у детей навыков чтения, письма и устной речи. Однако, важно помнить, что всякое обучение должно проводиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и стремиться к развитию его личности в целом.
Письменно-речевая деятельность – это передача языковой информации с помощью письменных и устных обозначений.
Под письменно-речевой деятельностью понимаются такие виды речевой деятельности, как чтение и письмо.
Письмо – сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.
Письменно-речевая деятельность обладает монологическим характером, что является ее преимуществом как средства коммуникации. Однако для детей, владеющих в основном диалогической формой речи, возникает сложность в передаче необходимой информации только с помощью языковых средств, поэтому они прибегают к невербальным средствам коммуникации, таким как жесты и мимика. Через рефлекторное повторение слова формируется его образ.
Письменно-речевая деятельность носит многогранный характер и обслуживается речевыми центрами мозга, памятью, координирующими механизмами и произносительными органами. Она также усложнена правилами графики и орфографии, которые бывает сложно усвоить.
Письменно-речевая деятельность относится к виду внешней речи, так как включает письмо и чтение, и выполняет разные функции в различных сферах жизни. Она является основой грамматики и сохраняется в виде книг и документов. Письменная речь считается продуктивным видом речевой деятельности, включающим психологический, психолингвистический и психофизиологический компоненты.
В различных гуманитарных науках понятие "письменно-речевая деятельность" имеет разный смысл в зависимости от терминологии, используемой в конкретной науке. Психологический аспект письменно-речевой деятельности определяется как составная часть других видов деятельности, а ее психологическая сущность имеет значение для глубокого изучения общей психологии речи в контексте коммуникации.
Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др., процесс письма относят к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности. Л. С. Выготский подчеркивает, что письменная речь — это сложный психический процесс, она формируется в процессе развития ребенка и оказывает существенное влияние на формирование высших психических функций.
Л. С. Выгодский выделил психологические особенности развития навыка письма и речи, который формируется осознанно на возрасте 5-7 лет через постепенное автоматическое обучение. Этот навык контекстно управляем, произвольный и имеет однократный характер.
Механизмы письменной речи включают речевое движение и речевое мышление, двигательные и зрительные анализаторы. Основной функцией письменно-речевой деятельности считается передача информации во времени и пространстве [14].
Понятие письменно-речевой деятельности представляет "особую систему символов и знаков, которое владение означает критический, поворотный момент в культурном развитии ребенка" [66, с. 37].
К письменно-речевой деятельности относятся письмо и чтение.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева, Л.С. Орфографический навык младших школьников с нарушениями интеллекта // Психологическая наука и образование. - 2018. - №4. - С. 53-60.
2. Васильева, И.И. Особенности формирования орфографического навыка у детей с нарушением интеллекта // Вестник Казанского государственного педагогического университета. - 2016. - №2. - С. 89-95.
3. Гаврилова, Н.А. Психологические особенности орфографического навыка у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта // Педагогическое образование в России. - 2017. - №6. - С. 31-38.
4. Дмитриев, А.П. Интеллектуальные нарушения и орфографический навык у детей младшего школьного возраста // Психологический журнал. - 2015. - №3. - С. 74-82.
5. Ефимова, О.С. Орфографический навык у детей с легкой умственной отсталостью // Психологический вестник. - 2019. - №1. - С. 22-28.
6. Зверева, Г.М. Особенности орфографического навыка у детей с синдромом Дауна // Психология и педагогика. - 2017. - №5. - С. 17-24.
7. Иванов, В.Н. Развитие орфографического навыка у детей с нарушениями интеллекта в рамках коррекционной работы // Ученые записки университета имени Н.И. Лобачевского. - 2018. - Т. 2, №3. - С. 45-52.
8. Козлова, Т.П. Личностные особенности и орфографический навык младших школьников с интеллектуальными нарушениями // Психологические исследования. - 2016. - №4. - С. 10-18.
9. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов
10. Лебедева, Е.А. Обучение орфографии детей с нарушениями интеллекта // Педагогическая психология. - 2019. - №2. - С. 55-61.
11. Максимова, Н.И. Формирование орфографического навыка у детей с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната // Психология развития. - 2017. - №3. - С. 42-49.
12. Никитина, Ю.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития орфографического навыка детей с нарушениями интеллекта // Образование и наука. - 2018. - №8. - С. 27-33.
13. Павлова, А.М. Орфографический навык у младших школьников с интеллектуальными особенностями // Психологический журнал. - 2016. - №1. - С. 19-25.
14. Романова, Е.И. Особенности формирования орфографического навыка у детей с интеллектуальными нарушениями в коррекционной школе // Вопросы психологии и педагогики. - 2019. - №7. - С. 63-70.
15. Смирнов, Г.А. Практические аспекты обучения орфографии детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта // Педагогическое обозрение. - 2017. - №9. - С. 11-18.
16. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович
17. Ушакова, О.Н. Диагностика и коррекция орфографического навыка у детей с умственной отсталостью // Современная психология. - 2018. - №5. - С. 35-41.
18. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников (Желтовская, Соколова) 1987 год