Фрагмент для ознакомления
2
Под структурой механизма государства так же понимается его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Она включает в себя:
Государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и со-подчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций, а так же они обладают ресурсами и возможностями которыми могут обладать только государство.
В отличие от государственных организаций орган государства характери-зуется следующими признаками: а) представляет собой автономную часть госу-дарства, которая учреждается в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения и др.); б) наделен властными полномочиями определенно-го содержания и объема, которые закреплены в нормативных правовых актах; в) имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые и правоприменительные); г)вправе применять принуждение в случаях и в объе-ме, устанавливаемых в законодательном порядке; д) действует от имени госу-дарства; е) наделен собственными функциями, которые нередко не совпадают с функциями государства и осуществляются в специфических организационно-правовых формах; ж) состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе.
Государственные учреждения - это субъекты механизма государства, ко-торые властными полномочиями не обладают, но осуществляют непосредствен-но практическую деятельность по выполнению функций государства. Как пра-вило в социальной сфере деятельности (библиотеки, образовательные учрежде-ния, больницы и т.д.)
Другая разновидность государственных организаций в механизме госу-дарства представлена государственными предприятиями - субъектами механиз-ма государства, которые властными полномочиями не обладают, реализуют государственные функции, финансово-хозяйственную деятельность.
Все вышеперечисленные элементы структуры механизма государства в совокупности представляют собой государственный аппарат. Для того чтобы данный аппарат начал функционировать и действовать, необходима совокуп-ность еще целого ряда факторов (элементов), как раз и составляющих механизм функционирования государства.
Государственный орган - это обособленный, со своей собственной струк-турой, материальной и технической базой элемент государственного аппарата, который наделен властными полномочиями и осуществляющий свои функции в целях выполнения государственных задач.
Среди признаков государственных органов, отличающих его от других организаций, можно выделить самостоятельность, обособленность, наличие властных полномочий, материальные средства и нормативно-правовую базу.
Признак самостоятельности предполагает, что орган государственной вла-сти выступает элементом механизма государства, функционирующей в опреде-ленной степени самостоятельно, независимо и не подвергается внешнему воз-действию или принуждению.
Важно подчеркнуть, что абсолютная самостоятельность в реализации функций государственного органа невозможна, так или иначе все государствен-ные органы опираются на другие части государственного механизма при приня-тии решений.
Обособленность также невозможна абсолютная - хоть это и отдельный государственный орган со своей компетенцией, аппаратом, материальной базов и пр., тем не менее, между государственными органами существует взаимодей-ствие - как координационное, так и субординационное, которое необходимо в целях решения государственных задач.
Властные полномочия - это один из важнейших признаков государствен-ных органов, который предполагает установленную и обусловленную возмож-ность для государственного органа устанавливать те или иные обязательные требования поведения для граждан или организаций, а также обеспечивать их реализацию и соблюдение.
Каждый государственный орган имеет свою собственную структуру - так, например, Министерства подразделяются на Департаменты, в состав которых входят отделы. При этом в Министерствах могут быть созданы территориаль-ные управления - например, по федеральным округам. В целях выполнения за-дач Министерства могут быть созданы подведомственные организации, дея-тельность которых направлена на обеспечение выполнения функций Министер-ства. В службах и агентствах также существуют определенная внутренняя структура - там формируются Управления. При этом законодательные и судеб-ные органы также отличаются своей собственной структурой.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского го-лосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Об общих принципах организации законодательных (представи-тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий-ской Федерации : федер. закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
3. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Российская газета от 27 декабря 2021 г.
4. О структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 20.10.2022) // Собрание законода-тельства РФ. – 2020. – № 4. – Ст. 346.
II. Учебная и научная литература
5. Авакьян, С. А. Структура публичной власти в России: проблемы формирования и развития / С.А. Авакьян // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2018. – № 4 (33). – С. 7—13.
6. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб-ник для юридических вузов и факультетов / М.В. Баглай. – Москва : НОРМА; ИНФРА–М, 2018.– 633 с.
7. Безруков, А.В. Формирование и функционирование конституцион-но–правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной вла-сти России: монография / А.В. Безруков. – Москва: Юстицинформ, 2016. – 288 с.
8. Большаков, Е.В. Соотношение понятий «аппарат государства» и «механизм государства» / Е.В. Большаков // Наукосфера. – 2022. – № 9–2. – С. 210–215.
9. Валиев, Р.Г. Механизм государства: системный и функциональный аспекты / Р.Г. Валиев, Г.В. Шашкарова // Пробелы в российском законодатель-стве. – 2021. – Т. 14. – № 6. – С. 54–59.
10. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридиче-ских вузов / А.Б. Венгеров. – Москва : Омега–Л., 2019. – 583 с.
11. Галалюк, В.В. Анализ подходов к определению понятия «механизм государства» / В.В. Галалюк // В сборнике: Научный поиск курсантов. Сборник материалов Международной научной конференции. – Могилев, 2021. – С. 40–41.
12. Голованова, Р.А. Элементы механизма современного российского государства / Р.А. Голованова // В книге: Проблемы государства и права в ис-следованиях студентов. сборник тезисов докладов и сообщений XII Межвузов-ской научно–практической конференции. Филиал Московского института госу-дарственного управления и права в Тюменской области. – 2017. – С. 187–190.
13. Грандонян, К.А. Механизм государства и политическая система об-щества / К.А. Грандонян, А.С. Мордовец // В книге: Общая теория государства и права. – Саратов, 2018. – С. 54–66.
14. Конституционное право РФ: учебник для бакалавров / И.А. Умнова, И.А. Алешкова; Российская академия правосудия. 2–е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2015. – 654 с.
15. Лебедев, В. А. Народовластие и публичная власть / В.А. Лебедев // Конституционное и муниципальное право. – 2021.– № 3. – С. 3–6.
16. Лебедев, В. А. Публичная власть в субъектах РФ: понятие, принци-пы, система / В.А. Лебедев // Конституционное и муниципальное право. – 2022. – № 6. – C. 31–36.
17. Лебедев, В. А. Система органов законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: становление и развитие / В.А. Лебе-дев // LexRussica (Русский закон). – 2016. – № 3. – C.82–90.
18. Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно–методическое пособие. 5–е изд., испр. и доп. / А.В. Малько. – Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022. – 450 с.
19. Сабыржанов, Р.Б. Государственный аппарат в системе механизма государства / Р.Б. Сабыржанов, Д.М. Мусипова // Студенческий вестник. – 2020. № 19–5 (117). – С. 27–28.
20. Спиридонов, А.А. Государственный, муниципальный и обществен-ный контроль: содержание и соотношение понятий с позиций конституционно-го права / А.А. Спиридонов // Актуальные проблемы российского права. – 2022. – Т. 17. – № 5. – С. 33–45.
21. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебник для бакалав-ров; под ред. В.Г. Стрекозова. 13–е изд., стер. / В.Н. Хропанюк. – Москва: Из-дательство «Омега–Л», 2019. – 323 с.
22. Хуснутдинов, Ф.Г. Государственный орган и орган государственной власти: соотношение понятий / Ф.Г. Хуснутдинов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2021. – N 10. – С. 20 – 24.
23. Чертков, А.Н. «Симфония властей» как доктринальная основа три-умвирата подсистем публичной власти / А.Н. Чертков // Публичная власть. – 2022. – С. 41–46.
24. Юнусов, Г.Г. Проблемы механизма государства / Г.Г. Юнусов // В сборнике: Социально–экономические и гуманитарные практики инновационно-го развития России. Материалы Всероссийской научно–практической конфе-ренции студентов, аспирантов, учителей и ученых. – 2017. – С. 334–335.