Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Рынок труда - это совокупность экономических отношений между спросом на рабочую силу и ее предложением на рынке труда. Текущая ситуация на отечественном рынке труда характеризуется дисбалансом соотношения спроса и предложения рабочей силы, который носит застойный характер и препятствует перемещению работников между организациями и секторами экономики.
В сложившейся ситуации политика страны на рынке труда не должна быть направлена только на поиск оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Влияние национального регулирования не должно мешать требованиям экономической эффективности, которая подразумевает мобильность рабочей силы и высвобождение избыточных работников. Достаточно высокий уровень занятости должен поддерживаться не за счет удержания избыточного числа работников, а за счет создания новых рабочих мест, сокращения потребности в занятости и т.д.
Сегодня методологические и теоретические аспекты государственного регулирования занятости нуждаются во всестороннем изучении и глубокой проработке для достижения наилучшего использования трудовых ресурсов общества.
Рынок труда регулируется не только службами занятости. В него также входят учреждения общего и профессионального образования, которые непосредственно влияют на квалификацию тех, кто может выйти на рынок труда, учреждения, обеспечивающие поддержку занятости инвалидов, центры профессиональной ориентации для молодежи и центры для тех, чья квалификация больше не нужна в связи с технологическими изменениями.
Однако среди этих многочисленных заинтересованных сторон агентства службы занятости играют главную роль. Чем лучше они выполняют эту роль, тем лучше будет рынок труда.
Государственная служба занятости - это специальная организация, финансируемая из государственного бюджета, которая выступает в качестве безвозмездного посредника не только для работодателей, но и для соискателей. Государственные службы занятости трудоустраивают людей всех уровней и квалификаций на предприятия, но часто и на государственную службу; одним из условий регистрации в службе занятости является то, что человек должен быть безработным.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что национальная политика занятости - это комплекс мер, влияющих на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Активная национальная политика занятости может быть реализована путем создания и реализации региональных и федеральных программ занятости. Эти программы разрабатываются с учетом текущей ситуации на рынке труда и скорректированных прогнозов его развития. На всех уровнях власти важными формами реализации национальной политики занятости являются федеральные, региональные и местные (города, районы) программы.
Важно проанализировать широкий круг вопросов, связанных с деятельностью национальной системы регулирования занятости и ее трансформацией по мере роста национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности. Важность этого анализа особенно возрастает сегодня в связи с новым организационно-управленческим подходом к государственному регулированию занятости, т.е. передачей значительной части полномочий в этой сфере из федерального центра на уровень субъектов РФ.
Объект исследования – общественные отношения, регулирующие систему государственной политики занятости в российской экономике.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие государственную политику занятости в российской экономике.
Цель курсовой работы – анализ государственной политики занятости в российской экономике.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть рынок труда и государственная политика занятости: мировой опыт и РФ;
2.исследовать государственную систему занятости РФ: структуру, основные направления развития;
3.проанализировать основные модели государственной политики занятости ;
4.определить особенности управления рынком занятости в РФ на современном этапе.
Нормативно - правовую базу исследования составили: Конституция РФ, иные нормативные акты по теме исследования.
Теоретическую основу исследования составили научные издания по исследуемой проблематике, статьи в периодических изданиях по исследуемой проблематике. При написании работы использовались научные труды следующих авторов: Антипьева Н.В., Афанасьев С., Багдасарян И.А., Гайдин Д., Григорьев И.В., Демидова И., Зайков Д.Е., Жабровский Р.А., Капитонова Е.А., Кириченко Н.С., Александрова Н.Г., Потапова Н.Д., Потапов А.В., Савин И.Г., Фартуков Д.Н., Поплавская Н.Н., Дорогин Р.В. и другие авторы.
Методологическую основу работы составляют диалектический, правовой, сравнительно-правовой и формально-логический методы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем государственной политики занятости в российской экономике.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Рынок труда и государственная политика занятости в сфере экономики
1.1.Рынок труда и государственная политика занятости: мировой опыт и РФ
Программа поддержки занятости населения, реализуемая в 2023 году, будет продолжена в 2024 году, об этом сообщил глава Минтруда России Антон Кочаков на заседании Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Из федерального бюджета в 2024 году будет профинансировано как бесплатное переобучение населения в рамках государственного проекта "Демография", так и дополнительные меры поддержки занятости, реализуемые в 2023 году. Эти меры соответствуют текущей ситуации на рынке труда и помогут компаниям найти сотрудников с необходимой квалификацией и повысить квалификацию своих коллективов.
В ближайшие три года (2024-2026 гг.) бесплатную переподготовку по специальностям, востребованным на рынке труда, пройдут более 200 000 человек. Это ветераны рынка труда, граждане старше 50 лет, предпенсионеры, женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, и отдельные категории молодежи.
В 2024 году планируется также оказать финансовую помощь на временные работы около 9 000 работников предприятий. Правительство РФ обеспечит программы переобучения более 8 тыс. работников предприятий оборонно-промышленного комплекса и предоставит возможность участия в оплачиваемых общественных работах более 6 тыс. безработных, зарегистрированных в органах службы занятости.
Более 62,3 млрд рублей планируется выделить в России в 2024 году на реализацию государственной программы "Содействие занятости населения"[ Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 (ред. от 22.09.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, N 18 (часть I), ст. 2147. ]. Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Содействие занятости населения", в 2024 году составят 62 343,0 млн рублей, в 2025 году - 64 683,0 млн рублей и в 2026 году - 64 706,1 млн рублей".
На федеральный проект "Содействие занятости" по законопроекту в 2024 году планируют направить 7,9 млрд рублей, в 2025 году - 8,2 млрд рублей, в 2026 году - 5,6 млрд рублей. Кроме того, на комплекс процессных мероприятий "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" в 2024 году предусмотрено 47 млрд рублей, в 2025 году - 49,4 млрд рублей, в 2026 году - 51,9 млрд рублей.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Декларация Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (принята в г. Женева 18.06.1998)// Российская газета", N 238, 16.12.1998
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
3.Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 25.12.2023) "О занятости населения в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1915
4.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 (ред. от 22.09.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть I), ст. 2147.
5.Письмо Минтруда России от 26.05.2022 № 16-2/10/В-6840 О направлении разъяснений об организации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" // Официальные документы в образовании, № 24, август, 2022 (разъяснения)
6.Анненская Н.Е., Криничанский К.В. Управление государственным долгом: вопросы совершенствования системы целевых индикаторов государственных программ в сфере государственных финансов// Банковские услуги.-2021.-№9.-С. 11-17.
7.Бенасси Ж.-П. Макроэкономическая теория. Академический учебник [текст]- пер. с англ. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХ и ГС, 2022.- 592с.
8.Бурганов Р.А. Экономическая теория [текст]: учебник. - М: НИЦ ИНФРА-М.- 2023. -416с.
9.Горюнов Е.Л. Монетизация экономики: показатель, который ничего не показывает//Вопросы экономики Вопросы экономики. – 2023. – № 3. – с. 126–158.
10.Гусева Т.С., Клепалова Ю.И. Проблемы эффективности правового регулирования отношений в сфере содействия занятости населения и социальной защиты безработных в Российской Федерации // Журнал российского права. 2023. N 8. С. 54 - 69.
11.Доклад МОТ Перспективы занятости и социальной защиты в мире: тенденции-2024: https://www.ilo.org/ru/resource/news/doklad-mot-v-2024-godu-uroven-bezraboticy-v-mire-budet-rasti-ozabochennost
12.Кочурова Л.И., Харлампенков Е.И., Клещевский Ю.Н., Энгель С.Л., Андреев В.В. Особенности развития экономики России на современном этапе. // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.- 2020.-№6.-С.45-53
13.Кульков, В. М. Макроэкономика : учебник и практикум для вузов / В. М. Кульков, И. М. Теняков. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 324 с.
14.Макроэкономика : учебник для вузов / под общей редакцией В. Ф. Максимовой. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 155 с.
15.Макроэкономика : учебник для вузов / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 477 с.
16.Макроэкономика : учебник для вузов / под общей редакцией В. Ф. Максимовой. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 171 с.
17.Парушина Н.В. Государственная политика в области руда и занятости населения в условиях санкционной экономики // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 7. – С. 77-82.
18.Скачкова Г.С. "Серебряный" возраст на рынке труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2023. N 1. С. 23 - 25.
19.Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие / Н.В. Антонова, С.В. Каменская, Т.Ю. Коршунова и др.; отв. ред. Т.Ю. Коршунова. М.: КОНТРАКТ, 2024. 248 с.
20.Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография / В.Н. Бобков, И.В. Войтковская, С.Ю. Головина и др.; под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных. Москва: Проспект, 2022. 256 с.