Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное образование в настоящее время рассматривается как процесс становления личностью, приобретения определенных навыков и компетенций, которые обучающийся может использовать в повседневной жизни. Поэтому в обучении существует необходимость использования таких систем, методов и технологий обучения, которые улучшат познавательные, коммуникативные и многие другие способности учащихся.
В педагогической литературе описано множество способов организации обучения (исходя из уровня активности учащихся, уровня участия в продуктивной деятельности, дидактических целей, организационных методов и т.д.). Используя компетентностный подход, они фокусируются на развитие когнитивных способностей учащихся и их вовлеченности в обучение. Источник учебной деятельности можно определить как качество личности, приобретаемое и развивающееся в процессе организованного познания.
Урок иностранного языка дает возможность развивать творческие способности, которые обогащают практический опыт учащихся, интеллектуальный потенциал, развивают умственную деятельность, поскольку этот предмет имеет особенность – все виды языковой деятельности направлены на развитие творческой личности.
Использование творческой деятельности на уроках иностранного языка является одним из способов сделать процесс обучения личностно значимым для учащегося, который сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить исследовательские способности, воображение и творческие способности - активность, самостоятельность.
Однако подобные мероприятия не часто используются на уроках иностранного языка. Кроме того, практики доказывают, что мотивация к изучению английского языка недостаточна, а традиционная организация занятий в школе приняла форму монотонности и однообразия. Повышение мотивации посредством творческой деятельности является актуальной темой в современной методике преподавания иностранного языка, которая требует постоянного обновления и совершенствования.
Объект исследования: процесс иноязычного образования младших школьников.
Предмет исследования: творческие виды деятельности при обучении иностранному языку в начальной школе.
Цель исследования: обоснование эффективности использования творческих видов деятельности на уроках английского языка в младших классах.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности начального иноязычного образования;
2) рассмотреть теоретические аспекты проблемы использования творческих видов деятельности в процессе обучения английскому языку младших школьников;
3) провести опытно-экспериментальную работу с развития иноязычной компетенции посредством творческой видов деятельности;
4) обобщить результаты исследования.
Теоретико-методологические основы исследования. В процессе написания курсовой работы мы опирались на исследования в области содержания начального иноязычного обучения (Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, З. Н. Никитина), особенностей методов организации обучения посредством творческих видов деятельности (О. В. Будакова, Ю. К. Ефимова, М. Д. Пятнова).
Используемые методы исследования: изучение и обобщение, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, анкетирование, анализ языкового материала, описательный и сравнительный метод.
Материалом исследования для написания практической части данной работы является учебник 3-го класса Spotlight «Английский в фокусе» Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой, учебно-методические пособия, Интернет-ресурсы и др.
База исследования.
Практическая значимость данного исследования определяется изучением практических творческих задач и внеклассной деятельности, проведением экспериментальной работы с использованием творческой деятельности, сравнением результатов тестового контроля и систематическим использованием.
Апробация:
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении обосновывается выбор темы работы, ее актуальность и практическая значимость исследования, определяются цель и задачи работы, характеризуются методы и материал исследования.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты и подходы к обучению иностранным языкам младших школьников, выделены целевые ориентиры иноязычного обучения на младшей ступени. Раскрыты и обозначены особенности использования творческих видов деятельности в иноязычном обучении младших школьников. Выявлен недостаток их использования в практике иноязычного обучения.
Вов второй главе представлены результаты апробации опытно-экспериментального исследования.
В заключении представлены итоги исследования.
Список литературы содержит 24 наименования.
В приложении представлен диагностический материал.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты использования творческих видов деятельности в обучении иностранным языкам в школе
1.1 Особенности обучения иностранным языкам в начальной школе
Под «целью» понимается идеальный образ планируемого результата, закодированный в мозгу «образ необходимого будущего» [3, с.43]; «пусковой механизм каждой деятельности» [7, с.42]. Цель определяет форму и характер деятельности человека.
Современные цели начального образования подробно изложены в ФГОС ООО. Согласно стандарту, основной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативных компетенций учащихся. Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает лингвистическую, социолингвистическую, социальную, дискурсивную и социокультурную компетенции [24, с. 12].
Они основываются на воспитании и развитии личности ребенка, свободного личность нестандартно, развитого физически и духовно, готового к творческой деятельности. Впервые в этом стандарте представлен портрет выпускника, гражданина России, в котором он занимает видное место по своим ценностным качествам.
Сегодня иностранный язык является распространенной практикой, основанной на современных и эффективных технологиях изучения иностранного языка с учетом личностно ориентированной методологии, возрастных особенностей детей.
Цель обучения иностранному языку определена следующим образом: развитие личности учащегося, его способностей и желания участвовать в межкультурном общении на иностранном языке, а также его самостоятельное развитие на родном языке в иноязычно-речевой деятельности [3, с. 66].
Обучение школьников иностранному языку в соответствии с программой включает в себя: формирование уважения и интереса к культуре и народу изучаемой страны, языку; воспитание культуры общения; формирование познавательной активности и поддержание интереса к обучению; воспитание потребностей в практическом использовании иностранного языка в различных сферах деятельности.
Изучение иностранного языка предопределяет следующие задачи:
1. Формирование и развитие фонетических навыков иностранного языка (пока речевой аппарат пластичен и механизмы овладения родным языком все еще действуют, эти навыки легко усваиваются);
2. Развитие навыков слушания (понимание речи на слух);
3. Развитие речевых навыков (то есть усвоение ребенком иностранного языка как средства общения);
4. Формирование и пополнение лексического резерва [6, с. 45].
Согласно ФГОС НОО обучающийся должен сформировать следующие показатели коммуникативной компетенции:
– умение читать и понимать простые аутентичные тексты (изучающее, просмотровое чтение) – умение иноязычного чтения;
– уметь вступать во встроенное общение в ситуациях учебного, бытового содержания – умение иноязычного говорения (диалогическая речь);
– уметь рассказать о себе, своей семье, месте учёбы, хобби – умение иноязычного говорения (монологическая речь);
– умение письменно выражать свои мысли – умение письменной речи [24, с. 21].
В программе подчеркивается, что процесс изучения иностранным языкам в целом предназначен для формирования способности участвовать в прямом и косвенном диалоге культур [24, с. 23].
Соответственно, для достижения общей цели учитель должен развивать в своих учениках каждый ее компонент. Способность и готовность учащихся к межкультурному общению и межличностному общению с носителями языка зависят не только от знания языковых единиц, способности логически выстраивать речь и решать речевые проблемы, но и от культуры, быта, обычаев и т. д. [7, с. 67].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Английский язык : учеб. для начинающих / [Н.И. Быкова, Д.Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс]. – 4-е изд. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2021. – 96 с. – (Английский в фокусе).
2. Бадалян, А. Х. Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку / А. Х. Бадалян // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49000/ (дата обращения: 20.05.2023).
3. Бим, И. Л. Цели обучения иностранного языка в рамках базового курса / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2013. – № 1. – С. 48–52.
4. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.
5. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников / Л.Н. Булыгина // Вопросы психологии. 2010.№2. С. 149-153.
6. Буран, А. Л. Педагогические технологии, используемые в обучении иностранным языкам с применением информационно–коммуникационных технологий / А. Л. Буран // Молодой ученый. – 2020. – № 12. – Т. 2. – С. 81–85.
7. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стер. / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
8. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам / Н.И. Гез. — Москва.: Высш. школа, 2016. — 373 с.
9. Дорогова М. В. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста посредством игр, способствующих развитию эмоциональной сферы //Ответственный и научный редактор. – 2016. – С. 129.
10. Ефимова, Ю. К. Ролевая игра как эффективное средство развития иноязычной речи : на материале английского языка : дис. ... канд. пед. наук / Ю. К. Ефимова ; Южно - уральский фед. гос. гум. пед. ун-т – Челябинск, 2021. – 47 с.
11. Коваленко, Е.Г. Принципы формирования лексических навыков младших школьников на уроках английского языка / Е. Г. Коваленко, Ю. С. Цатковская // The Scientific Heritage. - 2020. - №45-7 (45). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-leksicheskih-navykov-mladshih-shkolnikov-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 30 05.2023).
12. Коряковцева, Н. Ф. Продуктивное языковое образование как реализация развивающей образовательной парадигмы / Н. Ф. Коряковцева // Иностранные языки в школе. - 2020. - № 2. - С. 2-10.
13. Кузнецова, О. В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева // Управление начальной школой. –2015. – № 6. – С. 31–40.
14. Манджиева, С. И. К проблеме формирования у младших школьников техники иноязычного чтения / С. И. Манджиева, О. К. Мушаева // Письма в Эмиссия.Оффлайн. – 2021. – № 7. – С. 2967.
15. Мильруд, Р. П. Коммуникативная компетенция: владение языком или готовность к иноязычному общению / Р. П. Мильтруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. - 2019. - № 7. - С. 2-11.
16. Никитенко, З. Н. Содержание начального иноязычного образования: концептуальные основы / З. Н. Никитенко // Преподаватель ХХI век. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-nachalnogo-inoyazychnogo-obrazovaniya-kontseptualnye-osnovy (дата обращения: 31.05.2023).
17. Орехова, Ю.М. Роль информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в современном школе (на примере сети интернет) / Ю. М. Орехова // Крымский научный вестник. - 2015. - №4. - С. 290-300.
18. Основы методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. – Москва : КНОРУС, 2017. – 390 с.
19. Пятнова, М.Д. Использование творческих видов деятельности на уроках английского языка в начальных классах // Вопросы науки и образования. 2020. №32 (116). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tvorcheskih-vidov-deyatelnosti-na-urokah-inostrannogo-yazyka-v-nachalnyh-klassah (дата обращения: 07.05.2024).
20. Рыжкова, А. С. Ролевая игра как средство развития умения диалогической речи на среднем этапе обучения иностранному языку (английскому) : на материале английского языка : дис. ... канд. пед. наук / А. С. Рыжкова; Фед. гос. урал. пед. ун-т – Екатеринбург, 2018. – 82 с.
21. Рябцева, О.М. Формирование грамматической составляющей иноязычной коммуникативной компетенции / О. М. Рябцева // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2010. - №10. – с. 115 – 118.
22. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е Н. Соловова. - Москва : Просвещение, 2016. - 239 с.
23. Сафронова, В. В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе / В. В. Сафронова. - М.: Еврошкола, 2001. 271 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2019. – 31 с.