Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Значимость данной работы заключается в высокой заинтересованности руководства и менеджеров организации в правильном построении деловой этики с целью повышения эффективности функционирования организации:
- преодолеть недостаток знаний сотрудников в области социальной ориентации компании, преодолеть незнание сотрудниками того, на что они ориентируются при ведении бизнеса с компанией, углубить их социальные и экономические мотивы;
- установить нормы социальных контактов между различными структурами компании не только в производственных вопросах, но и в решении личных проблем;
- осознание сотрудниками своей причастности к жизни компании и предоставление им инструментов, позволяющих сделать их работу в компании более продуктивной.
Эффективность функционирования компании определяется рядом факторов. Это и построение организационной структуры, и квалификация персонала, и внедрение мотивации на качественное выполнение работы. Однако одной из наиболее фундаментальных составляющих эффективной корпоративной деятельности можно назвать сферу взаимоотношений между сотрудниками и руководством предприятия. Как правило, такая сфера отношений не подчиняется определенным трудовым нормам, а формируется на основе этического общения на конкретном предприятии.
Развитие и поддержание этического делового общения в организации обеспечивает управляемость коллективным и общекорпоративным поведением сотрудников. Многие успешные организации активно внедряют корпоративные кодексы деловой этики и стандарты построения отношений в систему управления, разрабатывают этические кодексы для членов компании, уделяют особое внимание ритуалам и мифам внутри организации. Поэтому в последние годы этика делового общения признается одним из ключевых показателей для понимания и правильного управления человеческими ресурсами.
Предметом анализа в данной статье является процесс построения деловых отношений в компании.
Объектом являются этические аспекты формирования корпоративной этики на уровне предприятия (организации).
Целью данной курсовой работы является изучение этики деловых отношений в организации.
Для этого были определены следующие темы:
- Изучить сущность и содержание деловой этики и корпоративной культуры в организации;
- Выявить уровни и элементы организационной структуры;
- рассмотреть теоретические аспекты корпоративной этики как элемента корпоративной культуры
- описать особенности институциональных норм и определить степень их влияния на развитие предприятий и организаций
- определить особенности формирования деловой этики на современном этапе.
Поставленные цели и задачи определяют структуру исследования, которое состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.
База знаний и методы исследования при написании теоретической части исследования по проблемам формирования, изменения и развития этики делового общения и управления этими процессами были использованы труды российских и зарубежных исследователей. Среди зарубежных авторов можно отметить следующих: К. Камерон, Т. Коттер, Р. Куинн, В. Оучи, Т. Питерс, Дж. Хескетт, Р. Уотерман, Ч. Хэнди, Э. Шейн и другие. При написании прикладного раздела использовались внутренние документы анализируемых организаций.
Методологическая база исследования включает как теоретические методы, такие как сравнение, аналогия, обобщение, анализ и синтез, так и эмпирические методы, такие как наблюдение и экспертная оценка.
В главе 1 рассматриваются теоретические аспекты формирования этической среды.
В главе 2 анализируется организация процессов деятельности и культурных отношений в организациях, выявляются проблемы.
В главе 3 предлагаются пути улучшения выявленных аспектов рассматриваемой темы.
Глава 1. Природа и сущность этики деловых отношений в организации
1.1 Сущность и содержание этики деловых отношений
В обществе всегда различали понятия добра и зла. История развития разграничения этих понятий рассматривается в этике.
В центре этики находится мораль, то есть системы моральных отношений, мотивов действий, эмоций и сознания. Эти системы определяют границы «рамок» человеческих отношений, поведения и взаимодействия в обществе. Конкретное содержание этих систем (этические нормы, стандарты, правила и требования) зависит от исторического этапа развития общества, то есть от того, как общество в данный исторический период понимает категории добра и зла и какова его трактовка высшего блага. Суть высшего блага может быть политической, экономической, социальной, религиозной или какой-то другой, и каждая из этих концепций может принимать различные формы. Например, в политической сфере это может быть капиталистическая мораль, буржуазная мораль, в экономической - мораль социального рыночного хозяйства и так далее.
Изучение исторического развития морали, которая лежит в основе этики, показывает, что в разные исторические периоды существовали различия в образе мышления общества, его представлениях о мире и системе моральных ценностей.
Современное российское общество характеризуется новыми требованиями к личности, морали, поведению и мироощущению.
Необходимо проанализировать нравственное состояние общества, показать причины такого положения дел и предложить решения, которые помогут обновить моральный кодекс общества.
Термин «этика» был впервые использован древнегреческим философом Аристотелем для обозначения особой отрасли философии, моральной деятельности или учения о добродетели. Этимология слова связана с древнегреческим словом «этос» (ethos - личность). Отсюда производное «ethikos» (относящийся к морали), то есть этика - это теория морали в подлинном смысле слова. Со временем этика превратилась из отрасли философии в самостоятельную философскую область, а именно в моральную философию («мораль» и «нравственность» - синонимы, происходящие от латинского слова mores (нрав)).
Мораль - это один из основных способов нормативной регуляции поведения человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид социальных отношений. Ее существование представляет собой систему норм, принципов и ценностей, которыми руководствуются люди в своем поведении. Мораль связана с человечеством, является проявлением гуманизма и ориентирована на идеалы и образцы совершенства. Мораль помогает людям жить вместе с другими. Суть морали можно описать одним словом: взаимность. Нравственность, прежде всего, должна регулировать внутреннее состояние души человека. Если нравственные душевные качества человека не развиты, о нравственности не может быть и речи. Человек вне морали не сможет преодолеть иррациональное и животное начало в себе. Мера «прогресса» человека на пути к человекоподобному состоянию выражается в нравственности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 2004. — 415с.
2. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. — СПб.: СПбГУ, 2010. — 272с. 3. Боголюбова О. Игры доброй воли. Бизнес–журнал. — 2006. — № 2. — С.19. 4. Воеводкин Н. Ю. Социальная ответственность в системе корпоративного управления // Журнал «ARS ADMINISTRANDI» («Искусство управления»), 2011. — С. 53.
3. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по экон. специальностям / Р.Н. Ботавина. - М.: Финансы и статистика, 2012 г.
4. Виговская, М.Е. Профессиональная этика и этикет: Учебное пособие для бакалавров / М.Е. Виговская. - М.: Дашков и К, 2015. - 144 c.
5. Герчикова И. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. М.: Консалтбанкир, 2012. — C.70.
6. Джордж, Р.Т.Де Деловая этика. Т. 1 / Р.Т.Де Джордж; Пер. с англ. Р.И. Столпера. - СПб.; М. 2011 г.
7. Зарецкий А. Д., Иванова Т. Е. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика: уч. пос. Издание 2-е, доп. и перераб. — Краснодар: Просвещение-Юг, 2013. — 360 с.
8. Кабашов, С.Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления: профессиональная этика, кадровая политика, планирование карьеры / С.Ю. Кабашов. - М.: Дело АНХ, 2014. - 216 c.
9. Кайтмазов В. А., Хадарцева Л. С. Деловая этика и этический кодекс \\ Научный поиск в современном мире сборник материалов 5-й Международной научно-практической конференции. Редакционный совет (НИЦ «АПРОБАЦИЯ»): Кутаев Ш. К., Деневизюк Д. А., Сефербеков Р. И., Назаров А. Д., Эльдаров Э. М., Семиляк В. И.. 2014. С. 165–168.
10. Кайтмазов, В. А. Корпоративный этический кодекс / В. А. Кайтмазов, К. О. Полатиди. — Текст: непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 183-186. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7366/ (дата обращения: 06.05.2024).
11. Кунде Й. Корпоративная религия. СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2009. — С.16.
12. Лавриненко В. А. Психология и этика делового общения: учебник для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 386 с.
13. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми. Этикет делового человека. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2010 г.
14. Петрунин Ю. Ю. Корпоративная социальная ответственность в современной России: проблемы институционализации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). № 1. 2012. — С.61–68.
15. Подопригора М. Г. Деловая этика. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. — 116 с.
16. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 559 c.
17. Тесакова Н. Миссия и корпоративный кодекс. М.: РИП-Холдинг, 2009. — С.114. 12. Хадарцева Л. С., Кайтмазов В. А. Corporate Ethic Policy \\ Science Time. 2014. № 1(1). с. 97–100
18. Сабиров, В.Ш. Этика и нравственная жизнь человека : монография / В.Ш. Сабиров, О.С. Соина. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2010 г.
19. Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Деловое общение: практические рекомендации.- М. Изд-во РАГС, 2013 г.
20. Цвык, В.А. Профессиональная этика: Основы общей теории: Учебное пособие / В.А. Цвык. - М.: РУДН, 2014. - 288 c.