Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
Глава 1. Общие теоретические проблемы правового применения института подготовки осуждённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы 4
1.1 Цели, задачи и функции института подготовки осуждённых, 4
отбывающих лишение свободы, к освобождению 4
1.2 Этапы подготовки осуждённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к освобождению 8
Глава 2. Правовое регулирование деятельности администрации исправительного учреждения по подготовке осуждённых к освобождению 15
2.1 Организационно-правовые основы решения вопросов трудового и бытового устройства осуждённых 15
2.2 Применение социальной работы и воспитательного воздействия при подготовке осуждённых к освобождению 20
Глава 3. Проблемы постпенитенциарного ресоциализации лиц, освобожденных из исправительных учреждений 23
Заключение 25
Библиографический список 28
Фрагмент для ознакомления
2
Учитывая, что личность осужденного является предметом исследования с момента прибытия в пенитенциарное учреждение, считаем необходимым внести изменения в ст. 79 УК РФ «Прием осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях», дополнив ее частью 3, которая гласит: «В период пребывания осужденного. В карантинном отделении, а также на последующих этапах отбывания наказания организуется всестороннее исследование его личности, выявляются причины совершения наказания. лицо, совершившее преступление, и условия, способствовавшие этому.
По результатам исследования личности в течение трех месяцев после поступления осужденного в исправительное учреждение разрабатывается индивидуальная программа подготовки осужденного к освобождению. Исследование личности человека, поступающего в исправительное учреждение, является необходимым условием его подготовки к освобождению, которое должно быть организовано в соответствии с устройством изучения личности осужденного на этапе первичной адаптации и на подготовительном этапе. .
На данных этапах необходимо разграничить лиц, имеющих положительные жизненные установки, и антисоциальных элементов, работу по подготовке к освобождению нужно вести только с лицами, желающими этого .
Следующим этапом подготовки осуждённого к освобождению, является подготовительный. На данном этапе имеется предварительный социально-психологический портрет лица и, соответственно, можно прогнозировать его дальнейшее поведение как в колонии, так и после освобождения. Имеется представление о его планах и жизненных установках, социально-полезных связях и проблемах, состоянии здоровья, уровне интеллекта и образования; в процессе изучения личности были выделены основные причины, способствовавшие совершению осуждённым преступления.
На этом этапе должны быть намечены основные направления работы с осужденным, направленные на подготовку его к жизни в обществе. Работу по подготовке к увольнению следует начинать только с людьми, положительно относящимися к жизни. Заранее оказывать помощь тем, кто ее отрицает, нет смысла, в таком случае необходимо сначала убедить осужденного, дать ему понять, что рано или поздно срок его наказания закончится и ему придется восстанавливаться. самостоятельная жизнь, в соответствии с нормами, установленными в обществе.
У осуждённого должно возникнуть стремление к изменению самого себя. Жизнедеятельность осуждённых в исправительном учреждении должна подлежать четкой организации. Если не занимать осуждённых полезной деятельностью в период отбытия наказания, не организовывать досуг, от бездеятельности создаются предпосылки к занятию осуждёнными деятельностью противоправной.
Как показывает практика, привычка бездельничать осужденных получила широкое распространение в российских исправительных учреждениях. Это стало возможным из-за неэффективности. Исполнение своих обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной системы, их незаинтересованность в выполнении государственной функции – исправлении осужденных, в том числе. Отсутствие необходимых материальных и человеческих ресурсов.
На данном этапе необходима разработка индивидуальной программы подготовки. осуждённого к освобождению, основной целью которой является устранение тех негативных факторов, которые явились следствием совершения преступления, за которое осуждённый помещен в места лишения свободы. Программа должна содержать ряд следующих основных направлений :
– социально-бытовое: разработка мероприятий по формированию и развитию навыков самообслуживания, повышения общекультурного уровня, планирование и решение. вопросов бытового и трудового устройства, получение и восстановление утраченных документов;
– медико-физиологическое: разработка мероприятий медицинской реабилитации, профилактика. алкоголизма и наркомании, формирование ориентации на здоровый образ жизни;
– психологическое: разработка мероприятий психологической поддержки, оказания необходимой психологической. помощи, поэтапное определение психоэмоционального состояния личности;
– образовательное: разработка мероприятий повышения образовательного уровня осуждённого, профессионального обучения и профессиональных навыков.
Этап исправления – основной этап в подготовке осуждённого к освобождению. По временным рамкам данный этап является самым продолжительным. В этот период либо происходит нравственный, психологический «перелом», личности осуждённого, либо продолжает развиваться и закрепляться криминальный опыт поведения.
Задачи администрации на данном этапе довольно объемны и содержательны, так как необходимо решить ряд задач :
Сформулировать отношение в рамках реализации мероприятий по подготовке осужденного к освобождению. о законопослушном поведении как во время пребывания в колонии, так и после освобождения;
Объяснить и сформулировать осужденному необходимость сохранения общечеловеческих ценностей и выполнения определенных социальных ролей в обществе, например, гражданина, служащего, семьянина и других;
Обеспечить получение осужденными общего уровня образования и повышение своего личностного и интеллектуального уровня;
Организовать получение заключенными профессиональной подготовки по профессии, которую они практикуют. после освобождения послужит реальным источником средств к существованию;
Оказать помощь в восстановлении социально полезных связей, укрепить имеющиеся;
Решить вопросы получения и восстановления осуждёнными документов, необходимых для жизнедеятельности после освобождения;
Сформировать положительное отношение к труду, при этом необходимо на данном этапе обеспечить нормальные условия труда и достойное вознаграждение за труд;
Оказать помощь в решении вопросов социально-бытового характера, как в период отбытия наказания, так и после освобождения.
На этом этапе целесообразно провести работу по подготовке к увольнению в групповой и индивидуальной работе. Методы работы с осужденными. Индивидуальным методам воздействия следует отдавать приоритет перед групповыми методами воздействия, учитывая, что большинство осужденных содержатся в неблагополучных местах. Свобода находится под влиянием тюремной субкультуры и обладает определенной криминогенной устойчивостью.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно – правовые акты
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.12.2023)
2. Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23.06.2016 N 182-ФЗ (последняя редакция)
3. Закон РФ "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" от 21.07.1993 N 5473-1
4. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р: [официальный текст по состоянию на 12.05.2021]. Официальный сайт Справочная правовая система "ГАРАНТ".
Монографии, статьи
5. Адоевская, А.О. Конвенционные нормы ресоциализации осужденных // Юридический вестник Самарского университета. № 1. / А.О. Адоевская. - Самара. 2019. - 50 с.
6. Запорожец, Ю. Д. Особенности психологической подготовки осужденных женщин к освобождению / Ю. Д. Запорожец // Человек: преступление и наказание: Сборник материалов Международной научно-теоретической конференции адъюнктов, аспирантов, соискателей, курсантов и студентов, Рязань, 25 марта 2022 года. – Рязань: Академия ФСИН России, 2022. – С. 514-518.
7. Институциональные основы уголовного права РФ: к 70-летнему юбилею профессора В.П. Коняхина: Сборник материалов международной научно-практической конференции, Краснодар, 01–02 февраля 2024 года. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2024. – 724 с. – ISBN 978-5-605-08472-3. – EDN LDBTDL.
8. Карпов, А. А. К вопросу об особенностях привлечения осужденных к труду в местах изоляции от общества: современное состояние и перспективы развития / А. А. Карпов, А. Д. Перлик // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Воронеж, 17–18 мая 2023 года. – Воронеж: Строки, 2023. – С. 66-72.
9. Ковшова, Е. Н. Правовая основа подготовки осужденных к освобождению / Е. Н. Ковшова // Студенческий. – 2023. – № 29-2(241). – С. 52-55.
10. Козакевич, А. В. Спорные вопросы подготовки осужденных к освобождению из мест лишения свободы / А. В. Козакевич // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений: Сборник научных статей по итогам работы круглого стола №5 со Всероссийским и международным участием, Шахты, 30–31 мая 2021 года / УКК «Актуальные знания»; Ассоциация «Союз образовательных учреждений». Том Часть 1. – Шахты: Общество с ограниченной ответственностью "КОНВЕРТ", 2021. – С. 160-162.
11. Леоновец, П. Ю. Теоретические основы изучения технологий формирования социальной компетентности осужденных женщин в ходе подготовки к освобождению / П. Ю. Леоновец // Вестник молодого ученого Кузбасского института: Сборник научных статей / Отв. редактор Н.Н. Ивашко. Том Выпуск 9. – Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. – С. 113-116.
12. Лутовинов В.И. Патриотическое (военно-патриотическое) воспитание: научно-методические и организационно-практические основы / В.И. Лутовинов. М.: Сотис, 2018. 336 с.
13. Макаренко, К. В. Социально-психологический тренинг как способ подготовки несовершеннолетних осужденных к освобождению / К. В. Макаренко // Generation: Материалы III Всероссийской научно-практической студенческой конференции, Новосибирск, 22 апреля 2022 года / Под редакцией А.С. Тишковой. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. – С. 317-320.
14. Малетина, Е. А. Подготовка осужденных к освобождению в исправительной колонии как предмет междисциплинарных научных исследований / Е. А. Малетина // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России: Научно-практическое ежеквартальное издание. Том Выпуск 3. – Москва: Научно-исследовательский институт ФСИН России, 2021. – С. 191-196.
15. Профилактика повторной преступности среди лиц, освобождающихся из мест лишения свободы / М. Г. Дебольский, М. М. Москвитина, С. Г. Кряжева, Д. Е. Дикопольцев // Вестник Пермского института ФСИН России. – 2023. – № 2(49). – С. 23-35. – DOI 10.34988/2226-2326.2023.53.98.003.
16. Ресоциализация и реальное включение в гражданское общество осужденных: монография / под ред. Т.В. Кленовой. - М., 2019. - 432 с.
17. Тищенко, Ю. Ю. Отдельные аспекты подготовки осужденных к освобождению из воспитательных колоний / Ю. Ю. Тищенко, А. А. Самойлова // Право и управление. – 2024. – № 2. – С. 216-220. – DOI 10.24412/2224-9133-2024-2-216-220. – EDN KRXSQE.
18. Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. В. И. Селиверстова; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Юридический фак. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва: НОРМА: ИНФРА-М, 2020. - 432 с.
19. Южанин В. Е., Горбань Д. В. Институт подготовки осужденных к освобождению в прогрессивной системе отбывания наказания в виде лишения свободы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. №3 (82)
20. Янчук, И. А. Отдельные вопросы совершенствования подготовки осужденных к освобождению из мест лишения свободы / И. А. Янчук // Государственная служба и кадры. – 2020. – № 4. – С. 116-118.