Фрагмент для ознакомления
2
В судебной системе Российской Федерации Конституционный суд РФ за-нимает высший уровень. Такой суд осуществляет свои полномочия вне зависи-мости от других судебных органов и осуществляет независимое и особое кон-ституционное судопроизводство с целью защиты конституционного строя Рос-сийской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает вер-ховенство Конституции как основного закона Российской Федерации, осу-ществляет как предварительный, так и последующий судебный конституцион-ный контроль. Эти положения являются нехарактерными для других судов, а значит можно говорить об особой роли Конституционного суда Российской Федерации
Помимо особых характеристик Конституционного суда Российской Фе-дерации, у него существует и специфическая задача, которая заключается в охране Конституции РФ и тех норм, которые должны быть реализованы на территории государства при помощи специально созданных органов власти.
Являясь, в первую очередь, органом федеральной власти, Конституцион-ный суд обладает рядом черт, при помощи которых его можно идентифициро-вать как судебный орган. К числу основных характеристик Конституционного суда РФ можно отнести:
- такой судебный орган создается государством и функционирует от его имени, реализуя при этом конституционное судопроизводство;
- порядок создания и функционирования такого суда определяется по-ложениями Конституции РФ и иными федеральными нормативно-правовыми актами;
- наделен собственной компетенцией, отличающей такой суд от иных су-дебных органов;
- Конституционный суд является частью системы органов государствен-ной власти государства.
В правовой среде конституционалисты часто ведут дискуссии о том, можно ли Конституционный суд выделить в системе публичной власти в от-дельный орган, представляющий собой четвертую ветвь власти. Действительно, многие аргументы Конституционного Суда РФ подтверждают тезис о том, что он является, «судом над всеми остальными судами». В подтверждении этой по-зиции мы на основе трудов ученых выделим 5 доводов:
1) Конституционный Суд РФ уточняет компетенцию судов, отделяя собственные полномочия от полномочий иных судов, что абсолютно несвой-ственно другим судам, а значит, дает право говорить об Конституционном Су-де, как об отдельном органе, представляющем принципиально новую ветвь власти;
2) Конституционный Суд РФ корректирует процессуальное законода-тельство, в свою очередь остальные суды осуществляют правосудие на основа-нии и в соответствии с ним. Это означает, что Конституционный Суд РФ регу-лирует то, что является незыблемым для других судов, проще говоря, меняет то, что для других является прописной истиной, что также говорит о ярко вы-раженном обособлении Конституционного Суда РФ от остальных судов ;
3) Конституционный Суд РФ не является кассационной, апелляцион-ной или надзорной инстанцией, не проверяет обоснованность и законность су-дебных решений и приговоров, что абсолютно не является характерным для судов общей юрисдикции;
4) Один из самых главных аргументов для нас, в пользу признания Кон-ституционного Суда РФ отдельным органом, представляющим четвертую ветвь власти, гласит, что нередко Конституционный Суд РФ выполняет функ-цию законодателя, восполняя законодательные пробелы, исключая тем самым неконституционное истолкование в правоприменительной практике.
Это положение лучше рассмотреть на примере судебной практики Кон-ституционного Суда РФ.
Во-первых, происходит конституционализация постановлений конститу-ционного суда.
Постановление Конституционного Суда РФ после политических событий в России 2011-2013 годов, в котором он постановил, что при несоответствии Конституции РФ международные договоры и принципы могут не применяться.
Затем в 2020 году был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ, где данное постановление закрепилось в Конституции РФ в виде дополнения к ст. 79 Конституции РФ «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, про-тиворечащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в РФ».
Во-вторых, сильное влияние на законодателя и законодательный процесс.
П.2 «Определение КС РФ от 17 июля 2014 г№1567-0 (о поправках)» «...Не исключается внесение в Конституцию РФ, так и в ФКЗ « О КС РФ» изме-нений, касающихся возможности проверки КС РФ закона РФ о поправке к Конституции РФ с точки зрения соответствия положениям гл.1, 2 и 9 Конститу-ции РФ до его вступления в силу, значит, до того момента, с которого внесен-ные им в Конституцию РФ поправки становятся ее неотъемлемой составной ча-стью - то есть в постановлении КС РФ указал, что он мог бы осуществлять предварительный конституционный контроль (до того момента как поправки вступят в юридическую силу), если будут внесены соответствующие изменения в Конституцию РФ и ФКЗ «О КС РФ»
В 2020 году был принят «Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 № 1 - ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных во-просов организации и функционирования публичной власти», в котором была реализована идея, предложенная в далеком 2014 еще Конституционном Судом РФ о наделении КС РФ полномочием по проверке закона о поправках.
В законе о поправках появилась ст.3, согласно которой «после вступле-ния в силу настоящего Закона Президент РФ направляет в КС РФ запрос о со-ответствии положениям гл.1, 2 и 9 Конституции РФ, не вступивших в силу по-ложений настоящего Закона о поправках. Иными словами, КС РФ по закону РФ о поправках получил право на конституционный контроль положений за-кона РФ о поправках, которые не вступили в силу.
5) Решения Конституционного Суда РФ характеризуются особыми юри-дическими свойствами, к которым относятся общеобязательность, окончатель-ность, непосредственность действия, непреодолимость, что в конечном итоге свидетельствует об их нормативности, распространении действия не только на заявителей, но и иных субъектов права, включая все суды.
Осуществление конституционного правосудия направлено на обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ. При этом суд очерчивает правовые границы влияния государства на общество, осуществляет защиту прав и свобод граждан, разрешает различные спорные ситуации между орга-нами публичной власти.
Конституционный суд РФ необходим стране с целью обеспечения и защи-ты прав и свобод человека, правового развития общества, социальной ста-бильности, целостности и суверенности российского государства . Он занял особое, обособленное место в системе правосудия.
Решения Конституционного суда РФ содержат важные правовые позиции для правоприменителей, которые способны восполнить те пробелы, которые сегодня имеются в российском законодательстве. Также важность решений Конституционного суда проявляется в разрешении проблем устранения проти-воречивости нормативно-правовых актов, которые также имеют место быть в российском законодательстве.
Тема определения места Конституционного Суда Российской Федерации в российской судебной системе актуальна до сих пор, так как нет однозначного мнения учёных и судей самого Конституционного Суда Российской Федерации. По сей день ведётся дискуссия среди многих видных учёных. Конституционный суд, в основном, относят к судебной ветви власти, законодательной ветви вла-сти, однако мы придерживаемся мнения тех ученых, которые выделяют от-дельную ветвь власть и место Конституционного Суда Российской Федерации как «конституционно-надзорного» органа.
Таким образом, сегодня Конституционный суд является важным судеб-ным органом, определяющим законность нормативно-правых актов нормам Конституции РФ.
1.2. Состав, порядок образования, срок полномочий и аппарат КС РФ
Конституционный суд РФ - это высший судебный орган конституционно-го контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть само-стоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод челове-ка и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.
Состав Конституционного суда: на данный момент состоит из 11 судей, начиная с 1 июля 2020 года.
Разберём структуру Конституционного суда. Он состоит из председателя, который формируется по представлению Президента России и назначается Со-ветом Федерации. Срок полномочий: 6 лет; заместителя председателя: назнача-ется на должность Советом Федерации по представлению Президента Россий-ской Федерации Срок полномочий: 6 лет, а также оставшиеся 9 судей, срок полномочий у которых отсутствует.
В Аппарат Конституционного Суда входят: Секретариат, Управление государственной службы и кадров, Финансовое управление, Управление дела-ми, Отдел внутреннего финансового аудита и анализа и Представительство Конституционного Суда в Москве.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Российская газета от 16 марта 2020 г. № 55.
3. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
Документальные источники
2. По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация»: Постановление Конституционного суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П // СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3101.
3. По делу о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и постановлений пленумов Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации, регулирующих данные вопросы. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1993 г. № 1–П // Ведомости СНД и ВС РФ. 08.04.1993. № 14. Ст. 508.
4. По делу о проверке конституционности положения части 2 статьи 10 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Камчатского края. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 26–П // Собр. законодательства РФ. 26.11.2012. № 48. Ст. 6744.
5. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Игнатенко Александра Юрьевича и Игнатенко Ираиды Алексеевны на нарушение их конституционных прав частью шестой статьи 35 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 № 484–О. URL: http:// www.consultant.ru.
6. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Игнатенко Александра Юрьевича и Игнатенко Ираиды Алексеевны на нарушение их конституционных прав частью шестой статьи 35 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 № 484–О. URL: http:// www.consultant.ru.
7. По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Горностаевой. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2018 года № 10–П//Собрание законодательства РФ. 05.03.2018. N 10. ст. 1571.
Научная и специальная литература
8. Барри, Д. Конституционный суд России глазами американского юриста / Д. Барри // Государство и право. 1993. № 12. С. 8.
9. Беньяминова, С. А. Виды конституционно-правовых споров, разрешаемых Конституционным Судом Российской Федерации / С. А. Беньяминова // Вестник Российской правовой академии. 2019. № 1. С. 42 - 50.
10. Беньяминова, С.А. Право на конституционное судопроизводство как элемент правового статуса гражданина / С. А. Беньяминова // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 10. С. 143-150.
11. Бляшкина Н. А. Конституционный Суд Российской Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации / Н.А. Бляшкина // Инновации в науке. 2018. №6. С. 65-71.
12. Бондарь, Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия / Н.С. Бондарь. М. : ЗАО Юстицинформ, 2005. 327 с.
13. Бондарь, Н. С. Конституционный Суд Российской Федерации – гарант социальных прав граждан / Н.С. Бондарь // Право и власть. 2002. № 2. С.45.
14. Гарифуллина, А.Р. Конституционный контроль во Французской и Хорватской республиках: вопросы теории и практики / А.Р. Гарифуллина, Л.В. Юн // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: сборник научных трудов IV Международной конференции профессорско-преподавательского состава. 2020. С. 196-203.
15. Догузова, О.Р. Право граждан на конституционное судопроизводство как способ разрешения конституционно-правового спора / О.Р. Догузова //В сборнике: Перспективы развития АПК в современных условиях. Материалы 10-й Международной научно-практической конференции. Владикавказ, 2021. С. 250-252.
16. Замотаева, Е.К. Судебный нормоконтроль как способ разрешения конституционно-правовых споров в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Е.К. Замотаева. М., 2005. 270 с.
17. Калоева, М.А. Содержание права граждан на конституционное судопроизводство / М.А. Калоева // В сборнике: Научное обеспечение сельского хозяйства горных и предгорных территорий. Материалы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Владикавказ, 2021. С. 286-288.
18. Койбаев, Б.Г. Государственная власть и институты гражданского общества в конституционно-правовом пространстве Российской Федерации / Б.Г. Койбаев // Гуманитарные и юридические исследования. 2015. № 3. С. 62-67.
19. Курочкина, К. С. Конституционный Суд в судебной системе Российской Федерации / К.С. Курочкина // Молодой ученый. 2021. № 23 (365). С. 211-213.
20. Маркина, Е. В. К вопросу о расширении полномочий Конституционного Суда РФ в контексте внесения поправок к Конституции РФ / Е.В. Маркина // VII Донской юридический форум: Сборник материалов Национальной научно-практической конференции. 2020. С. 57-59.
21. Мильчакова, О.В. Разрешение юрисдикционных споров (споров о компетенции) в Конституционном Суде / О.В. Мильчакова // Административное и муниципальное право. 2014. № 1. С.100.
22. Миронова, Т. К. О роли Конституционного суда в расширении сферы действия законов о социальном обеспечении / Т.К. Миронова // Вопросы российского и международного права. 2015. № 12. С. 72–102.
23. Насырова (Хабриева), Т.Я. Конституционный контроль / Т.Я. Насырова (Хабриева). М.: Норма, 2019. 410 с.
24. Несмеянова, С.Э. К вопросу о развитии конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации / С.Э. Несмеянова // Российский юридический журнал. 1998. № 1. С. 106-115.
25. Овсепян, Ж. И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации: проблемы деполизации (сравнительный анализ) / Ж.И. Овсепян // Государство и право. 1996. № 1. С. 36.
26. Рафалюк, Е.Е. Реализация правовых моделей: проблемы и поиск решений / Е.Е. Рафалюк, Н.В. Кичигин // Журнал российского права. 2014. № 5. С. 35-140.
27. Рустемов, К. Б. Проблемы деятельности Конституционного суда Российской Федерации / К.Б. Рустемов // Молодой ученый. 2021. № 24 (366). С. 133-135.
28. Сайбулаева, С. А. Функции Конституционного Суда Российской Федерации: некоторые вопросы теории и практики / С.А. Сайбулаева. Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2, том 1, 2018. С.1-9.
29. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. М. : Азбуковник, 2007. 1293 с.
30. Тхабисимова, Л.А. Практика конституционного суда РФ по вопросам защиты социальных прав граждан Российской Федерации / Л.А. Тхабисимова // Конституционно–правовые основы развития Республики Беларусь как социального государства в современных условиях. Материалы международной научно–практической конференции. Редколлегия: Г.А. Василевич (отв. ред.) [и др.]. 2019. С. 55–61.
31. Уксусова, Е.Е. Гражданское и административное судопроизводство: системные аспекты взаимосвязи / Е.Е. Уксусова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N° 5. С. 69-82.
32. Юн, Л.В. Нравственные основы современного правопонимания: общетеоретические аспекты / Л.В. Юн // Проблемы высшего образования и современные тенденции социогуманитарного знания (VIII Арсентьевские чтения): сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. 2020. С. 84-86.
Учебники и учебные пособия
33. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов . М. : Норма, 2008. 759 с.
34. Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / А.В. Безруков. М.: Юстицинформ, 2015. 634 с.
35. Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма: Инфра-М, 2015. 623 с.
36. Остапович И.Ю. Судебный конституционный контроль и нормотворчество: проблемы соотношения: учеб. пособ. / И.Ю. Остапович М.: РИОР: Инфра-М, 2015. 230 с.
37. Шахрай, С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. - 4-е изд., изм. и доп. / С.М. Шахрай М.: Статут, 2017. 752 с.