Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Современная хореография является уникальным и многофасетным искусством, отражающим современные культурные, социальные и эстетические тенденции. В последние десятилетия это направление искусства претерпело значительные изменения, расширив свои границы и обогатившись разнообразными формами и жанрами. Анализ видов, форм и жанров современной хореографии, а также их драматургического воплощения, представляет собой актуальную и значимую задачу для исследования.
Целью исследования является осмысление разнообразия и творческого потенциала современной хореографии, а также выявление основных принципов её драматургического воплощения.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Изучить основные понятия и определения, характеризующие современную хореографию и её драматургическое воплощение.
2. Проанализировать исторический контекст развития современной хореографии, выявив ключевые этапы и тенденции.
3. Классифицировать виды, формы и жанры современной хореографии и проанализировать их особенности.
4. Рассмотреть драматургические аспекты воплощения современной хореографии на сцене, включая сценарий, музыкальное сопровождение, декорации и другие элементы.
5. Проанализировать примеры известных произведений современной хореографии с точки зрения их драматургического воплощения.
Предметом исследования являются различные аспекты современной хореографии и её драматургического воплощения, включая виды, формы, жанры, и методы создания хореографических произведений.
Объектом исследования являются современные хореографические произведения и их драматургическое воплощение на сцене.
Методология исследования предполагает комплексный анализ литературных источников, научных работ, интервью с хореографами и исполнителями, а также изучение видеоматериалов. Применение сравнительного анализа, исторического исследования и методов критического анализа позволит осветить широкий спектр аспектов современной хореографии и её драматургического воплощения.
Таким образом, данное исследование направлено на более глубокое понимание современной хореографии как искусства, а также на выявление основных закономерностей и тенденций в её драматургическом воплощении на сцене.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ
1.1 Хореография и драматургия: определение, значение и история развития
Хореография и драматургия тесно связаны, формируя основу для создания хореографических произведений, которые передают смысл, эмоции и идеи через движение тела. Слово "драматургия" происходит от древнегреческого "драма", что переводится как "действие". Исторически этот термин был связан в первую очередь с драмой, но со временем его применение расширилось и охватило различные виды искусства, включая хореографию.
В хореографических произведениях драматургия строится на основе сюжетного развития, который происходит в определенной жизненной ситуации и развивается в течение музыкально-хореографического действия. Этот сюжетный конфликт может быть как явным, так и символическим, отражая разнообразные темы и идеи.
Формы драматургии в хореографии многообразны и могут варьироваться в зависимости от конкретного произведения. Среди них:
1. Сольный танец (вариация или монолог): Один исполнитель выступает в качестве главного действующего лица, рассказывая свою историю или выражая свои чувства и эмоции через движение.
2. Дуэтный танец: Два исполнителя выступают вместе, выражая единое состояние или противоречия между героями. Этот вид танца может подчеркнуть близость или разрыв между персонажами.
3. Ансамблевый танец: Группа танцоров выступает вместе, передавая коллективные эмоции или идеи. Этот вид танца может быть как единственным фокусом в произведении, так и дополнять действие солистов.
4. Массовый танец: Этот вид танца может иметь как реалистическое, так и символическое значение, изображая массовые сцены или эмоциональную поддержку для главных героев.
В высокоразвитых образцах балетного театра драматургия часто основана на гармоничном единстве сценария, музыки и хореографии. Все элементы произведения — музыка, движение, костюмы, декорации — служат единому целому, создавая глубокое впечатление на зрителя и передавая эмоциональную и интеллектуальную суть произведения.
Хореография, сущность которой происходит от древнегреческого слова "χορεία" (khoreia), означающего "хороводная пляска" или "хоровод", является объединяющим термином для различных аспектов танцевального искусства и культуры. В её понятие входят исполнительство, методика обучения и творческая работа балетмейстеров. Она не только передает эстетическое удовольствие и развлечение, но и часто является средством для выражения и коммуникации идей, эмоций и социокультурных контекстов.
Суть хореографии заключается в способности передавать мысли, чувства и переживания человека через движение и мимику, без использования слов. Танец становится уникальным языком, который может обогатить наше понимание мира и самих себя.
История хореографии берёт своё начало в древности. Ещё в первобытных обществах существовали танцы, изображающие трудовые процессы, имитирующие движения животных, а также магические и воинственные танцы, через которые человек обращался к силам природы и укреплял социокультурные связи.
В средневековье хореографическому искусству часто накладывались запреты и табу. Однако эпоха Возрождения стала временем возрождения интереса к танцу. Настоящий расцвет хореографии пришёл в XVII веке, когда во Франции была создана Королевская академия танца.
Одной из самых сложных форм профессиональной хореографии является классический балет. Его основателем считается французский балетмейстер Жан-Жорж Новерр, который акцентировал внимание на взаимосвязи танца с музыкой и театральным действом. Балет стал одним из наиболее изысканных и элегантных видов хореографии, прославившимся своими изысканными движениями, выразительностью и эмоциональной глубиной.
Драматургия, происходящая от древнегреческого "δραματουργία" (dramatourgia), что означает "сочинение или постановка драматических произведений", представляет собой как теорию, так и искусство создания драматических произведений и сюжетно-образных концепций. Она включает в себя как творческий процесс, так и сюжетно-композиционные элементы драматических произведений, спектаклей и фильмов.
Значение драматургии многообразно:
1. Совокупность драматических произведений: Драматургия может включать в себя все произведения отдельного писателя, страны или народа, отражая их культурные и литературные традиции и особенности эпохи.
2. Сюжетно-композиционная основа спектакля или фильма: В контексте театра и кино драматургия служит основой для развития сюжета, создания персонажей и определения структуры произведения.
История развития драматургии берёт своё начало в Древней Греции на рубеже VI–V веков до н.э. В этот период появляются первые драматические произведения трагедии и комедии, созданные такими великими драматургами, как Эсхил, Софокл и Еврипид.
В эпоху Возрождения драматургия переживает новое расцвет, когда возвращаются к жизни жанры трагедии и комедии, вдохновленные античными образцами.
На пороге Нового времени начинается "второй золотой век драмы", когда возникают новые литературные направления, влияющие на формирование драматического искусства. В этот период зарождаются шедевры таких драматургов, как Уильям Шекспир и Феликс Лопе де Вега.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виды и стили современных танцев: обзор основных жанров, их история появления и особенности [Электронный ресурс] URL: https://labocadance.ru/stati/vidy-sovremennyh-tancev/ (Дата обращения: 09.05.2024)
2. Виды современных танцев [Электронный ресурс] URL: https://todes-spb.ru/article-vidy-sovremennyh-tancev (Дата обращения: 09.05.2024)
3. Галкин А. С. Хореография // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал – URL: https://bigenc.ru/c/khoreografiia-7ada74/?v=9043536. – Дата публикации: 14.06.2022. – Дата обновления: 17.11.2023
4. Драматургия // Большая российская энциклопедия. Том 9. Москва, 2007, стр. 324
5. Драматургия [Электронный ресурс] URL: https://kartaslov.ru/карта-знаний/Драматургия (Дата обращения: 09.05.2024)
6. Драматургия балета [Электронный ресурс] URL: https://www.belcanto.ru/ballet_daramaturgia.html (Дата обращения: 09.05.2024)
7. История хореографии [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/ap/sites/ap.nsportal.ru/files/2022/10/27/2._istoriya_horeografii.pdf (Дата обращения: 09.05.2024)
8. Кирьянкова А.П., Комович С.Э. Особенности выразительных средств и композиционных приемов в современной хореографии // The Scientific Heritage. 2020. №46-6 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vyrazitelnyh-sredstv-i-kompozitsionnyh-priemov-v-sovremennoy-horeografii (дата обращения: 11.05.2024).
9. Котова Л. В., История развития современного танца. 2022 [Электронный ресурс] URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/istoriya-razvitiya-sovremennogo-tanca.3519814870/ (Дата обращения: 09.05.2024)
10. Кочеров Е.В. Специфика современного хореографического искусства как феномена культуры России // Кронос. 2021. №11 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sovremennogo-horeograficheskogo-iskusstva-kak-fenomena-kultury-rossii (дата обращения: 11.05.2024).
11. Луков В. А. Мировая драматургия // Знание. Понимание. Умение. 2007. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovaya-dramaturgiya (дата обращения: 09.05.2024).
12. Мокрова А.А., Жидков А.А. Основные виды хореографического искусства // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/01/26402 (дата обращения: 05.05.2024).
13. Основы хореографическрй драматургии [Электронный ресурс] URL: https://studylib.ru/doc/887738/osnovy-horeograficheskrj-dramaturgii (Дата обращения: 09.05.2024)
14. Панько К.А., Хуснетдинова С.Ю. Хореография в театрализованном представлении // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018029963 (дата обращения: 10.05.2024)
15. Попова Е. С., Иванова Н. А. Особенности драматургии эстрадно-спортивных танцев // Актуальные исследования. 2020. №4 (7). С. 26-29. URL: https://apni.ru/article/osobennosti-dramaturgii-estradno-sportivnikh
16. Поповичев А.В., Усачев Ю.Ю. Особенности форм художественного произведения на материале современного танца // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №11-12 (15-16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-form-hudozhestvennogo-proizvedeniya-na-materiale-sovremennogo-tantsa (дата обращения: 11.05.2024).
17. Пути развития современного танца [Электронный ресурс] URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/151258-statja-na-temu-puti-razvitija-sovremennogo-ta (Дата обращения: 09.05.2024)
18. Современная хореография [Электронный ресурс] URL: https://www.buro247.ru/culture/arts/next-wave.html (Дата обращения: 09.05.2024)
19. Современные направления хореографии [Электронный ресурс] URL: https://guru.wildberries.ru/article/sovremennye-napravleniya-horeografii-1684769249 (Дата обращения: 09.05.2024)
20. Хореографическая драматургия [Электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/files/khoreograficheskaia-dramaturgiia.html (Дата обращения: 09.05.2024)
21. Хореографическая драматургия и ее значение в хореографическом произведении [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-teme-horeograficheskaya-dramaturgiya-i-ee-znachenie-v-horeograficheskom-proizvedenii-4292063.html (Дата обращения: 09.05.2024)
22. Хореография как вид искусства [Электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/files/lektsiia-na-temu-khoreografiia-kak-vid-iskusstva.html (Дата обращения: 09.05.2024)
23. Шевлякова Д.Д. Феномен современного танца в реалиях глобальных вызовов -2022. Выпуск 1 (46) [Электронный ресурс] URL: http://theoryofculture.ru/issues/123/1514/ (Дата обращения: 09