Фрагмент для ознакомления
2
Анализ организации национально-культурных мероприятий и их влияния на гармонизацию межэтнических отношений в городе Москве
Если еще в недавнем прошлом для немногочисленного населения нерусской национальности Москвы было особенно важным не «раствориться» в местной среде, сохранить свою национальную самобытность, на что в частности была направлена основная деятельность национально-культурных обществ, то в наши дни не менее актуальной становится необходимость для мигрантов более глубоко приобщиться к образу жизни москвичей или, по крайней мере, не вызывать своим поведением, словами, манерами отрицательных эмоций у местных жителей. В этой связи интересны данные исследования, проведенного в 1992 г. сотрудниками Центра по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии РАН при участии авторов, среди 42 национально-культурных обществ Москвы (из 56, функционировавших в то время). Согласно опросу две трети их руководителей считали основной целью деятельности своих обществ развитие и пропаганду среди москвичей своего национального языка и культуры. Соответственно менее трети (помимо этого) называли задачу укрепления дружбы и взаимопонимания между народами.
Среди проводимых национально-культурными обществами мероприятий наиболее важными в то время их руководители считали: организацию школ, курсов с национальным языком обучения (более 60%), издательскую деятельность, пропагандирующую интересы национальных общин Москвы (более 60%), организацию вечеров, праздников, концертов с национальной тематикой (более половины), создание коммерческих структур (около 50%). В то же время мероприятия по ознакомлению членов своих обществ с достижениями других национальных культур, в том числе русской, видели в качестве особенно важного вида своей деятельности лишь четверть руководителей национально-культурных обществ. Конечно, национально-культурные общества и были созданы для того, чтобы защищать интересы людей своей национальности, способствовать сохранению своей национальной культуры. Однако, возможно, в новых условиях на данный конкретный момент подобная защита должна рассматриваться более широко, в том числе и как помощь нерусским жителям Москвы, особенно вновь приехавшим, скорее и безболезненнее адаптироваться к новой среде. Тем более, что для многих прибывающих в Москву людей нерусской национальности, немалая часть которых, как уже говорилось, представлена работниками физического труда, жителями сельской местности, являющимися носителями своих национальных культур, вопрос потери этнокультурной специфики пока не стоит особенно остро. Важно отметить, что нерусские москвичи, давно живущие в Москве, нередко достаточно хорошо владеют навыками своей национальной культуры[8].
Так, среди руководителей исследованных нами национально-культурных обществ (почти все они работники интеллектуального труда, давно живущие в Москве) более 80% свободно владеют своим национальным разговорным языком, более 40% разговаривают на этом языке дома, а четверть — и на работе, половина читает книги и газеты на языке своей национальности, около трети готовит дома блюда национальной кухни. В этой связи представляется важным, что во время нашего исследования более 60% руководителей национально-культурных обществ Москвы на вопрос о том, что больше всего затрудняет развитие культуры национальных меньшинств, проживающих в Москве, ответили — межнациональные и политические конфликты между их странами и Россией и более 50% — неприятие их соотечественников в Москве со стороны национального большинства. Можно сказать, таким образом, что среди многих факторов, так или иначе влияющих сейчас на адаптацию национальных меньшинств в Москве, прежде всего недавних мигрантов, одним из важнейших является характер межнациональных отношений. Некоторые результаты эмпирического исследования Предлагаемый ниже материал — это часть результатов исследования «Проблемы социально-куль-турной адаптации этнических меньшинств в Москве».
Исследование направлено на изучение факторов, способствующих улучшению межнационального климата в столице России, в первую очередь, отношений между постоянным московским населением и мигрантами последних лет, преимущественно из стран Закавказья3. Мы представим здесь некоторые результаты анализа специальных опросов, условно называемых «сочинениями», написанными по нашей просьбе в 1997г. столичными подростками на тему «Мой многонациональный город Москва». Эти материалы позволяют выявить у молодых москвичей русской национальности представления об этнических реалиях, окружающих их в Москве, а также бытующие в их массовом сознании этнопсихологические стереотипы и установки по отношению к разным народам. Современные московские подростки это, как известно, в основном учащиеся старших классов школ и других средних учебных заведений. Они представляют собой довольно своеобразный слой столичных жителей. Эти люди 15-16 лет, уже имеют определенный жизненный опыт, в том числе и опыт межнационального общения, личный или семейный[11].
Большинство из них начитаны, в определенном смысле образованны, имеют свои собственные суждения о происходящем вокруг них и практически не скрывают своих взглядов. Эти мальчики и девочки, имеющие свое собственное представление об общественных и личных ценностях и чувствующие себя настоящими москвичами, довольно свободно, хотя порой и очень радикально, высказывают свое отношение не только к проблемам межнациональных отношений в Москве, но и дают советы, как в целом решить сложную проблему инонациональной миграции в столице. Именно эта группа москвичей будет жить и наиболее активно определять этнопсихологическую обстановку в центре России в ближайшие десятилетия следующего века. Естественно, большинство этих ребят, у которых еще очень явственно просматривается в мышлении так называемый «подростковый синдром», основываясь на дальнейшем опыте своей жизни, могут не раз поменять свои взгляды, свое отношение к представителям других этносов. Но то, что закладывается в их души в юношеском возрасте, по наблюдениям психологов, порой определяет их мировоззрение на всю жизнь. Поэтому в нашем исследовании мы считали важным не только зафиксировать их сегодняшние, во многом ситуационные взгляды на острейшую общественную проблему, но и, изучая механизмы формирования и регулирования межэтнических отношений, попытаться понять истоки приязни и неприязни русских москвичей к «инонационалам», к «другим», к «не таким, как мы».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артюх Ю. В. Межнациональные отношения в столичном мегаполисе: опыт и перспективы регулирования в современных условиях // Коммуникология – 2014 – №2 – С.171-179
2. Асанова Э. С. Межэтническое взаимодействие в условиях национально-смешанных семей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2008. – №8. – С.224-228
3. Баранов А.В., Межэтнические и межконфессиональные взаимодействия в краснодарском крае глазами молодёжи (этносоциологический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2022. – С.176 – 184
4. Горлова И. И., Бычкова О. И. Социокультурный механизм гармонизации межэтнических отношений в полиэтническом регионе // Культурная жизнь Юга России. – 2015. – №3 – С.27-32
5. Калашников К. Н. Национально-культурные автономии в современной России: проблемы представительства и эффективности // Вопросы территориального развития – 2020 - №3 – С.1-20
6. Кускарова О. И. Взаимосвязь национальных культур как необходимое условие гармонизации межэтнических отношений в современном обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология – 2016 - №7 – С. 83-93
7. Кускарова О. И. Теоретические основы изучения межэтнического взаимодействия на территории Республики Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013 – №3 – С. 111–117.
8. Кускарова О. И. Межэтническое взаимодействие в поликультурном регионе: социокультурный аспект: дис. … канд. социолог. наук: 22.00.06. Майкоп, 2013 – 261 с.
9. Маркова Н. Г. Культура межнационального общения базовый индикатор межнациональных отношений // Известия РГПУ им. А. И. Герцена – 2008. – №81 – С.94-103
10. Остапенко Л.В., Старченко Р.А., Субботина И.А. Русская молодежь Москвы (социально-демографические и этно-культурные характеристики) Полевая этностатистика. – М., ИЭА РАН, 2018 – 184 с.
11. Социально-культурная адаптация мигрантов и развитие межнационального диалога Методические рекомендации для национально-культурных организаций – СПБ.: Фонд президентских грантов, 2018 – 61 с.
12. Сторчак А.В. Состояние межэтнических отношений и проблема толерантности в Краснодарском крае – К.: КубГУ, 2023 – 46 с.
13. Сченснович В.Н. Межэтнические отношения и СМИ в России. (аналитический обзор) // Россия и мусульманский мир – 2023 - №1 (327) – С.18-27
14. Чимитова И.З. Права человека и межэтническая толерантность в условиях России // Образование. Наука. Научные кадры – 2022 - № 2. С. 110—114.
15. Шайдуллов А.А. Формирование культуры межнациональных отношений в молодежной среде // Вестник ПАГС – 2017 - №6 – С.108-112