Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт имеет большое значение в транспортной инфраструктуре страны, обеспечивая обслуживание более 1,5 миллиона компаний, организаций, колхозов, совхозов и других коллективных клиентов народного хозяйства, а также населения.
Для повышения эффективности работы транспортной системы необходимо ускорить разработку и внедрение передовых технологий, улучшить условия труда и жизни работников, повысить их квалификацию и заинтересованность в результатах работы, развивать новые виды транспорта, ускорять обновление подвижного состава и других технических средств, укреплять материально-техническую и ремонтную базу, повышать уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и ремонтных работ. Также важно повышать безопасность дорожного движения и уменьшать негативное воздействие на окружающую среду.
Одна из ключевых задач, стоящих перед автомобильным транспортом, заключается в разработке современного ресурсосберегающего и технологичного оборудования для технического обслуживания и ремонта автомобилей.
В рамках актуальности данной темы была создана конструкция стенда для разборки и сборки коробок передач, которая обладает такими преимуществами, как низкая стоимость, простая конструкция и высокая степень унификации по сравнению с аналогами.
Цель курсовой работы - совершенствование стенда для сборки и разборки КПП.
Задачи курсовой работы:
1. Разработка конструкции кантователя для разборки-сборки коробки передач.
2. Разработка технологического процесса разборки коробки передач.
3. Провести оценку экономической эффективности модернизируемого стенда для разборки-сборки коробки передач.
Глава 1 Разработка конструкции кантователя для разборки-сборки КПП
1.1. Техническая характеристика стенда, без учета установленной КПП
- длина стенда, мм не более 1000
- ширина стенда, мм не более 900
- высота стенда, мм не более 1500
- масса стенда в сборе без установки КП, кг не более 100
1.2 Подбор материалов
Создание продукта будет основано на аналоге, выбранном среди различных стендов, производимых отечественной промышленностью для ремонта автомобильных трансмиссий и тракторных коробок передач. Ниже представлены наиболее распространённые модели стендов: стенд 2365, стенд 2218 и стенд Р636.
1.3 Общее устройство стенда
Конструкция стенда включает раму 1, изготовленную из сваренных между собой стандартных стальных трубных профилей. В нижней части рамы закреплены четыре регулируемые опоры 2 с возможностью поворота в трубах каркаса.
КПП 3, подлежащая ремонту, предварительно устанавливается в дисках 4 и 5. Крепление КПП осуществляется через промежуточный фиксирующий кронштейн 6 на диске 5. В диске 5 предусмотрены отверстия для рук оператора при вращении диска, как рулевого колеса, и для работы фиксатора 7.
Оба диска устанавливаются на ролики 9 стенда, всего их четыре на стенде. Ролики свободно вращаются на своих осях 10, расположенных в проушинах 8 на раме 1 стенда.
В нижней части рамы 1 расположен поддон 11 для сбора отработанного масла с решёткой для улавливания мелких деталей. В углу решётки предусмотрено смотровое окно для контроля уровня масла.
Работа стенда.
Перед началом ремонтных работ КПП или другой узел проходит предварительную очистку в моечной камере. Затем КПП подводится к стенду, закреплённому на грузовой тали или лебёдке, и в подвешенном состоянии устанавливаются диски 4 и 5, а также кронштейн 6. КПП фиксируется минимум тремя болтами к каждому диску.
Ремонтируемую коробку переключения передач подводят к стенду с помощью грузоподъёмного устройства. Оператор нажимает на рычаг фиксатора 7, отключая его, что позволяет повернуть КПП, взявшись за диск 5 и поворачивая его. Вращая КПП, оператор достигает более удобного положения для крепления редуктора на роликах 9. Кроме того, для удобства совмещают оси поворота и ось КПП, чтобы перенести центр тяжести агрегата в центр поворота, что снижает усилие оператора при повороте КПП.
После установки КПП грузоподъёмное устройство следует убрать из рабочей зоны оператора стенда. Оператор выполняет необходимые сборочно-разборочные и ремонтные работы, обеспечивая доступ ко всем сторонам КПП путём ручного вращения диска 5. При необходимости слить отработанное масло можно в бак 11, размещённый в месте течи в каркасе.
После завершения ремонтных работ КПП снимают в обратном порядке, указанном при монтаже, и переносят на специальную тележку с помощью тали. В конце смены с поверхностей стенда и пола удаляют грязь и отходы, а рабочие поверхности протирают маслянистой ветошью.
1 – рама, 2 – регулируемая опора, 3 – КПП КамАЗ, 4 – диск, 5 – задний диск, 6 –кронштейн, 7 – фиксатор вращения, 8 – проушины, 9 – ролики, 10 – ось, 11 – поддон для сбора масла.
Рисунок 1.1 - Схема стенда для ремонта КПП КамАЗ:
Система фиксации вращения моста (см.рисунок 1.2).
1 – проушины стенда, 2 – ось, 3 – прижим, 4 – пружина, 5 – кольцо, 6 – ось пружины, 7 – фиксатор, 8 – диск с КПП, 9 – тяга, 10 – педаль, 11 – проушины педали.
Рисунок 1.2 - Система фиксации вращения КПП:
Верхняя и нижняя части соединены между собой стальной тягой с приваренными на концах вилками. В верхней части на раме стенда установлены проушины 1 с осью 2, на которой свободно перемещается фиксатор 7. В нижней части фиксатора приварен выступ 3, который поджимается пружиной 4. Чтобы удерживать пружину в горизонтальном положении, на прижиме и корпусе стенда приварены кольца 4, а по центру пружины проходит ось 6, также прикреплённая к раме стенда. Клювообразный конец фиксатора 7 входит в соответствующие прорези диска 8, на котором закреплена коробка передач (КПП).
Нижняя часть системы состоит из проушин 11, приваренных к раме стенда, где расположена ось и педаль 10. Середина педали шарнирно соединена с фиксатором 7 через стальную тягу 9 с помощью пальца.
Работа системы.
Работа на стенде предполагает постоянное включение фиксирующего механизма, при этом диск 8 зажат, тяга 9 напряжена пружиной 4, а фиксатор 7 находится в крайнем левом положении своей клювообразной частью.
Для поворота КПП оператор нажимает на педаль 10 и удерживает её, сжимая пружину 4. Это приводит к выходу фиксатора 7 из диска 8 и отключению механизма фиксации, позволяя диску 8 повернуться на роликах стенда. Во время поворота оператор удерживает рычаг для соблюдения правил техники безопасности.
После этого мост можно свободно вращать, используя диск 8 обеими руками. После завершения вращения оператор отпускает педаль 10 и, если фиксатор сразу не попадает в прорезь диска 8, поворачивает диск до щелчка. Механизм фиксирует диск при совпадении отверстия в диске с клювообразной частью фиксатора 7.
Стенд модели 2365 отличается простой конструкцией, низкими производственными затратами и простотой в использовании, не требуя специальной подготовки персонала. Однако его недостаток заключается в низком уровне механизации, что ухудшает условия труда технического персонала.
Стенд модели 2218 также прост в конструкции и позволяет обслуживать сразу две коробки передач, но он недостаточно механизирован. Стенд модели Р636 обладает преимуществами перед стендами 2365 и 2218, такими как возможность поворота коробки передач в вертикальной плоскости на любой угол с помощью электропривода, улучшая условия труда технического
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров М.П., Решетов Д. Н., Байков Б.А. Транспортные подъёмные машины: Атлас конструкций: Учеб. пособие для студентов вузов; 3-е изд., доп. перераб. – М.: Машиностроение, 2017. 133 с.
2. Анисимов А.П. Экономика, планирование и анализ автотранспортных предприятий.М., Транспорт, 2018.
3. Анурьев В. И. Справочник машиностроителя конструктора. В 2-х т. Т. 1. 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Машиностроение, 2020. – 560 с.
4. Балабанов И.Г. Главные финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М., Статистика и финансы, 2019, 336 с.
5. Бачин В.А. Расчёт открытых передач: Методическое указание к выполнению заданий по курсу “Детали машин”. РИО АЛТИ, 2018. 41 с.
6. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. МТ «Итем лтд», 2019, 347 с.
7. Газаев М.Х. Показатели эффективности инвестиций в условиях рынка. М., ВНИИО ЭНТ, 2023, 376 с.
8. Горина Л.Н. Инженерные расчеты уровней производственных факторов на рабочих местах: учеб. пособие ТГУ; каф. управления экологической и промышленной безопасностью. - Гриф УМО. 2017. - 145 с.
9. Горфинкеля В.Я. Экономика предприятия. / М., Биржи и банки, 2017, 771 с.
10. Костулева Н.Н., Сметанин А.С., Дундин Н.И. Кинематические и энергетический расчёты привода: Методические указания и задания к курсовому проектированию. Архангельск: РИО АЛТИ, 2020. 33 с.
11. Котлер Ф. Основы маркетинга / М.:Прогресс,2019.
12. Мураткин, Г.В., Петин, Ю.П., Андреева, Е.Е. Технологическое проектирование организаций автомобильного транспорта / Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Тольятти: ТГУ, 2023. – 147 с.
13. Перевязкин Ю.Д. Подшипники, валы, муфты: Методическое указание к курсовому проектированию. – Архангельск: РИО АЛТИ, 2017. 37 с.
14. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей / Москва: РусьАвтокнига, 2001. - 286 с.