Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Формирование активной, творческой и самостоятельной личности в образовательной среде сегодня начинается с дошкольной образовательной организации. Дошкольный возраст можно рассматривать как уникальный при формировании ребёнка как самостоятельной личности. Развитие ребёнка в детстве происходит быстрыми темпами. У него велика потребность быть самостоятельным.
Проблему формирования трудолюбия и самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста рассматривали многие исследователи, в частности, В.Г. Нечаева, А.Д. Шатова и др. Формирование трудолюбия и самостоятельности у детей дошкольного возраста осуществляется педагогами и семьёй, в том числе, под воздействием окружающего мира.
Семья и дошкольная организация играют большую роль в развитии каждого ребёнка. Это влияет на развитие самостоятельности дошкольника и формирование его личностных качеств. Совместные усилия педагогов ДОУ и родителей способствуют всестороннему развитию и формированию трудолюбия у дошкольников.
C педагогической точки зрения, необходимо чтобы формирование трудолюбия и самообслуживания у детей проходило в ненавязчивой обстановке и в игровой форме. Для этого необходимо использовать соответствующие инновационные педагогические технологии, в том числе, дидактические, диагностические и методические материалы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Проблема исследования: какие педагогические условия будут способствовать развитию самообслуживания детей дошкольного возраста?
Цель исследования: изучение педагогических условий развития самообслуживания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития навыков самообслуживания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития самообслуживания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть психолого-педагогическую сущность развития самообслуживания детей дошкольного возраста.
2. Изучить возрастные особенности развития самообслуживания детей дошкольного возраста.
3. Изучить педагогический опыт по проблеме развития самообслуживания детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические. Анализ и обобщение психолого - педагогической литературы, изучение педагогического опыта.
Глава 1. Процесс развития самообслуживания детей дошкольного возраста
1.1. Исследование психолого-педагогической сущности развития самообслуживания детей дошкольного возраста
Одна из главных задач педагога ДОУ сформировать и направить высокую активность ребёнка в правильное русло. Даже у самого маленького человека есть свои потребности, стремления и интересы. Случается, что планы взрослых и детей не совпадают, и здесь начинают возникать проблемы в воспитании детей. Каждый педагог должен обращать внимание на самовоспитание и саморазвитие ребёнка.
Самообслуживание дошкольника является основным видом его труда. Самообслуживание - это освоение ребенком культурно-гигиенических навыков, к которым относят:
-навык приёма пищи;
-мытьё рук и умывание;
-раздевание и одевание;
-гигиенические навыки.
Повтор режимных процессов с целью формирования устойчивого навыка и требования к детям со стороны взрослых, обеспечивают прочность навыков. Это закрепляет формирование потребности ребёнка в чистоте и опрятности. У дошкольника формируется привычка к самообслуживанию.
К примеру, самообслуживание детей дошкольного возраста имеет большее воспитательное значение для каждого из воспитанников ДОУ. Для родителей это очень важно и первыми педагогами в данном случае являются именно родители дошкольников [11].
Трудовые поручения рассматривали в своих работах авторы В.Г. Нечаева и А.Д. Шатова. Поручение всегда исходит от хорошо знакомого взрослого. В поручении определена конкретная задача и хорошо описан конечный результат того, что ребёнок должен выполнить. Если ребёнок хорошо справляется с тем заданием, которое ему поручили, это задание можно ему поручить выполнять несколько дней подряд. Это можно назвать длительным поручением. В поручениях заключен элемент требования, с помощью которого ребенок, приучается действовать целенаправленно.
В воспитательном процессе, независимо от того, какого возраста дети, всегда имеется достаточно много различных резервов. Над этими процессами работало и работает много исследователей в области педагогики и психологии. В психологии отражены психологические закономерности обучения и воспитания, позволяющие формировать личность ребенка на его разных возрастных этапах [16].
Радость труда – это могучая воспитательная сила. Ребёнок должен с детства глубоко пережить это чувство. Труд является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование. Осмысленный и полезный человеческий труд – это одна из многих сфер жизнедеятельности субъекта. В труде реализуется богатство человеческих отношений.
Воспитать любовь к труду достаточно сложно. В трудовой деятельности развивающийся субъект видит важнейшее средство самовыражения и самоутверждения. Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные психологи и педагоги. К.Д. Ушинский, П. Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и многие другие учёные внесли большой вклад в изучение активности и самостоятельности детей дошкольного возраста. Ученые Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Н.В. Елизарова и др. изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей посредством трудового воспитания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А Айдашева. – М.: Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 384 с.
2. Асланова, З.М. Развитие трудолюбия у детей дошкольного возраста [Текст] / З.М. Асланова // Дошкольное воспитание. - 2016. - N 9. – С. 74-48.
3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развития. [Текст] / Т.М. Бабунова – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2014. – 251 с.
4. Васильева, М.А. Трудовое воспитание [Текст] / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2015. – N 4. – С. 18.
5. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет [Текст] / А.С. Галанов - М.: АРКТИ, 2013. - 96 с.
6. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно- методических материалов [Текст] – М., 2014. – 354 с.
7. Дидора, О.Н. Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников / О.Н. Дидора. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 21-23. — [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14835/ (дата обращения: 08.05.2024).
8. Житко, И.В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Житко // Педагогика. – 2015. – N 6. – С. 36-39.
9. Киселева, Г.М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей дошкольного возраст [Текст] / Г.М. Киселева // Дошкольное воспитание. – 2014. – N 11. - С. 112-119.
10. Климон, Н. Л. Влияние семьи на формирование социально- бытовых навыков у дошкольников [Текст] // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. N 1. С. 78-88.
11. Князева, О. Новое направление в дошкольном образовании - развитие социальной компетентности дошкольников [Текст] / О. Князева // Дошкольное образование. - 2013. - N 9. - 79-82.
12. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка- дошкольника: Программно-метод. пособие [Текст] / Л.В. Куцакова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 254 с.
13. Младший дошкольный возраст. [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 08.05.2024).
14. Особенности развития детей младшего дошкольного [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 08.05.2024).
15. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ - детский сад № 44 на 2021-2022 учебный год. Описание образовательной программы, прошедшей экспертизу. [Электронный ресурс] URL: https://44sdu.tvoysadik.ru/org-info/education-program?id=13& (дата обращения: 08.05.2024).
16. Портал Детский сад. ру [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 08.05.2024).
17. Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. С изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г. [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 08.05.2024).
18. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте // Дошкольник [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 08.05.2024).
19. Реестр примерных программ на электронных носителях. Функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами. [Электронный ресурс] URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya?ysclid=l37in08dfp (дата обращения: 08.05.2024).
20. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов педучилищ и колледжей [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 119 с.
21. Соколова О.Г. Формирование социального поведения у детей раннего дошкольного возраста // Дошкольник (дошкольник.рф) [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 08.05.2024).
22. Тузова Н.А. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития посредством использования ресурсов игровой деятельности (методическая разработка). [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 08.05.2024).
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 08.05.2024).
24. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности [Текст] / В.В. Толмачева. Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск, 2010. – С. 24-32.
25. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье [Текст] / А.Е. Точин. - Минск: Нар. аствета, 2008. - 96 с.
26. Тулегенова, А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Тулегенова // Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: Новая школа, 2008. - 24с.
27. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения [Текст] / К. Фопель // Практическое пособие. - Пер. с нем.; в 4-х томах. - Т.4, 2-е изд., стер. - М.: Генезис, 2019. - 160 с.
28. Цукерман, Г.А. О детской самостоятельности [Текст] / Г.А. Цукерман, Н.В. Елизаров. Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 2008. - No6. - С. 10-21.
29. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде [Текст] / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 2018. - 174 с.
30. Шульга, Л.М. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию [Текст] / Л.М. Шульга. - М.: Просвещение. - 2009 – 385 с.