Фрагмент для ознакомления
2
В наше время одной из ключевых проблем в сфере образования является обеспечение безопасной и поддерживающей обстановки для учащихся.
Это не просто вопрос физической безопасности, но и создания учебной атмосферы, способствующей психологическому комфорту. Чувство защищенности существенно влияет на эмоциональное состояние учеников и определяет успешность их развития.
Решение этой задачи требует изучения различных подходов к взаимодействию между участниками образовательного процесса. Взаимоотношения в школьной среде могут быть поддерживающими или, напротив, угрожающими, что существенно влияет на общее ощущение безопасности в учебной среде. В последнее время особое внимание уделяется проблеме издевательств и запугивания в образовательных учреждениях. Это явление, хотя и не новое, становится все более распространенным и серьезным, затрагивая многих подростков. Наиболее уязвимыми перед этой проблемой оказываются подростки, которым не хватает поддержки со стороны своих сверстников и других значимых лиц в школьной среде.
Психологическое насилие, также известное как буллинг, моббинг или кибербуллинг, стало серьезной проблемой в современном обществе. Этот вид насилия оказывает губительное воздействие на жертву, причиняя непоправимые психологические последствия. Поэтому изучение данной проблемы является крайне актуальным.
В первую очередь, изучение психологического насилия позволяет понять его механизмы и причины. Разбор конкретных ситуаций и определение факторов, которые способствуют возникновению буллинга, помогает разработать эффективные стратегии противодействия. Такое исследование поможет создать более безопасную и дружелюбную среду для всех участников общества.
Кроме того, изучение психологического насилия дает возможность оценить его влияние на жертву и обозначить формы помощи и поддержки, которые могут быть предоставлены. Буллинг, моббинг и кибербуллинг могут нанести серьезный ущерб психическому здоровью, вызвать депрессию, тревожность и даже привести к мыслям о самоубийстве. Понимание последствий, а также осознание того, как помочь пострадавшим, позволяет разработать социальные программы и меры поддержки, которые способствуют выздоровлению и предотвращению повторных случаев.
Кроме индивидуального воздействия, изучение психологического насилия также помогает отразить его влияние на уровне общества. Быть свидетелем буллинга или кибербуллинга может вызывать у людей чувство беспомощности и страха, а также побудить их к молчаливому одобрению или участию в насилии. Более глубокое понимание данной проблемы позволяет разрабатывать образовательные программы и предотвращать распространение насилия в школах, рабочих коллективах и в онлайн-среде.
Объект данного исследования – формы психологического насилия.
Предметом данного исследования выступают – методы профилактики психологического насилия.
Целью данного исследования является углубленное изучение такого понятия как «психологическое насилие»
Задачи:
Изучить методы диагностики буллинга в ученической среде.
Охарактеризовать социальную работу по профилактике буллинга в подростковой среде;
провести исследование по изучению проблемы буллинга в подростковой среде;
разработать программу социальной профилактики кибербуллинга в подростковой среде.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
1.1 Методы диагностики буллинга в ученическом коллективе
Буллинг в школьных учебных коллективах является серьезной проблемой, которая может негативно сказываться на психическом и эмоциональном благополучии детей.
Для выявления и предотвращения случаев буллинга необходимо использовать различные методы диагностики. Одним из таких методов может быть опрос учащихся, позволяющий выявить наличие конкретных случаев доминирования, угроз, насмешек и других форм агрессивного поведения. Также важно проводить наблюдение за взаимодействием учеников в школьной среде, анализировать их отношения и выявлять возможные проявления буллинга. Кроме того, можно использовать специальные анкеты и тесты, а также привлекать к работе социальных педагогов, психологов и других специалистов, способных помочь в выявлении и противодействии буллингу.
Важно не только выявлять случаи буллинга, но и проводить работу с учениками, направленную на формирование у них уважительного отношения к другим, развитие коммуникативных навыков и способности конструктивно разрешать конфликты.
В настоящее время разработано достаточно большое количество методов оценки распространенности буллинга. Предлагаем вам ознакомиться с краткими характеристиками и ссылками на некоторые тестовые методики оценки распространенности буллинга.
Анкета риска издевательств (BRI) (Бочавер А.А. и др., 2015) направлена на оценку рисков издевательств на уровне класса и школы. ORB включает четыре шкалы: незащищенность, благополучие, равенство и разобщенность. Он состоит из 14 вопросов с несколькими вариантами ответов от одного до восьми. Некоторые ответы характеризуют риск травли, а другие, наоборот, указывают на психологическую безопасность.
Опросник Д. Ольвеуса «Травля» предназначен для выявления распространенности и специфики буллинга в образовательной среде и позволяет оценить два отдельных аспекта: проявления буллинга и подверженность ему. Анкета состоит из 13 утверждений и содержит 4 показателя:
Прямое активное издевательство – проявления физической (умышленные толчки, удары, пинки, избиения, иные телесные повреждения, кража или повреждение вещей, оскорбительные жесты) и вербальной (оскорбления, угрозы, запугивание) агрессии;
Косвенный активный буллинг – проявления изоляции (социальной депривации): сплетни, заговоры, бойкоты, игнорирование просьб;
Прямой пассивный буллинг (виктимизация) – воздействие физической и вербальной агрессии;
Косвенная виктимизация (косвенное пассивное издевательство) – подверженность социальной депривации.
Этот опросник достаточно популярен, но данных по адаптации и стандартизации в российской выборке нет.
Адаптированная версия опросника ICAST-C (International Child Abuse Screening Tool – Children’s Version) (Волкова, Гришина, 2013) предназначена для оценки подверженности ребенка насилию в школе, в том числе издевательствам. Анкета содержит 88 вопросов и рассчитана на детей и подростков в возрасте от 11 до 18 лет. Методологические вопросы сгруппированы в шесть разделов:
Социально-демографические данные.
Окружение ребенка.
Пренебрежение потребностями ребенка.
Физическое насилие: дома и в школе.
Психологическое насилие: дома и в школе.
Сексуальное насилие: дома и в школе.
Опросник школьного климата (Александрова Д.А. и др., 2018) отвечает всем психометрическим требованиям и включает шесть шкал: отношения с учителями, отношение к школе в целом, буллинг (агрессия среды), академическая культура, представления о своих способностях, дисциплина. Используя этот инструмент, вы можете оценить подверженность учащихся издевательствам и киберзапугиванию.
Методика выявления «структуры буллинга» (Норкина Е.Г.) состоит из 25 вопросов. Вопросы позволяют узнать о наличии насилия в классе, как со стороны учащихся, так и со стороны учителей, определить роли и позиции, занимаемые подростками при издевательствах.
По результатам диагностики в соответствии с классификацией О.Л. Класс Глазмана можно разделить на: инициаторов (преступников), помощников инициатора, защитников «жертвы», потерпевших, наблюдателей (свидетелей).
Более подробно ознакомиться с Реестром психодиагностических методов, рекомендованных Минобразования России к использованию педагогическими психологами общественных организаций по проблеме «Оценка риска суицидального поведения, буллинга и психологической безопасности образовательной среды» можно в Приложение 1.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антибуллинговая хартия РФ // Травли.нет. URL: https://xn--80aejlonqph. xn--p1ai/.
2. Безверхов, А. Г., Норвартян, Ю. С. Соотношение категорий «насилие» и «угроза» в современном уголовном праве России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2018. Т. 9. Вып. 4. С. 522-534.
3. Белеева И. Д., Панкратова Л. Э., Титова Н. Б. Буллинг как социальная проблема в образовательном учреждении // Педагогическое образование в России. 2019. №8.
4. Богомолов В. А. Ориентированный на решение подход в работе с ситуациями травли в школе. 14 февраля 2013 г. URL: http://www.sfbt.ru/2013/02/blog-post_5804.html
5. Бочавер А. А., Женодарова Е. Д., Хломов К. Д. Методические рекомендации по снижению частоты ситуаций буллинга в школе для учителей и других специалистов, работающих в школах. М. : Перекресток, 2014.
6. Векленко, В.В., Бархатова, Е. Н. Психическое насилие как средство совершения преступлений: проблемы квалификации // Современное право. 2023. № 7. С. 134-137.
7. Волчецкая Т. С., Авакьян М. В., Осипова Е. В. Криминологическая характеристика и профилактика скулшутинга и кибербуллинга в России и зарубежных странах // Всероссийский криминологический журнал. 2021. № 5.
8. Волчецкая Т. С., Осипова Е.В., Авакьян М.В. Современные формы насилия в молодежной среде: степень распространения и меры профилактики // Российский юридический журнал. 2021. № 5 (140).
9. Воробьев, С. В. Сравнительно-правовой анализ уголовно-правового понятия «психическое насилие» // Юристъ-Правоведъ, 2017, № 3 (82). С. 90-96.
10. Гапонов А. В., Скорченко Ю. А. Моббинг, буллинг: причины, проявления, последствия // Психология человека и общества. 2022. № 5 (46). С. 18—26.
11. Гусейнова Е. А., Ениколопов С. Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6, №2. С. 246—256. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/ Guseinova_Enikolopov.phtml.
12. Дайшутов, М.М., Динека, В.И., Денисенко, М. В. Психическое насилие в уголовном праве // Вестник Московского университета МВД России. 2019; (3). С. 77-81
13. Кленова М. А., Шамионов Р. М., Заграничный А. И. и др. Методическое пособие для сотрудников образовательных организаций высшего образования, курирующих воспитательную работу с молодежью, по профилактике буллинга (травли) среди обучающихся. Саратов : Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2022.
14. Клоченко, Л. Н. Психическое насилие: вопросы уголовно-правовой регламентации и квалификации: дис. .. .канд. юрид. наук: 12.00.08 / Клоченко Лариса Николаевна. Москва, 2019. С. 206.
15. Кон И. С. Школьное насилие: буллинг и хейзинг. URL: http://rumagic. com/ru_zar/sci_psychology/kon/1/j62.html (дата обращения 00.00.2023).
16. Коновалов А. Ю. Особенности работы Школьной службы примирения с ситуациями буллинга (школьной травли). URL: http://www.8-926-145-87-01.ru/.
17. Кульбацкая Е.Р. Интернет-буллинг: сущность и формы проявления в подростковой среде // Трибуна ученого. 2022. №6. С. 473—478.
18. Кутузова Д. А. Травля в школе: мифы и реальность. URL: http://medportal. ru/budzdorova/child/625/.
19. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. Санкт Петербург: Питер, 2016. С. 583.
20. Методические рекомендации по предотвращению буллинга в школьных коллективах (для классных руководителей) / авт.-сост. О. А. Драганова, Я. В. Пономарева, Т. Н. Давыдова. Липецк : Г(О)БУ Центр «СемьЯ», 2022.
21. Павлова, А.А., Корякина, З. И. Психическое насилие как способ совершения преступления // Вестник СВФУ, 2014, том 11, № 6. С. 164-167.
22. Про каждого: травля — это не норма : метод. сборник. Челябинск, 2022.
23. Решетников, А.Ю., Клоченко, Л. Н. Психологические и правовые основы учения о психическом насилии // Вестник Российского нового университета Серия «Человек и общество». 2018. Выпуск 3. С. 100-111. DOI: 10.25586/RNU.V9276.18.04.P. 100
24. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. М. : Генезис, 2012.
25. Сидорова Т., Петраш Е. Буллинг в школе: кто виноват и что делать? // Воспитание школьников. 2022. № 3. С. 3—12.
26. Соловьев Д. Н., Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста // Науковедение. 2014. С. 1—10.
27. Тельминова А. В. Школьный буллинг в аспекте готовности будущих учителей к его профилактике // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6, №2. С. 6—12.
28. Уильямс М. «Команды под прикрытием»: переопределение репутаций и трансформация отношений травли в школьном сообществе / пер. И. Филимоновой; под ред. Д. Кутузовой. URL: https://narrlibrus.wordpress.com/2010/07/27/ mwilliams1/.
29. Федышина П. В. Способ совершения преступления: учебное пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. С. 36.
30. Щипанова Д.Е. Взаимосвязь типов кибербуллинга с личностными особенностями подростков //Новые информационные технологии в образовании и науке. 2017. С. 366-370.