Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В современной образовательной среде, которая регламентируется требованиями ФГОС на каждой образовательной ступени, начиная от дошкольных организаций и заканчивая вузами, одних лишь экологических знаний и умений субъектов недостаточно, чтобы до конца понимать все те экологические проблемы, которые сегодня существуют в обществе.
Необходимо с раннего детства формировать активную позицию подрастающего поколения и молодёжи, чтобы это в дальнейшем могло служить гарантом сохранения природы и окружающей среды. Обществу пришлось обратить внимание на экологическую составляющую, и сейчас, недостаточно знать и понимать, что проблемы подобного рода существуют. Их необходимо решать всем миром. Образованная современная личность сама формирует отношение к собственным экологически целесообразным действиям.
Перед образовательной средой стоит вопрос главенствующего значения экологического образования и становления личности, которые бы соответствовали всем этим требованиям. Чтобы субъекты образования заботились не только о своём собственном совершенствовании, саморазвитии и благополучии, но и прониклись бы заботой об окружающей природе, мире, человечестве.
В настоящее время существует много образовательных технологий, которые позволяют подходить к решению такого рода вопросов индивидуально и дифференцированно. Для дошкольников также существуют различные технологии и методики, которые позволяют развивать детей и закладывать основы экологической образованности, которые в дальнейшем обеспечат им правильное понимание вопросов экологической культуры и экологической воспитанности. Этим процессам способствует средство экологического образования детей с ОНР «Экологическая тропа».
ФГОС ДО для дошкольников сегодня также предусматривает реализацию инновационных педагогических технологий, реализуемых в деятельностном и личностно ориентированном подходе. Экологическая тропа позволяет это учитывать в воспитательно-развивающем процессе дошкольного образования. В ДОУ сегодня педагоги часто используют исследовательские и проектные технологии.
Несмотря на множество подходов к исследованию экологического образования, эта проблема требует всестороннего дальнейшего изучения и сегодня можно говорить о том, что существует противоречие между обязательным экологическим образованием дошкольников и недостаточностью дидактических, методических и диагностических материалов. Проблема исследования заключается в педагогической целесообразности использования экологической тропы как средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: разработать и апробировать конспекты педагогических мероприятий по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с использованием экологической тропы.
Задачи:
-изучить проблему экологического образования детей старшего дошкольного возраста в научно-методических источниках;
-рассмотреть методику экологического образования детей с ОНР старшего дошкольного возраста;
-изучить особенности проведения экологической тропы как средства экологического образования детей с ОНР старшего дошкольного возраста;
-провести диагностику уровня экологического образования детей с ОНР старшей группы;
- разработать и апробировать на практике конспекты педагогических мероприятий по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с использованием экологической тропы.
-сформулировать выводы и рекомендации по организации и проведению экологической тропы как средства экологического образования детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: экологическое образование детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс экологического образования старших дошкольников с ОНР посредством проведения педагогических мероприятий на экологической тропе.
Методологическую основы исследования составляют исследования педагогов и методистов Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой и др.
Новизна исследования заключается в расширении понятия экологическое образование старших дошкольников с ОНР и уточнение отдельных понятий в области экологического образования.
Практическая значимость состоит в разработке конспектов педагогических мероприятий по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с использованием экологической тропы.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
1.1. Проблема экологического образования детей старшего
дошкольного возраста посредством экологической тропы
Осознание экологических проблем современной цивилизацией выдвигает перед образованием новые задачи, поскольку именно образование является фактором, изменяющим сознание человека. Задача ДОУ сегодня - сформировать сознательное отношение дошкольников к экологическим проблемам окружающей среды. На практике это должно пронизывать все направления деятельности ДОУ, поскольку экологическое содержание достаточно обширно.
Современный образовательный процесс сегодня регламентируют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). ДОУ работают в рамках ФГОС ДО (дошкольное образование). Элементы экологической направленности при работе с дошкольниками можно использовать как в рамках учебных занятий, так и в ходе игровой деятельности детей [8].
Под экологической тропой в ДОУ понимают специально оборудованную в образовательных и воспитательных целях природную территорию. Это маршрут, который проходит через различные природные объекты. Такого рода объекты имеют эстетическую и природоохранную ценность. Здесь дошкольники имеют возможность получить важную экологическую информацию.
Задачами экологической тропы является:
-развитие эстетических и нравственных чувств ребёнка;
-формирование системы экологических представлений и знаний;
-участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Благодаря экологической тропе воспитатель имеет возможность расширять представления дошкольников о растениях, насекомых, животных, птицах. У детей активно развивается познавательный интерес и формируются первоначальные представления о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях и др. При этом у ребёнка формируется чувство близости к природе. У него появляется стремление и желание заботиться о природе и бережно к ней относиться.
Необходимо, чтобы экологическое образование затрагивало все виды деятельности детей старшего дошкольного возраста. Чтобы экологическое содержание образования было отражено как в основном содержании дошкольного обучения и развития детей, так и в содержании различного рода практических мероприятий, к каким можно отнести деятельность детей на экологической тропе.
Необходимо чтобы в ДОУ в обязательном порядке сохранялась преемственность экологического содержания. В многочисленных исследованиях учёных рассматривается важность экологического образования в образовательной организации [15]. В ДОУ происходит интенсивное накопление знаний детей об окружающем мире, способствующее становлению личности и началу формирования экологической образованности дошкольника (Симонова, 1998).
У детей необходимо развивать способности анализа экологических ситуаций и альтернативное мышление, способствующее правильному выбору способов решения экологических проблем. Как главную цель экологического образования можно отметить формирование экологической культуры, то есть, совокупности экологического знания, сознания и ценностных ориентаций в области экологии.
Главная задача педагога уметь отбирать оптимальные образовательные технологии и методики, которые максимально активизируют продуктивную деятельность старших дошкольников. Для этих целей педагоги ДОУ чаще всего используют исследовательские и проектные технологии, оптимальные для дошкольников и реализуемые на основе практической деятельности на экологической тропе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова, В.К. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка [Текст] / В.К. Абраменкова. – М.: Яуза, Эксмо. - Лепта Книга, 2016. – 640 с.
2. Алексеев, С. В. Идея ценности в системе экологического образования дошкольников и младших школьников [Текст]/ С. В. Алексеев, Л. В. Симонова // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 19-22.
3. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников [Текст] / Е.И. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2018. – N 9. – С. 65-69; N 8 – С. 65-69.
4. Андреева, А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2018. – No 5. – С. 101-114.
5. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей [Текст] / Н.Е. Анкудинова // Психология дошкольника. Хрестоматия: для студ. сред. учеб. заведений / составитель Г. А. Урунтаева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 212-225.
6. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2017. – 288 с.
7. Базулина, И.В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом [Текст] / И.В. Базулина // Начальная школа. -2011. - №12. - С. 43-45.
8. Барашкина, С.Б. Учёт уровня сформированности представлений и понятий дошкольников и младших школьников в процессе организации наблюдений [Текст]/ С.Б. Барашкина // Начальная школа. - 2016. - №6. С.9-13.
9. Бобылева, Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников [Текст]/ Л. Д. Бобылева, О. В. Бобылева // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 64-75.
10. Груничева, Е.В. Развитие экологической культуры в рамках сотрудничества с родителями как субъектами образовательного процесса. [Электрон. ресурс].– Режим доступа: http://viro.edu.ru/attachments/article/4072/Grunicheva%20E.V..pdf (дата обращения: 08.05.2024).
11. Давыдова, В.М. Через игру к социализации личности [Текст] / В.М. Давыдова // Воспитание школьников. – 2011. – N 9. – С. 30-32.
12. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 128 с.
13. Иванов, С.А. Генезис детских экологических практик: от изучения экосистем - к сенсорному взаимодействию с природой [Текст] / С.А. Иванов // Научный диалог. 2018. № 9 (57). – С. 283-296.
14. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 2015. – 112 с.
15. Комарова, Н.Ф. Диагностика игры детей [Текст]: методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. – Н-Новгород: НГПИ им. Горького, 2012. – 21 с.
16. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Т.С. Комарова, И. И. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 231 с.
17. Курбатова, А.С. Влияние педагогических факторов на нравственное развитие дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №1. С.185-188. Режим доступа: https://expeducation.ru/ra/article/view?id=9416 (дата обращения: 08.05.2024).
18. Курбатова, А. С. Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие [Электронный ресурс] / Ханова Т.Г. // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=25796 (дата обращения: 08.05.2024).
19. Литвинова, Н.В. Игровая деятельность детей – важнейший базовый компонент дошкольного образования [Текст] / Н.В. Литвинова // Образование и педагогическая наука. – Мн., 2007. – Сер. 5. – Вып. 1 – С. 115-124.
20. Мингалеева, М.Т. Этнокультурные образовательные технологии в экологическом образовании и воспитании [Текст] / М.Т. Мингалеева // Биология в школе. – М., 2017 – № 5. – С.57-61.
21. Огаркова, И. В. Формирование экологической культуры. [Электрон. ресурс].– Режим доступа: http://festival.1september.ru/authors/103-682-905;
http://festival.1september.ru/articles/524725/ (дата обращения: 08.05.2024).
22. Пастюк, О.В. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка [Текст] /О В. Пастюк, И.А. Бережнова, Ю.В. Скоромнова // Дошкольное воспитание. – 2003. – N 11. – С. 35-42.
23. Система дидактических игр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alma-mater-spb.ru/wp-content/uploads/2012/10/games.pdf (дата обращения: 30.11.2023).
24. Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей самостоятельности в игровой деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – No 1. - Режим доступа http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8172 (дата обращения: 08.05.2024).
25. Файнберг, С.У. каждого ребенка свой темперамент и характер [Текст]/ С.У. Файнберг // Дошкольное воспитание. – 2011. – N 2. – С. 52-62.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ No 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 08.05.2024).
27. Шипунова, Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / в 2-х ч. Ч. 1 / Т. Я. Шипунова. –Новосибирск: [РПО СО РАСХН], 2014. – 272 с.
28. Экологическое воспитание, образование и просвещение. Режим
доступа: http://www.naukograd-dubna.ru (дата обращения: 08.05.2024).