Фрагмент для ознакомления
2
Современное понятие педагогической технологии чрезвычайно широко.
В современной образовательной среде, в отличие от традиционной образовательной модели, где требования предъявлялись к предметным знаниям, умениям и навыкам школьников, современное образование, требование к которому регламентировано ФГОС СОО (на основной ступени школы), необходимо учитывать индивидуальный и деятельностный подход в обучении.
С этой целью педагоги используют в своей профессиональной деятельности инновационые педагогические технологии. Часто такого рода технологии называют развивающими, поскольку, в рамках их использования формируются не только предметные навыки в виде знаний, умений и навыков (ЗУН), но и так называемые метапредметные результаты. Метапредметные результаты представлены в ФГОС на каждой образовательной ступени группами универсальных учебных действий (УУД), личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Решить все эти вопросы педагогу помогают педагогические технологии. Все они являются развивающими [11]. Под технологией развивающего обучения понимают развитие личности и способностей субъекта обучения, через вовлечение в различные виды деятельности и ориентация учебного процесса на возможности и ресурс личности обучающегося.
Развивающее обучение как направление в теории и практике образования, ориентируется на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся. Проблемой развивающего обучения занимались такие учёные В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская и др.
В разное историческое время исследователи неодинаково представляли эти процессы и само понятие развивающего обучения. Но в большинстве своём все они писали, что развивающее обучение было создано для того, чтобы обеспечить подрастающему поколению благоприятные стартовые условия для вхождения в мир.
Современный человек живет и работает в ситуациях, где реальные процессы и явления представлены ему через многократное отображение свойств объектов в текстах, числах, графиках и др. В современной школе у большинства детей не всегда достаточно развиты предпосылки к пониманию теоретического содержания материала по предметам. Традиционно складывалось, что теория и практика не всегда взаимодополняли друг друга. Это было связано с тем, что в традиционной школе такая задача никогда не ставилась [19].
Целью развивающего обучения стало развитие у детей основ теоретического мышления и основ теоретического познания с необходимыми практическими продуктивными действиями, что рассматривается как деятельностный подход в обучении. Ученику мало знать то, или иное определение, или теорему. Он должен на практике подтвердить, что знает и понимает, как именно работает, тот, или иной закон, какую роль он оказывает при решении задач и др.
Понятие развивающее обучение ввёл в образовательную практику В.В. Давыдов. Обучение вообще – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаний, умений и навыков, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Теория развивающего обучения была разработана Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым [7]. К ключевым моментам этой теории относятся:
-введение в обучение высших форм мышления, включая теоретическое мышление;
- реализация деятельностного подхода в целях саморазвития;
-реализация творческого потенциала учащихся;
-реализация умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания.
Теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения [16]. Основа практики развивающего обучения заключается в следующем:
-понятие о движущих силах психического развития;
-категория возрастные новообразования;
-неравномерность хода кризисных периодов развития;
-учёт механизма интериоризации;
-социальная ситуация развития;
-деятельностный характер развития.
Очевидно, что реализация развивающего обучения требует специальной организации учебного процесса. Педагогу, прежде всего, необходимо глубоко владеть содержанием всех школьных программ, также при этом владеть современными методами обучения и обладать психологическими знаниями, позволяющими целенаправленно формировать учебную деятельность школьников.
Также, при этом нужно понимать закономерности умственного развития детей и их возрастные и индивидуальные особенности. Ведущей целью развивающего обучения является формирование у детей основ теоретического мышления [1].
Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этим. Слияние образования, воспитания и развития субъекта достигается лишь в условиях развивающего обучения на уроке. Будучи включенным в активную познавательную деятельность, ученик в состоянии проникнуть в суть изучаемого учебного материала.
Усвоенный материал он использует дальше, в качестве способа дальнейшего познания. Это способствует превращению знаний в убеждения. В процессе развития познавательной активности, школьники постепенно обретают самостоятельность в учебных действиях [8].
Всему этому способствуют технологии развивающего обучения. Сегодня все эти технологии достаточно популярны в современной образовательной среде и широко используются в образовательной практике, начиная с начальной школы. Всякое обучение развивает, обогащает банк памяти и условных рефлексов.
Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы. Они соотносятся как форма и содержание единого процесса развития личности. Развитие всегда идет впереди обучения, и решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы за минимальное время можно было достичь максимальных результатов развития.
Это обеспечивается специальной педагогической технологией, которая называется развивающим обучением. В развивающем обучении все педагогические воздействия учителей опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие личности. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта. Субъект всегда взаимодействует со всем, что его окружает [13].
Это взаимодействие включает все этапы деятельности:
-планирование и организация процессов;
-реализация ближних и дальних целей;
-объективный анализ результатов собственной деятельности.
Каждый из этих этапов вносит свой вклад в развитие личности. На этапе планирования ученик должен демонстрировать самостоятельность, волю, творчество, инициативу, организованность. При достижении целей он проявляет трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность и активность. При анализе содержания, у него формируются честность, ответственность и др.
Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала. Развивающее обучение обеспечивает обучение и воспитание в целостности. При этом, оно направлено на развитие всей совокупности качеств личности школьника [22].
К ведущей технологии развивающего обучения относят технологию развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Она предусматривает специальное построение учебного предмета, моделирующее содержание и методы научной области. Предусмотрен высокий уровень теоретического обучения. Это значит, что дети должны достаточно глубоко погружаться в теорию учебного содержания. Очевидно, что на это способны далеко не все ученики.
Здесь важно помнить то, что в соответствии с требованиями ФГОС ООО, в каждой учебной программе по предмету есть тот минимально необходимый уровень, который обязаны освоить все школьники и здесь понятно, что далеко не всегда речь идёт об освоении глубокой теории. Учителю необходимо хорошо представлять, кто из детей в состоянии глубоко погружаться в теорию и практику предмета, что будет явно превышать минимальный уровень усвоения учебной программы и др.
В связи с этим учебный материал целесообразно разбивать на модули. Модульные образовательные технологии решают те же педагогические задачи, как и любая инновационная педагогическая технология.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бажукова, Е.Н. Современные информационные технологии [Текст] / Е.Н. Бажукова. - (из опыта работы): материалы III педагогической научно-практической конференции колледжа «Грани сотрудничества» (10 апреля 2014 г.) / под ред. Т. Н. Ковалевой, Т.А. Палагута. – Курск: ОБОУ СПО «КАТК». - 2014. – 84 с.
2. Базина, К.Я. Технология КМД [Электронный ресурс] — Режим доступа. -http://solie.ru/kultura/657/index.html (дата обращения: 08.05.2024).
3. Горовая, В.И. образовательные технологии и технологическая культура современного педагога [Текст] / В.И. Горовая. - современные наукоемкие технологии. – 2008. – N 10. – с. 35-36.
4. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] / А.К. Колеченко. - М: Каро, 2005. — 368 с.
5. Краевский, В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Текст] / В.В. Краевский. - Педагогика. – М., - 2003. – С.3-10.
6. Крылова, О.Н. Технология формирующего
оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие[Текст] / Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. – С.-Пб: КАРО, 2015. – 128 с.
7. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии.
Начальная школа. Пособие для учителя. ( Серия «Школа развивающего
обучения») [Текст] / В.С. Кукушин. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2003. - 448 с.
8. Кукушин, В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для
студентов педагогических специальностей [Текст] / B.C. Кукушин. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004. - 306 с.
9. Классика педагогических технологий в формате инноваций
современной школы. Ситуация успеха [Электронный ресурс] /
https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2175(дата обращения: 08.05.2024).
10. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии.
Проектное обучение: учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф.
образования [Текст] / / Н.В. Матяш. – М: Издательский центр «Академия», 2011. – 144с.
11. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид
педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации:
материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I.
Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140—146. / [Электронный
ресурс] — Режим доступа. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 08.05.2024).
12. Муштавинская, И.В. Современная оценка образовательных достижений учащихся: методическое пособие [Текст] / Муштавинская И.В., Лукичева Е.Ю. – С.-Пб: КАРО. - 2015. – 304 с.
13. Образовательные технологии [Электронный ресурс] — Режим
доступа. — https://ru.wikipedia.org/wiki/(дата обращения: 08.05.2024).
14. Образовательные технологии [Электронный ресурс] —
https://ru.wikipedia.org/wiki/(дата обращения: 08.05.2024).
15. Олешков, М.Ю. Педагогическая технология: проблема
классификации и реализации // Профессионально-педагогические
технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов.
Екатеринбург: РГППУ, 2005. — С. 5—19 / Труды Санкт-Петербургского
государственного университета культуры и искусств. — 2013. — No 1. —
Том. 200. — С. 309—312. / [Электронный ресурс] — Режим доступа. -
http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-obucheniya-v-muzykalnom-obrazovanii(дата обращения: 08.05.2024).
16. Панфилова, А.П. Инновационыные педагогические технологии:
Активное обучение: учеб.пособие для студ. Учреждений высш. Проф.
образования [Текст] / А.П. Панфилова. 3-е изд., испр. – М: Издательский центр «Академия», 2012. – 192 с.
17. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии [Текст] / Под ред. Смирнова С.А. 4-е изд., испр. - М.: 2007. - 512 с.
18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии:
учеб.пособие [Текст] / C.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 369 с.
19. Педагогические технологии [Текст] / Под общ. ред. B.C. Кукушина.
М. Ростов-н/Д., 2004. — 336 с.
20. Педагогические технологии [Электронный ресурс] – Режим
доступа. - http://studopedia.5_34118_pedagogicheskie-tehnologii.html(дата обращения: 08.05.2024).
21. Педагогическая технология: сущность и история возникновения [Электронный ресурс] — Режим доступа. -
http://www.emissia.org/offline/2012/1923.htm(дата обращения: 08.05.2024).
22. Педагогические технологии – [Электронный ресурс] -
http://www.inschool.ru/education/innovatsionnaya-deyatelnost/4.pdf (дата обращения: 08.05.2024).
23. Педагогические технологии. Классификация [Электронный ресурс] — Режим доступа. -http://katk46.ru/documents/metod_schkatulka/metod_text/metod_22.pdf(дата обращения: 08.05.2024).
24. Педагогические технологии: понятие, сущность, основные
подходы [Электронный ресурс] — Режим доступа. - https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8576/(дата обращения: 12.05.2022).
25. Сергеева, Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в
образовательных учреждениях [Текст]/ Г.П. Сергеева. - учебное пособие/отв. ред. И.В. Пигарева / Г.П. Сергеева. – М.: Педагогическая академия, 2015. – 176 с.
26. Слонимская, Р.Н. Технологии обучения в музыкальном
образовании [Текст] /Р.Н. Слонимская. - Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2013. — No 1. — Том. 200. — С. 309—312.
27. Технология «Педагогическая мастерская» [Электронный ресурс] — Режим доступа. - https://weburok.com0%90%93%D0%98%D0%98-%D0%9F%D0%95%D0%94/(дата обращения: 08.05.2024).
28. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание,
дополненное [Текст] / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.