Фрагмент для ознакомления
2
Исследование ценностей человека всегда имело актуальный характер. Ценности и ценностные ориентации субъекта можно назвать индивидуальным опытом человека, поскольку всё это он постигает в течение всей своей жизни, начиная с детских лет.
В философии под ценностью понимают отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Немецкий социолог М. Вебер под ценностями понимал обобщенные цели и средства их достижения, которые могли бы обеспечить помощь каждому индивиду в осуществлении социально одобряемого выбора своего поведения в жизненно значимых ситуациях.
Система ценностей образует внутренний стержень культуры и опыта человека. Под ценностью можно также понимать усвоенное из опыта обобщенное понятие о том, что является желательным в жизни субъекта [15]. Г. Олпорт рассматривал ценности как сложную составляющую опыта каждой личности.
В основе любых ценностей всегда лежат мотивационные побуждения. Их можно рассматривать как некий личностный смысл. Ребенок осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность. Ценности человека не относятся к когнитивной составляющей. Ценности необходимо прочувствовать эмоционально. М. Рокич выделял два класса ценностей.
1. Терминальные ценности.
2. Инструментальные ценности.
Под терминальными ценностями понимают конечную цель индивидуального существования. Под инструментальными ценностями человека можно понимать, какой - либо предпочтительный образ действий в конкретных условиях.
Приоритетными являются терминальные ценности, поскольку они выражают долговременную жизненную перспективу [8]. Д.А. Леонтьев рассматривал несколько видов ценностей. Существуют терминальные ценности, к которым относят жизненные ценности, такие как семья, здоровье работа и др. большую роль в жизни человека играют ценности абстрактные, в частности, творчество, свобода, личностное развитие и др.
Большую роль в жизни субъекта играют ценности самореализации на каждом жизненном этапе. Существуют также ценности личной жизни, ценности индивидуальные.
Также Д.А Леонтьев рассматривал ценности инструментальные, среди которых он выделял ценности альтруистические, ценности этические и индивидуальные. Под этическими ценностями он понимал воспитанность и жизнерадостность, чуткость к проблемам других и честность. Под альтруистическими ценностями он понимал широту взглядов субъекта.
Большую роль в жизни человека играют ценности индивидуальные, под которыми можно понимать твёрдую силу воли, устойчивость взглядов, независимость и др.
Разные учёные выделяли различные группы ценностей, но независимо от этого, каждую из ценностей можно найти в художественных произведениях, сказках и др. [19]. Многие исследователи работали над проблемой исследования ценностных ориентаций субъекта. Проблемами ценностей как личностным опытом занимались Т. Парсонс, М. Вебер и др. отечественные социологи Н.И. Лапина, С.Г. Климова рассматривали вопросы принятия личностью различного рода ценностей.
В настоящее время существует много различных классификаций ценностей, но при этом, к примеру, в социологии данная категория не имеет однозначного толкования. Ценность может определяться желанностью, возможностью получения чувства удовлетворённости и др. [4]. Человек выстраивает свои жизненные стратегии, отталкиваясь от определенных ценностей, которые закладываются в нём с детства, в том числе, под влиянием различных воздействий, к которым можно отнести художественную литературу и сказки.
Это может в дальнейшем выступать критериями оценки, как всей жизни личности, так и его отдельных поступков, и действий. Личность формирует свой взгляд на окружающий мир и выдвигает свои мотивы на основе имеющихся у него представлений и личностного понимания, какой-либо конкретной ситуации.
Субъект перерабатывает любую информацию через призму индивидуальных и общественных ценностей и жизненного опыта. Здесь ценностные ориентации выступают как представления субъекта о главных и важных целях его жизни и деятельности.
Сущностные понятия ценность и ценностные ориентации как социальное явление выступают в качестве объекта исследования современного человекознания. Понятие ценность было введено в научный оборот в середине XIX века. Исследование ценностей человека всегда имело глубоко междисциплинарный характер.
Изучение ценностей и ценностных ориентаций человека всегда осуществлялось на стыке различных отраслей знания о человеке. Это такие области как философия, социология, психология и пр. В философии под ценностью понимается отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом.
Существует отдельная область философского познания о ценностях – это аксиология. Ценность – это приобретенное и усвоенное из опыта обобщенное и стабильное понятие о том, что является в жизни желательным.
Особенности формирования нравственных качеств у детей достаточно специфичны.
Многие исследователи, в частности, В.А. Блюмкин, Н.И. Цуканова ориентировались на такие аспекты нравственного воспитания как гуманизм, справедливость, добро. Именно в процессе нравственного воспитания у субъекта формируются и развиваются различного рода гуманные чувства, которые в дальнейшем переходят в устойчивое этическое представление. В процесе этического воспитания и формирования ценностей ребёнок понимает, что такое – уважать взрослых, быть ответственным и целеустремлённым, иметь навыки культурного поведения и др. [1].
Постепенно дети овладевают принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения. Понятия ценности и нравственность неразрывны для субъекта, поскольку одно всегда дополняет другое. С детства в человеке закладывается некий набор личностных свойств и качеств, которые можно называть нравственными. Чем прочнее в человеке эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных норм и устоев наблюдается у личности [16].
Младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к любым социальным воздействиям. Прочность и устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они сформировались и под воздействием чего.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно происходило осознанно. Нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственности того, или иного качества.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, и чтобы возникли мотивы. Появление мотива влечет за собой отношение, которое, в свою очередь формирует чувство. Чувства придают процессу формирования нравственности личностно-значимую окраску. Знание и чувство порождают потребность их в практической реализации, в поступках и поведении.
Если говорить о детском возрасте, перед глазами ребёнка всегда должен быть пример положительного героя, который проявляет образцы и примеры нравственности [5]. Практически все дети имеют повышенную восприимчивость к различного рода социальным воздействиям. Субъекты в своём развитии двигаются методом проб и ошибок. Чем раньше ребёнка воспитывают в соответствии с этическими нормами и соответствующими ценностями, тем более продуктивным будет результат. Именно по этим причинам нравственное и этическое воспитание сегодня начинается с дошкольного образования и продолжается в течение всех школьных лет.
В результате освоения жизненных правил и норм поведения в обществе ребёнок демонстрирует правильное поведение, которое отражает его отношение к существующим ценностям. Постепенно ребёнок становится самостоятельным и хорошо понимает, какого рода поступки и действия можно считать нравственными, или наоборот.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бибко, Н.С. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное народное творчество» [Текст] / Н.С. Бибко // Начальная школа N 5. – 2007. – С. 39-42.
2. Бибко, Н.С. Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки [Текст] / Н.С. Бибко // Начальная школа - 1991. - N 12. - С. 20-26.
3. Борзиева, З.М. Нравственное воспитание дошкольников / З. М. Борзиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 06.05.2024).
4. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 2007. - N 2. - С. 15-18.
5. Вольхин, М.С. Социокультурный аспект изучения басни в школе / М. С. Вольхин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1078-1082. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29475/(дата обращения: 06.05.2024).
6. Выготский, Л.С. Психология искусства. [Текст] /Л.С. Выготский - М., 2003. – 348 с.
7. Григорович, Л.А., Марцинковская. Педагогика и психология: Учеб. пособие. [Текст] / Л А. Григорович, Т.Д. Марцинковская - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
8. Евсикова, Н.Г. Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников / Н. Г. Евсикова, Л. Н. Муссугалиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 78-85. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56819/ (дата обращения: 06.05.2024).
9. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком- дошкольником литературного произведения // Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец - М.: Просвещение, 2011. - 66 с.
10. Званцова, М.Е. Русь святая, православная, богатырская (Народное творчество в детском саду): Учебно – методическое пособие [Текст] / М. Е. Званцова, Т. Д. Носова – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. – 126 с.
11. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников. [Текст] / А. Д. Кошелева - М.: Аркти, 2013. - 156 с.
12. Кузнецова, Л.В. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения [Текст] / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой - М.: Сфера, 2012. - 120 с.
13. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст] / В.М. Минаева - М.: АРКТИ, 2002. - 165 с.
14. Маматова, И.С. Художественная литература как средство нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности / И.С. Маматова, Л.П. Литвинова, Е.В. Рысаева, Л.А. Михайлюкова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11881/ (дата обращения: 06.05.2024).
15. Молько, А.В. Вопросы изучения произведений басенного жанра младшими школьниками в современной педагогический литературе / А. В. Молько, С. Э. Исламова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 535-537. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86288/ (дата обращения: 06.05.2024).
16. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Просвещение, 2002. - 256 с.
17. Пахомова, О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей [Текст] / О. Н. Пахомова - М.: Прометей, 2003. - 85 с.
18. Петрова, Г.М. О достижении воспитательных целей чтения [Текст] / Г. М. Петрова // Начальная школа. - 2010. - N 3. - С. 16-21.
19. Пропп, В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки (Собрание трудов В. Я. Проппа) [Текст] / В. Я. Пропп - М., 2000. – 204 с.
20. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М.Г. Яновская // Классный руководитель - 2013. - N 4 - С.24-29.